Защитить людей, исправить закон!

Все мы оставляем на работе частичку своего здоровья. Там, где условия работы особенно вредны, опасны для человека, в течение десятилетий люди получали выплаты за вредность, дополнительные отпуска и иные льготы, призванные хоть как-то компенсировать вред для здоровья. Сегодня лишиться этих льгот могут люди, работающие в самых разных сферах деятельности.
За последние двадцать пять лет политическая и экономическая ситуация в стране претерпели радикальные изменения, и не секрет, что многие нормы, разработанные еще в советское время, не учитывали новых реалий, связанных с рыночными отношениями. Устранить накопившиеся противоречия, сделать более прозрачным механизм оценки условий труда призван был вступивший в силу 1 января 2014 года Федеральный закон №426 ФЗ «О специальной оценки условий труда». К сожалению, закон, затрагивающий интересы миллионов людей, готовился келейно, без широкой дискуссии с привлечением ведущих экспертов и представителей профсоюзов, которые первыми начали бить тревогу еще до вступления его в силу. И не напрасно! Тревожные сигналы поступают от представителей самых разных сфер деятельности. В этой статье мы расскажем о том, как проходит специальная оценка условий труда на предприятиях и в организациях города и области, о первом опыте профсоюзов по защите прав и интересов работнико в новой ситуации, познакомим с мнением экспертов.
Наметить направления
«На предприятиях лесной отрасли ситуация различная. В лесном хозяйстве Ленобласти спецоценку еще не проводили. На некоторых предприятиях ранее прошла аттестация рабочих мест, результаты которой действительны в течение пяти лет, и им сейчас не нужно проводить спецоценку.
Сложная ситуация возникла на предприятии «Кнауф-Петроборд», расположенном в Коммунаре. Там после проведения спецоценки сняли вредность с работников очистных сооружений (около 90 человек), люди лишились дополнительного отпуска, и только твердая позиция профлидера позволила найти компромисс, сохранить гарантии»,-рассказывает председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Профсоюза лесных отраслей РФ Юрий Гущин. В соответствии с дополнительным соглашением к колдоговору, работники взамен утраченного отпуска будут получать дополнительные выплаты, размер которых устраивает их. Однако на новых работников эта гарантия уже не будет распространяться.
Спецоценка сейчас проходит на трех предприятиях, расположенных в Светогорске, городе, для которого предприятия целллозно-бумажной промышленности являются градообразующими, а также в ОАО «Приозерский ДОЗ».
«Несомненно, что работать в этом направлении нам придется, ведь спецоценка затрагивает важнейшие интересы работников. В лесном хозяйстве и целлюлозно-бумажной промышленности с теми или иными вредными воздействиями связан труд значительной части работников.
Сейчас мы изучаем обстановку, чтобы выработать позицию, наметить направления для дальнейшей работы»,-говорит Юрий Гущин.
«Улучшение» без улучшений
«Никто не собирается вкладывать серьезные средства в модернизацию и как следствие улучшение условий труда. Забота бизнеса только об извлечении прибыли», — заявляет технический инспектор Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации — общественного объединения «Всероссийский Электропрофсоюз» Виктор Егоренков. В качестве примера он привел Киришскую ГЭС, где при помощи спецоценки примерно половине работников «улучшили» условия труда. А в филиале ОАО «Ленэнерго» «Санкт-Петербургские высоковольтные электрические сети» после изменения штатного расписания была введена новая должность объединяющая две самостоятельные специальности — «электромонтеров с правом управления транспортного средства», а водители исключены из штатного расписания, как ненужные. При этом работников лишили выплат за вредность (связанных с работой водителя), хотя основная их работа осталась прежней. После выполнения ремонтных работ на линиях электропередач они садятся за руль, ведут автомобиль по дорогам города и области, где управление транспортным средством практически всегда требует повышенного внимания.
В соответствии с результатами СОУТ, каждая из этих специальностей, по отдельности имевших вредные условия труда (по данным аттестации рабочих мест), при их объединении вдруг стала безвредной! А мероприятием по улучшения условий труда работников стало… объединение трудовых функций, и, как следствие, отмена установленных ранее работником льгот и гарантий.
Химики: ситуация — сложная
Специальная оценка условий труда (СОУТ) стала главной темой пленума Территориальной организации Российского профсоюза работников химических отраслей промышленности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, прошедшего 31 марта в актовом зале дворца Труда.
«Работник должен знать, с какими видами вредных воздействий связана его работа, какие льготы и компенсации ему полагаются»,- отметил в своем выступлении председатель территориальной организации Александр Парамонов. Профсоюзный лидер отметил, что методика СОУТ не обеспечивает достоверности результатов, а многие ее положения вызывают удивление. «Лицензированный эксперт за деньги может получить любые результаты, нужные работодателю», -подчеркнул он. Своим опытом поделились председатели первичек предприятий, на которых уже прошла спецоценка. И в большинстве случаев опыт этот оказался горьким.
Администрация часто включает председателя в комиссию, «забыв» однако, сообщить ему об этом. И приглашает профлидера только для подписания документов. Увы, случаи, когда работодатель игнорирует профсоюз — не редкость.
Поэтому вдвойне приятно писать о предприятии, руководство которого проявляет социальную ответственность, стремится компенсировать работникам утраченные льготы, Работа по проведению спецоценки на одном из крупнейших химических предприятий региона расположенном в Кингисеппе «ООО Промышленная группа «Фосфорит» началась осенью 2014. Для проведения спецоценки был привлечен Клинский институт охраны и условий труда. «Эксперты работали на предприятии, проводили замеры и оценки в течении всего 2015 года. И сейчас работы завершены»,-рассказывает председатель профкома Александр Рязанов, отмечая при этом, что фактически все работники согласны со спецоценкой.
«У некоторых работников при проведении спецоценки был снижен класс вредности, однако зарплата ни у кого не уменьшилась. Дело в том, что руководство компании «ЕвроХим» (собственник «Фосфорит») проводит социально-ответственную политику, и снижение класса вредности было компенсировано дополнительными выплатами», -поясняет он. В конце прошлого года была также введена еще одна дополнительная гарантия — абсолютно всем работникам «Фосфорита» теперь выдают молоко, независимо от условий труда. Руководство понимает, что людям, работающим в химическом производстве необходимо восстанавливать здоровье»,-отмечает профсоюзный лидер.
Медики: первые победы
«С вступлением в силу нового закона под угрозой оказались льготы и компенсационные выплаты целых категорий медицинских работников, среди которых, к примеру рентгенологи, хирурги. Причина в несовершенстве нормативной базы закона, непринятии во внимание специфики работы медиков таких, как биологический фактор, напряженность работы»,-рассказывает технический инспектор труда ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Геннадий Малушко. Профсоюз медиков фактически сразу же после принятия закона начал последовательную борьбу за права и интересы медиков, за внесение корректив в закон. Обращения были направлены первым лицам государства, министрам, депутатам, лидерам общественно-политических организаций.
Одним из главных результатов этой работы профсоюза в 2014-2015 годах стал приказ Минтруда №24н, в соответствии с которым воздействие биологического фактора (т.е. воздействия на врача болезнетворных микробов) учитывается без испытаний и измерений, на основании Классификации биологических агентов и не зависит от концентрации микроорганизмов. Другое достижение — приказ Минтруда России № 250н, устанавливающий особые правила спецоценки условий труда для медиков, работа которых связана с высоким нервным напряжением – работников скорой помощи, реанимации, анестезиологов, хирургов и некоторых других профессий.
«Казалось бы, с биологическим фактором связана работа всех медиков. Но, к сожалению, на местах приказ интерпретируется по-разному. Так, нередки случаи, когда требуют подтверждения фактической работы медработника с болезнетворными микроорганизмами. Конечно, дело профсоюзов – противостоять подобному произволу, в том числе – и в суде»,-говорит Геннадий Малушко: «Но практики подобных дел у нас пока нет, и рассмотрение дел в судах нередко затягивается на полгода и дольше». Так что впереди — непочатый край работы. Озабоченность медиков по-прежнему вызывает ситуация с работниками туберкулезных больниц и психиатрами, для оценки условий труда которых, считают в профсоюзе, необходимо выработать особые правила. При этом Геннадий Малушко подчеркивает, что законодательство предусматривает для работников лишь минимальные компенсационные меры. И сегодня одна из важнейших задач профсоюзов — активнее использовать социальное партнерство для установления повышенных размеров компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда.
Закон неправилен в основе!
«Спецоценка — это один из способов убрать льготы и компенсации за вредность, ни делая ничего, не улучшая при этом условия труда», — считает доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Сергей Фаустов. Он отмечает также, что СОУТ не соответствует гигиеническим нормам, в частности — не учитывает работу на улице.
«Поправки к СОУТ ни к чему не приведут, закон неправилен в основе», — сказал, выступая на семинаре, организованном Ленинградской федерацией профсоюзов другой известный эксперт профессор Рубен Малаян: «Делается все, чтобы уменьшить количество рабочих мест с опасными условиями труда, ничего не меняя. К примеру, компьютер — просто игрушка. Не надо вообще оценивать условия труда пр работе с ним. Но где же тогда изначально установленные 29 вредных факторов?». Рубен Малаян также считает абсурдным закрепленный в законе постулат о том, что использование средств индивидуальной защиты (СИЗ) улучшает условия труда. По мнению эксперта, действие закона необходимо приостановить и привлечь авторитетных экспертов для разработки новой системы оценки условий труда. Однако такое развитие событий, увы, представляется маловероятным.
Впереди — много работы
Подводя итоги вышесказанному, хочется еще раз напомнить, что в нынешней ситуации значительно возрастает роль профсоюзов. Ведь во многих случаях компенсировать (полностью и частично) льготы и гарантии, которые работник может потерять в результате спецоценки, можно только используя механизмы социального партнерства. А в качестве серьезного партнера работодатель, как правило, воспринимает только сильную профсоюзную организацию, в которой состоит большинство работников, у которой есть лидер с твердой позицией, умеющий вести переговоры, находить компромисс. Особое значение приобретает также обучение профсоюзных активистов, которым предстоит первыми «принимать бой», отстаивая интересы работников в спецусловиях новых законодательных реалий.
Однако далеко не всегда работодатель обладает достаточной социальной ответственностью, готовностью к диалогу, не всегда профсоюзу удается отстоять интересы людей. Да и компромиссное решение в большинстве случаев все же содержит элемент отступления, когда потери хотя и минимизируются, но все равно присутствуют. И поэтому принципиальное решение вопроса — это доработка закона, внесение в него необходимых изменений. А значит необходима серьезная законотворческая работа профсоюзов в этом направлении. И квалифицированная, последовательная работа медиков может служить хорошим примером для всех отраслевых профсоюзов.
СОУТ в цифрах и фактах
В 2014 году специальная оценка условий труда (СОУТ) прошла на 2481 предприятии Санкт-Петербурга. Условия труда были оценены на 79057 рабочих местах. Ранее, в 2011-2013 годах, на 6041 предприятиях и учреждениях города были аттестованы в общей сложности 220037 рабочих мест. Напомним, что результаты аттестации действительны в течение 5 лет, в течение которых на этих рабочих местах не нужно проводить спецоценку.
В Ленинградской области по данным на 1 января 2015 года специальная оценка условий труда была проведена в 950 организациях и учреждениях региона на 32299 рабочих местах. Работы по спецоценке продолжались и в 2015 году. В 2014-15 годах на территории Санкт-Петербурга спецоценку проводила 41 аккредитованная организация (12 из них териториально расположены в Санкт-Петербурге), в Ленобласти — 47.
Об этом редакции рассказали в комитетах по труду и занятости населения города и области. Напомним, что аккредитацию организаций, проводящих специальную оценку условий труда проводит Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Как пояснили корреспонденту ПТ в Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге, за нарушение установленного порядка проведения спецоценки организации, осуществляющей спецоценку, грозит наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч рублей до 30 тысяч рублей рублей; на юридических лиц — от 70 тысяч рублей до 100 тысяч рублей. Данные о выявленных нарушениях направляются для экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда в Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. По результатам экспертизы инспекция рассматривает вопрос о привлечении нарушителей к административной ответственности , в соответствии со статьей 14.54. КоАП РФ, а представителю работодателя выдается предписание о проведении внеплановой спецоценки.
В минувшем году за нарушения при проведении спецоценки к административной ответственности в Санкт-Петербурге были привлечены 6 юридических лиц, а общая сумма штрафов составила 420 тысяч рублей.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий