Яхт-клуб профсоюзов: сохранить и развивать

Яхт-клуб профсоюзов: сохранить и развивать
02 апреля
17:58 2016

Уже в ближайшие годы Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов может

обрести современную инфраструктуру, которая даст мощный толчок развитию парусного

спорта в городе на Неве. Недавно председатель Ленинградской Федерации профсоюзов

(ЛФП) Владимир Дербин, директор яхт-клуба Николай Норнов, генеральный директор

ООО «Экохолдинг» Вадим Епишин и главный архитектор проекта Людмила Ефремова

(«Архитектурная мастерская М. Атаянца») представили журналистам проект Концепции

развития территории старейшего в нашей стране яхт-клуба на Петровской косе, 9.

Маяк для отечественных яхт-клубов

Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов — единственный сохранившийся с

дореволюционных времен. Он считается фактическим правопреемником Императорского

яхт-клуба, членами которого могли стать только дворяне. Устав Санкт-Петербургского

речного яхт-клуба, утвержденный канцелярией Морского министерства 14 марта 1860

года, предусматривал членство независимо от сословий. В том же году речной яхт-клуб

открыл свой первый спортивный сезон и на долгие годы стал своеобразным маяком для

других яхт-клубов России.

Он заботился о развитии спортивного судостроения, собирал средства на программу

поощрения лоцманской службы, способствовал развитию общества спасения на водах. В

1864 году на территории Санкт-Петербургского речного яхт-клуба была создана

шлюпочная мастерская, где строились самые разнообразные суда — от гребных ботиков до

тяжелых яхт. В 1874 году при яхт-клубе были организованы первые в Петербурге

Морские классы с бесплатным обучением, в которых получали образование штурманы и

шкиперы, специалисты по ремонту и строительству яхт и шлюпок. В дальнейшем на

основе этих классов были созданы мореходный техникум и Морская академия им.

Макарова. В 1875 году в мастерских речного яхт-клуба построили первый в России буер

«Метель», положив начало развитию буерного спорта в нашей стране.

В 1924 году яхт-клуб был передан профсоюзной организации. До середины 1930-х годов

он базировался на месте будущего стадиона им. Кирова, на Крестовском острове. Для

новой стоянки речного яхт-клуба были намыты дополнительные территории у

оконечности Петровского острова — к западу от реки Керосиновки. Львиную долю средств

на эти работы выделили ВЦСПС и Леноблсовпроф. На базе мастерских яхт-клуба была

организована верфь, снабжавшая яхтами и буерами всю страну. Сам клуб получил

название Центральный яхт-клуб профсоюзов.

В период блокады Ленинграда на территории яхт-клуба располагалась воинская часть

ПВО. На базе яхт-клуба был сформирован разведывательно-диверсионный отряд, который

занимался патрулированием Невской губы. Яхтсмены-буеристы первыми произвели

разведку и маркировку будущей трассы легендарной Дороги жизни.

С 1945 года по инициативе яхт-клуба профсоюзов стала проводиться Международная

Балтийская регата. В 1946 году здесь открылась детская спортивная парусная школа. До

московской Олимпиады 1980 года он был основным и самым большим яхт-клубом нашей

страны, методическим центром парусного и буерного спорта, воспитавшим многих

именитых чемпионов.

Без инвестора не обойтись

Если после войны в нашем городе действовало свыше двух десятков яхт-клубов, то сейчас

осталось лишь 3. В постсоветское время были закрыты яхт-клубы ЛКИ-ГМТУ, «Молния»,

в Стрельне, Кронштадте, Сестрорецке, Лахте и многие другие. Территории большинства

бывших яхт-клубов застраиваются жильем и коммерческой недвижимостью.

Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов (такое название он получил в 1996

году) старается не только сохранить «культуру паруса», заложенную еще Петром Первым

при создании потешного флота, но и развивать славные традиции парусного спорта в

современных условиях. Однако делать это только собственными силами становится все

сложнее. Государство последний раз сделало серьезные вложения в развитие яхт-клуба

профсоюзов перед Олимпиадой 1980 года, профинансировав строительство главного

здания клуба и замену деревянных набережных на гранитные. Программа развития

парусного спорта и яхтинга в Санкт-Петербурге на 2013-2016 гг. предусматривает их

ежегодное финансирование из различных источников на 4 млн рублей. Тогда как,

например, ремонт килевой балки яхты обходится в несколько сотен тысяч рублей, а

стоимость одного паруса (их на яхте — 3) — около 100 тыс. рублей.

Одним из собственников речного яхт-клуба, наряду с Федерации независимых

профсоюзов России (ФНПР) и ЛФП, является администрация Петербурга. Однако

профильные комитеты вместо оказания помощи яхт-клубу предпочитают выяснять

имущественные и хозяйственные отношения с профсоюзами. Иной раз дело доходит до

абсурда. Как рассказал на пресс-конференции Владимир Дербин, уже несколько лет яхт-

клуб не платит за аренду водных участков территории из-за отсутствия официально

оформленных арендных отношений. Предыдущий договор городские власти расторгли

через суд на том основании, что он был заключен без проведения торгов. С тех пор торги

безрезультативно идут практически каждую неделю. В итоге желание городской

администрации оформить свои права «на воду», чтобы затем «сдавать» ее яхт-клубу в

аренду, обернулось тем, что петербургский бюджет недополучает арендные платежи, а

яхт-клуб оказался в двусмысленном положении.

Владимир Дербин напомнил, что яхт-клуб на Петровской косе не имеет от государства

никаких льгот. За последние годы за счет профсоюзов на территории речного яхт-клуба

была построена газовая котельная, возведены современные причальные сооружения для

швартовки яхт, обустроены детские парусная и водомоторная секции. «Наша задача –

сохранить в городе яхт-клуб, как объект спортивного назначения, и детский парусный

спорт», — подчеркнул глава профсоюзов нашего региона.

Однако своими силами, без привлечения частного инвестора, необходимую

модернизацию яхт-клуба ни профсоюзы, ни город провести не смогут. Практически все

зарабатываемые яхт-клубом средства «съедают» текущие расходы. ЛФП не один год

подыскивал инвестора для реновации территории яхт-клуба. Несколько лет назад был

подписан меморандум с Газпромом, однако газовый монополист решил строить свой яхт-

клуб у «Лахта центра». Профсоюзы отказались от тех инвестиционных проектов, которые

предусматривали застройку жильем большей части территории яхт-клуба. «Мы

категорически не согласны с такой «реновацией», — подчеркнул Владимир Дербин.

ЛФП также не разделяет позицию Комитета по физической культуре и спорту, который

требует развивать на базе речного яхт-клуба профсоюзов несвойственные ему виды

спорта, в частности водный слалом. Владимир Дербин убежден, что этим вполне мог бы

заняться принадлежащий городу гребной клуб «Знамя», где умудряются культивировать

даже «непрофильные» сухопутные виды спорта.

Реновация территории и модернизация инфраструктуры

Профсоюзы остановили свой выбор на инвестиционном проекте ООО «Экохолдинг»,

согласно которому территория речного яхт-клуба полностью сохраняет свое основное

назначение, а все новые сооружения будут вспомогательными. Предполагается

существенно расширить базу обслуживания парусных судов, построив современные

эллинги, в том числе теплый эллинг, где ремонт можно проводить круглогодично. Будет

создана и площадка для быстрого ремонта судов. В результате вместо существующих

эллингов, занимающих 2,6 тыс. кв. метров, появится здание площадью почти 30 тыс. кв.

метров с открытым двором для хранения яхт и катеров. Ангар в 2,1 тыс. «квадратов»

трансформируется в здание с двумя вертолетными площадками на кровле и просторной

парковкой.

Концепция, разработанная в ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца», предполагает

создание на территории яхт-клуба и другой современной инфраструктуры – гостиницы на

240 номеров, многофункционального спортивного клуба, физкультурного водно-

реабилитационного комплекса, где спортсмены и туристы смогут отдохнуть после

продолжительного водного путешествия. «Мечта любого яхтсмена – отмокнуть в пресной

воде», — напомнил Вадим Епишин.

В архитектурном облике комплекса учтены требования высотного регламента

(максимальная высота строительства — 25 метров) и стиль, присущий петербургским

строениям и набережным. На Западной (Гостевой) гавани планируется построить храм-

маяк, который будет виден издалека, как с водной акватории, так и со стороны Западного

Скоростного диаметра. Он может стать одной из изюминок всего Петровского острова и,

по словам Людмилы Ефремовой, уже получил одобрение митрополита Петербургского и

Ладожского Варсонофия.

Главное здание яхт-клуба, возведенное по оригинальному проекту в виде

кристаллической решетки, решено сохранить как памятник советской архитектуры. Рядом

появится новое здание яхт-школы. По настоянию профсоюзов территория яхт-клуба

сохранит статус рекреационной зоны. Будет сохранен и парк, который в свое время был

создан стараниями профсоюзных активистов.

Реконструкция яхт-клуба обойдется в 6 млрд рублей. Строительство займет около пяти

лет и пройдет в два этапа. В период реновации яхт-клуб закрывать не будут, но

определенные неудобства в его работе могут возникнуть. Зато «на выходе» яхт-клуб

получит комплекс новых, современных, благоустроенных помещений. После завершения

реконструкции «Экохолдинг» приобретет 49% долей имущества Петербургского речного

яхт-клуба профсоюзов, но контрольный пакет (51%) останется у ФНПР и ЛФП.

Реальная яхтенная столица

Сейчас представленная Концепция развития территории яхт-клуба профсоюзов проходит

стадию общественного обсуждения. Владимир Дербин не скрывает, что в городской

администрации есть, как сторонники, так и противники этого проекта. А попытка

профсоюзов заручиться поддержкой «Совета Капитанов» привела к тому, что самые

высокие инстанции завалены посланиями с мольбой «спасти» речной яхт-клуб.

«Яхт-клуб мы никому не продаем, название не меняем, жилье здесь строить не будем, —

опроверг наиболее расхожие домыслы Владимир Дербин. — Инвестор приобретет здесь

свою долю, и мы совместно будем развивать данный яхт-клуб. Кроме яхтенного спорта,

здесь ничего быть не должно». Председатель ЛФП также напомнил, что профсоюзы —

одна из немногих организаций, которые до сих пор сохраняют доступный парусный спорт

в городе на Неве.

Спортсмены опасаются, что реконструкции яхт-клуба может обернуться повышением

стоимости хранения яхт. Однако, как пояснил Владимир Дербин, эта величина зависит

совсем от других компонентов – валютного курса, коммунальных тарифов и т. д. Что

касается каких-либо гарантий, то яхт-клуб профсоюзов готов их дать только

профсоюзным яхтсменам.

Любопытно, что во время пресс-конференции один из журналистов настойчиво пытался

доказать инвесторам, что гостиница на территории яхт-клуба может не принести прибыли,

поскольку многие приезжие яхтсмены предпочитают жить на своем судне. Однако

реализация представленной Концепции развития позволит старейшему яхт-клубу страны

культивировать парусный спорт самой высшей пробы — класса А. Это предполагает

проведение крупных спортивных соревнований и прием многочисленных гостей, в том

числе иностранных. Среди них будут не только спортсмены, но и тренеры, судьи,

болельщики, журналисты.

Речной яхт-клуб профсоюзов расположен в одном из красивейших мест Петербурга и

является превосходной базой для проведения парусных учебно-тренировочных сборов и

гонок различных рангов. Он имеет в своем распоряжении три удобные гавани, в которых

одновременно на воде могут стоять более 300 судов. Если яхт-клуб профсоюзов получит

современную инфраструктуру и статус яхтенного порта класса А., Петербург вновь

превратится в реальную столицу яхтинга, способную на самом высшем уровне принимать

яхтсменов и любителей парусного спорта. Как подтвердил Владимир Дербин, это

полностью соответствует и принципиальной позиции профсоюзов: не только сохранение,

но и развитие яхт-клуба, в соответствии с современными требованиями и

международными стандартами.

Михаил Кореневский

Об авторе

ТЕСТ

ТЕСТ

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.