Яхт-клуб профсоюзов: сохранить и развивать

Уже в ближайшие годы Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов может
обрести современную инфраструктуру, которая даст мощный толчок развитию парусного
спорта в городе на Неве. Недавно председатель Ленинградской Федерации профсоюзов
(ЛФП) Владимир Дербин, директор яхт-клуба Николай Норнов, генеральный директор
ООО «Экохолдинг» Вадим Епишин и главный архитектор проекта Людмила Ефремова
(«Архитектурная мастерская М. Атаянца») представили журналистам проект Концепции
развития территории старейшего в нашей стране яхт-клуба на Петровской косе, 9.
Маяк для отечественных яхт-клубов
Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов — единственный сохранившийся с
дореволюционных времен. Он считается фактическим правопреемником Императорского
яхт-клуба, членами которого могли стать только дворяне. Устав Санкт-Петербургского
речного яхт-клуба, утвержденный канцелярией Морского министерства 14 марта 1860
года, предусматривал членство независимо от сословий. В том же году речной яхт-клуб
открыл свой первый спортивный сезон и на долгие годы стал своеобразным маяком для
других яхт-клубов России.
Он заботился о развитии спортивного судостроения, собирал средства на программу
поощрения лоцманской службы, способствовал развитию общества спасения на водах. В
1864 году на территории Санкт-Петербургского речного яхт-клуба была создана
шлюпочная мастерская, где строились самые разнообразные суда — от гребных ботиков до
тяжелых яхт. В 1874 году при яхт-клубе были организованы первые в Петербурге
Морские классы с бесплатным обучением, в которых получали образование штурманы и
шкиперы, специалисты по ремонту и строительству яхт и шлюпок. В дальнейшем на
основе этих классов были созданы мореходный техникум и Морская академия им.
Макарова. В 1875 году в мастерских речного яхт-клуба построили первый в России буер
«Метель», положив начало развитию буерного спорта в нашей стране.
В 1924 году яхт-клуб был передан профсоюзной организации. До середины 1930-х годов
он базировался на месте будущего стадиона им. Кирова, на Крестовском острове. Для
новой стоянки речного яхт-клуба были намыты дополнительные территории у
оконечности Петровского острова — к западу от реки Керосиновки. Львиную долю средств
на эти работы выделили ВЦСПС и Леноблсовпроф. На базе мастерских яхт-клуба была
организована верфь, снабжавшая яхтами и буерами всю страну. Сам клуб получил
название Центральный яхт-клуб профсоюзов.
В период блокады Ленинграда на территории яхт-клуба располагалась воинская часть
ПВО. На базе яхт-клуба был сформирован разведывательно-диверсионный отряд, который
занимался патрулированием Невской губы. Яхтсмены-буеристы первыми произвели
разведку и маркировку будущей трассы легендарной Дороги жизни.
С 1945 года по инициативе яхт-клуба профсоюзов стала проводиться Международная
Балтийская регата. В 1946 году здесь открылась детская спортивная парусная школа. До
московской Олимпиады 1980 года он был основным и самым большим яхт-клубом нашей
страны, методическим центром парусного и буерного спорта, воспитавшим многих
именитых чемпионов.
Без инвестора не обойтись
Если после войны в нашем городе действовало свыше двух десятков яхт-клубов, то сейчас
осталось лишь 3. В постсоветское время были закрыты яхт-клубы ЛКИ-ГМТУ, «Молния»,
в Стрельне, Кронштадте, Сестрорецке, Лахте и многие другие. Территории большинства
бывших яхт-клубов застраиваются жильем и коммерческой недвижимостью.
Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов (такое название он получил в 1996
году) старается не только сохранить «культуру паруса», заложенную еще Петром Первым
при создании потешного флота, но и развивать славные традиции парусного спорта в
современных условиях. Однако делать это только собственными силами становится все
сложнее. Государство последний раз сделало серьезные вложения в развитие яхт-клуба
профсоюзов перед Олимпиадой 1980 года, профинансировав строительство главного
здания клуба и замену деревянных набережных на гранитные. Программа развития
парусного спорта и яхтинга в Санкт-Петербурге на 2013-2016 гг. предусматривает их
ежегодное финансирование из различных источников на 4 млн рублей. Тогда как,
например, ремонт килевой балки яхты обходится в несколько сотен тысяч рублей, а
стоимость одного паруса (их на яхте — 3) — около 100 тыс. рублей.
Одним из собственников речного яхт-клуба, наряду с Федерации независимых
профсоюзов России (ФНПР) и ЛФП, является администрация Петербурга. Однако
профильные комитеты вместо оказания помощи яхт-клубу предпочитают выяснять
имущественные и хозяйственные отношения с профсоюзами. Иной раз дело доходит до
абсурда. Как рассказал на пресс-конференции Владимир Дербин, уже несколько лет яхт-
клуб не платит за аренду водных участков территории из-за отсутствия официально
оформленных арендных отношений. Предыдущий договор городские власти расторгли
через суд на том основании, что он был заключен без проведения торгов. С тех пор торги
безрезультативно идут практически каждую неделю. В итоге желание городской
администрации оформить свои права «на воду», чтобы затем «сдавать» ее яхт-клубу в
аренду, обернулось тем, что петербургский бюджет недополучает арендные платежи, а
яхт-клуб оказался в двусмысленном положении.
Владимир Дербин напомнил, что яхт-клуб на Петровской косе не имеет от государства
никаких льгот. За последние годы за счет профсоюзов на территории речного яхт-клуба
была построена газовая котельная, возведены современные причальные сооружения для
швартовки яхт, обустроены детские парусная и водомоторная секции. «Наша задача –
сохранить в городе яхт-клуб, как объект спортивного назначения, и детский парусный
спорт», — подчеркнул глава профсоюзов нашего региона.
Однако своими силами, без привлечения частного инвестора, необходимую
модернизацию яхт-клуба ни профсоюзы, ни город провести не смогут. Практически все
зарабатываемые яхт-клубом средства «съедают» текущие расходы. ЛФП не один год
подыскивал инвестора для реновации территории яхт-клуба. Несколько лет назад был
подписан меморандум с Газпромом, однако газовый монополист решил строить свой яхт-
клуб у «Лахта центра». Профсоюзы отказались от тех инвестиционных проектов, которые
предусматривали застройку жильем большей части территории яхт-клуба. «Мы
категорически не согласны с такой «реновацией», — подчеркнул Владимир Дербин.
ЛФП также не разделяет позицию Комитета по физической культуре и спорту, который
требует развивать на базе речного яхт-клуба профсоюзов несвойственные ему виды
спорта, в частности водный слалом. Владимир Дербин убежден, что этим вполне мог бы
заняться принадлежащий городу гребной клуб «Знамя», где умудряются культивировать
даже «непрофильные» сухопутные виды спорта.
Реновация территории и модернизация инфраструктуры
Профсоюзы остановили свой выбор на инвестиционном проекте ООО «Экохолдинг»,
согласно которому территория речного яхт-клуба полностью сохраняет свое основное
назначение, а все новые сооружения будут вспомогательными. Предполагается
существенно расширить базу обслуживания парусных судов, построив современные
эллинги, в том числе теплый эллинг, где ремонт можно проводить круглогодично. Будет
создана и площадка для быстрого ремонта судов. В результате вместо существующих
эллингов, занимающих 2,6 тыс. кв. метров, появится здание площадью почти 30 тыс. кв.
метров с открытым двором для хранения яхт и катеров. Ангар в 2,1 тыс. «квадратов»
трансформируется в здание с двумя вертолетными площадками на кровле и просторной
парковкой.
Концепция, разработанная в ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца», предполагает
создание на территории яхт-клуба и другой современной инфраструктуры – гостиницы на
240 номеров, многофункционального спортивного клуба, физкультурного водно-
реабилитационного комплекса, где спортсмены и туристы смогут отдохнуть после
продолжительного водного путешествия. «Мечта любого яхтсмена – отмокнуть в пресной
воде», — напомнил Вадим Епишин.
В архитектурном облике комплекса учтены требования высотного регламента
(максимальная высота строительства — 25 метров) и стиль, присущий петербургским
строениям и набережным. На Западной (Гостевой) гавани планируется построить храм-
маяк, который будет виден издалека, как с водной акватории, так и со стороны Западного
Скоростного диаметра. Он может стать одной из изюминок всего Петровского острова и,
по словам Людмилы Ефремовой, уже получил одобрение митрополита Петербургского и
Ладожского Варсонофия.
Главное здание яхт-клуба, возведенное по оригинальному проекту в виде
кристаллической решетки, решено сохранить как памятник советской архитектуры. Рядом
появится новое здание яхт-школы. По настоянию профсоюзов территория яхт-клуба
сохранит статус рекреационной зоны. Будет сохранен и парк, который в свое время был
создан стараниями профсоюзных активистов.
Реконструкция яхт-клуба обойдется в 6 млрд рублей. Строительство займет около пяти
лет и пройдет в два этапа. В период реновации яхт-клуб закрывать не будут, но
определенные неудобства в его работе могут возникнуть. Зато «на выходе» яхт-клуб
получит комплекс новых, современных, благоустроенных помещений. После завершения
реконструкции «Экохолдинг» приобретет 49% долей имущества Петербургского речного
яхт-клуба профсоюзов, но контрольный пакет (51%) останется у ФНПР и ЛФП.
Реальная яхтенная столица
Сейчас представленная Концепция развития территории яхт-клуба профсоюзов проходит
стадию общественного обсуждения. Владимир Дербин не скрывает, что в городской
администрации есть, как сторонники, так и противники этого проекта. А попытка
профсоюзов заручиться поддержкой «Совета Капитанов» привела к тому, что самые
высокие инстанции завалены посланиями с мольбой «спасти» речной яхт-клуб.
«Яхт-клуб мы никому не продаем, название не меняем, жилье здесь строить не будем, —
опроверг наиболее расхожие домыслы Владимир Дербин. — Инвестор приобретет здесь
свою долю, и мы совместно будем развивать данный яхт-клуб. Кроме яхтенного спорта,
здесь ничего быть не должно». Председатель ЛФП также напомнил, что профсоюзы —
одна из немногих организаций, которые до сих пор сохраняют доступный парусный спорт
в городе на Неве.
Спортсмены опасаются, что реконструкции яхт-клуба может обернуться повышением
стоимости хранения яхт. Однако, как пояснил Владимир Дербин, эта величина зависит
совсем от других компонентов – валютного курса, коммунальных тарифов и т. д. Что
касается каких-либо гарантий, то яхт-клуб профсоюзов готов их дать только
профсоюзным яхтсменам.
Любопытно, что во время пресс-конференции один из журналистов настойчиво пытался
доказать инвесторам, что гостиница на территории яхт-клуба может не принести прибыли,
поскольку многие приезжие яхтсмены предпочитают жить на своем судне. Однако
реализация представленной Концепции развития позволит старейшему яхт-клубу страны
культивировать парусный спорт самой высшей пробы — класса А. Это предполагает
проведение крупных спортивных соревнований и прием многочисленных гостей, в том
числе иностранных. Среди них будут не только спортсмены, но и тренеры, судьи,
болельщики, журналисты.
Речной яхт-клуб профсоюзов расположен в одном из красивейших мест Петербурга и
является превосходной базой для проведения парусных учебно-тренировочных сборов и
гонок различных рангов. Он имеет в своем распоряжении три удобные гавани, в которых
одновременно на воде могут стоять более 300 судов. Если яхт-клуб профсоюзов получит
современную инфраструктуру и статус яхтенного порта класса А., Петербург вновь
превратится в реальную столицу яхтинга, способную на самом высшем уровне принимать
яхтсменов и любителей парусного спорта. Как подтвердил Владимир Дербин, это
полностью соответствует и принципиальной позиции профсоюзов: не только сохранение,
но и развитие яхт-клуба, в соответствии с современными требованиями и
международными стандартами.
Михаил Кореневский
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий