От фуги до «Арагонской хоты»

От фуги до «Арагонской хоты»
17 апреля
13:35 2024

Музыка на любой вкус будет представлена на органных концертах, которые пройдут в эти выходные в католических церквах Санкт-Петербурга. Как всегда искусная свита в лице известных музыкантов, покажет на что способен «король» — король инструментов — орган.

В пятницу 19 апреля, в 19 часов 30 минут, в Римско-католическом храме святого Станислава, что на улице Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города», прозвучит «Евангелие от Баха».

В этот вечер одно из самых грандиозных сочинений германского гения исполнят двенадцать молодых харизматичных органистов, передавая музыкальную эстафету друг другу. Это лауреаты международных конкурсов, органисты: Елизавета Толмасова, Полина Курдюкова, Иван Мокшин, Иван Царёв, Евгения Борисова, Елизавета Кузнецова, Кристина Веретенникова, Виталия Котова, Майя Мокрецова, Мария Коронова, Мария Зырянова, Аида Глухова.

«Органная месса» (третья часть клавирных упражнений) создана Бахом к 200-летию посещения Лейпцига Мартином Лютером и торжественного богослужения, состоявшегося 25 мая 1539 года в праздник Троицы в церкви Святого Фомы, кантором которой много лет был Иоганн Себастьян.

Сочинение объединяет обработки протестантских хоралов, которые звучат на богослужении. Катехизис Лютера состоит из двух частей. В Большом катехизисе изложены догматы веры, а Малый адресован детям и простому народу. В своем гениальном опусе Бах представил оба варианта катехизиса, доверив это своему другу и любимцу — органу. В одной версии возможности короля инструментов используются широко и масштабно, другая версия представляет собой скромный мануальной вариант, в котором не задействована органная педаль. Именно поэтому Третья часть Клавирных упражнений получила название «Органной мессы». Хоральные обработки обрамлены знаменитой Прелюдией и фугой ми-бемоль мажор, которая уже очень давно звучит в концертах в качестве самостоятельного номера и входит в число самых известных сочинений Баха, объединяя в себе элементы французской и итальянской традиций. Ее называют «Прелюдией Святой Троицы», потому что три контрастных музыкальных эпизода олицетворяют Бога Отца, Сына и Святого Духа: три темы в фуге, состоящей из трёх разделов и тональность с тремя бемолями при ключе.
Евангелие от Баха — музыкальное действо двенадцати органистов.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1865–1750): Органная месса: Прелюдия ми-бемоль мажор BWV 552/1, 10 больших хоральных фантазий: Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit (Господи, Бог Отец, во веки веков) BWV 669, Christe, aller Welt Trost (Христос, всему миру утешение) BWV 670, Kyrie, Gott heiliger Geist (Господи, Боже, Дух Святой) BWV 671, Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’ (Слава в вышних Богу) BWV 676, Dies sind die heil’ gen zehn Gebot’ (Святые десять заповедей) BWV 678, Wir glauben all’ an einen Gott (Веруем во Единого Бога) BWV 680, Vater unser im Himmelreich (Отче наш), Christ, unser Herr, zum Jordan kam (Христос, Господь наш, пришёл к Иордану) BWV 684, Aus tiefer Not schrei’ ich zu dir (В глубокой нужде взываю к Тебе) BWV 686, Jesus Christus, unser Heiland (Иисус Христос – наш Спаситель) BWV 688, Фуга ми бемоль мажор BWV 552/2.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

В этот же вечер пятницы 19 апреля, в 20 часов 15 минут, в Центре искусства и музыки на Невском, дом 20, в цикле концертов «Органные вечера в Голландском квартале», будет дан концерт «Времена года и Призрак оперы».

Центр искусства и музыки на Невском 20 — уникальное культурное пространство. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с роскошным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде здания установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.

Времена года и призрак оперы. Провести необыкновенный вечер приглашает неугомонный в своих творческих фантазиях дуэт заслуженного артиста России Марка Таубе (скрипка) и лауреата международных конкурсов Екатерины Маришкиной (орган). Скрипка и орган поведут вас в параллельные миры: органный Магнификат рыцаря рококо Николя Клерамбо на протяжении всего захватывающего музыкального вояжа будет чередоваться с неповторимой атмосферой аргентинского кафе, мистикой петербургских белых ночей, зловещими тайнами оперного закулисья и стремительной сменой сезонов года и бытия.

Луи Николя Клерамбо — французский композитор, придворный музыкант Людовика XIV, занимавший пост органиста в разных парижских храмах. Во французской традиции органные сюиты, написанные для сопровождения богослужения, не имели конкретного названия и шли просто под номерами. Традиционная французская органная сюита на Магнификат (славословие Девы Марии) во время католического богослужения XVII века исполнялась по специальным правилам, где были четко обозначены функции хора и органа.

Времена года: Круговорот сезонов — соединенные в потрясающий парафраз для скрипки и органа все четыре времени года из легендарного цикла эксцентричного венецианского аббата Антонио Вивальди, сочиненный скрипачом-виртуозом Марком Таубе.

«Танго было очень скучным, пока не появился я», — как-то обмолвился Пьяццолла. Кто бы еще смог столь полно и захватывающе поведать о вековой истории танго в уникальной сюите «История танго» невероятно завораживающим музыкальным языком? Четыре части сюиты рассказывают где, как именно и для кого звучало танго.
Концертная фантазия на тему из чудесного фильма Сергея Соловьева «Мелодия белой ночи» напомнит нам о волнующем сюжете, где японская пианистка встретилась с русским композитором, а их краткое счастье оказалось сродни недолгому северному лету. Гениальная музыка Исаака Шварца — один из главных героев любимого многими поколениями фильма. А еще под сводами старинной ротонды вас ждет неожиданная встреча…с «Призраком оперы»!

Времена года и призрак оперы — вечер зашкаливающих эмоций и музыкальных сюрпризов!

Программа: Луи-Николя Клерамбо (1676–1749) Сюита второго тона: Plein jeu (Magnificat anima mea Dominum), Duo (Et exultavit spiritus meus); Исаак Шварц (1923–2009) Фантазия на темы из фильма «Мелодии белой ночи», обработка для скрипки и органа; Луи-Николя Клерамбо Сюита второго тона: Trio (Et misericordia), Basse de cromorne (Deposuit potentes de sede), Flutes (Suscepit Israel puerum suum); Астор Пьяццолла (1921–1992) История танго: Кафе 1930, обработка для скрипки и органа; Луи-Николя Клерамбо Сюита второго тона: Recit de Nazard (Gloria), Caprice (Amen); Эндрю Ллойд Уэббер (*1948) Дуэт Фантома и Кристины из музыки к мюзиклу «Призрак оперы», обработка для скрипки и органа; Луи-Николя Клерамбо Сюита первого тона: Grandes plein jeu, Recits, Dialogue; Антонио Лучо Вивальди (1678–1741) Времена года: Круговорот, парафраз для скрипки и органа Марка Таубе
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

И еще одни концерт в пятницу 19 апреля пройдет в Римско-католическом храм Матери Божией Лурдской на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания). Здесь в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», будет дан гала-концерт «Хрестоматия романтизма на органе Walcker».

Хрестоматия романтизма — грандиозный гала московских музыкантов на историческом органе Walcker 1910. Свое искусство представят лауреаты международных конкурсов, органисты Пантелеймон Бызов, Федор Скопин, Макарий Чирков, Иван Зиновьев, Герман Леонов, Ефросинья Мурашкина.

Лучшие органные сочинения композиторов Германии и Франции прекрасно прозвучат на этом инструменте, раскрывая их неповторимое тембровое и стилистическое многообразие.

Германия — страна номер один в истории развития мирового органного искусства. Это выдающиеся композиторы разных эпох, органисты-виртуозы и, конечно же величайшие династии органостроителей, многие из которых продолжают создавать уникальные инструменты, установленные в разных странах мира по сей день. Феликс Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Густав Меркель — ученик Шумана и Райсигера. В его творческом наследии — сонаты, прелюдии, фантазии и фуги для органа, камерная инструментальная музыка с органным сопровождением. Большой популярностью пользуются сочинения композитора для органа в четыре руки.

Во вселенной Баха сосредоточены творческие поиски многочисленных музыкантов разных стран и эпох, а многие композиторы создали свои сочинения, используя код имени гения. Не остался в стороне и величайший музыкант-романтик Ференц Лист — Прелюдия и фуга на тему BACH, написанная в 1855 году, входит в золотой фонд органного репертуара. Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе и открыв новые возможности композиторам-органистам. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа и продолжают поражать богатством звучания и по сей день.

Наделенный редким исполнительским даром глава французской романтической школы Сезар Франк, бессменный органист базилики Сент-Клотильд, писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Марсель Дюпре – выдающийся композитор и исполнитель, известный не только своими интереснейшими опусами, но и серией из 20 концертов, на которых он исполнил все органные сочинения Баха наизусть. Морис Дюрюфле — продолжатель традиций отца-основателя французской органной романтической школы Сезара Франка. Ярко одаренный композитор и виртуозный органист, он по праву снискал славу последнего французского романтика.

Хрестоматия романтизма — лучшая музыка на историческом органе Walcker 1910.

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France – единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа: Сезар Франк (1822–1890) Героическая пьеса FWV 37; Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната № 3 ля мажор op. 65 № 3; Ференц Лист (1811–1886) Прелюдия и фуга на тему BACH; Густав Меркель (1827–1885) Соната № 2 ми минор; Марсель Дюпре (1886–1971) Прелюдия и фуга соль минор; Морис Дюрюфле (1902–1986) Скерцо.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Там же, на Ковенском, дом 7, но уже в субботу 20 апреля, в 20 часов вы услышите концерт «Космос Баха и сияние Моцарта».

Космос Баха и сияние Моцарта. За органом — любимый публикой музыкант, выдающийся педагог и неутомимый исследователь органной истории Юрий Семёнов.
Заглянем в два абсолютно разных мира — бесконечную вселенную Баха и солнечную систему Моцарта. Что роднит двух этих столь непохожих композиторов, лучших представителей барокко и венской классики? Всё просто — гениальность. Кстати, бытует версия, что, открыв для себя музыку Иоганна Себастьяна в достаточно зрелом возрасте, Вольфганг Амадей под её влиянием претерпел значительную эволюцию стиля!

Несмотря на всю глубину и философичность баховских опусов, круг почитателей его творчества не ограничивается избранным сообществом музыкальной элиты, они находят отклик практически у самой широкой публики. В концерте представлен широчайших спектр органных жанров, в которых творил мастер. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом. Есть предположение, что развёрнутый, исполненный драматизма цикл «Прелюдия и фуга си минор» сам Бах исполнил впервые в церкви Святого Павла в Лейпциге 17 октября 1727 года на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. Для открытия процессии он выбрал прелюдию, а фуга была исполнена по её завершении.

Моцарт писал для механического органа, но мыслил в совсем других масштабах, поэтому его пьесы прочно вошли в репертуар органистов. Фантазия фа минор (Adagio и Allegro KV 594) написана Моцартом по специальному заказу для исполнения на механическом органе в музее Muller Exhibition Hall (мемориале памяти фельдмаршала Лаудена). По заказу того же Мюллера, в год своей смерти Моцарт написал ещё одну Фантазию для этого же мавзолея. И если первая просто хороша, то вторая — KV 608 — гениальна. Продолжение истории — знаменитый мотет Ave Verum, удивительный по своему мелодизму, и две клавирные пьесы в органной версии.
Космос Баха и сияние Моцарта — просто о вечном.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1675–1750) Прелюдия и фуга до минор BWV 546, Трио-соната соль мажор BWV 530: Vivace – Lento – Allegro, Прелюдия и фуга си минор BWV 544; Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Adagio – Allegro фа минор KV 594, Мотет Ave verum corpus KV 618, Adagio до минор KV 546, Andante фа мажор KV 616,Фантазия фа минор KV 608.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

И последним концертом в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской на Ковенском, 7, в воскресенье 21 апреля в 16 часов, станет концерт «Времена года и легендарные саундтреки».

Времена года и легендарные саундтреки — космические вибрации органа в альянсе с неиссякаемой и шаловливой энергией вистла, народного ирландского инструмента. На обоих инструментах волшебница этого потрясающего перформанса Кристина Ротаева будет играть одновременно. Вистл — продольная флейта со свистком и шестью отверстиями. Ее самобытный тембр передает неповторимый колорит кельтской музыки, но сегодня она расскажет совсем другие истории. Трагическая гибель Титаника и перипетии Шерлока и Ватсона, невероятная история Гарри Поттера и… не только.

Сольный орган представлен масштабным циклом Баха, а также «Временами года» неугомонного венецианского падре Антонио Вивальди в баховской транскрипции для короля инструментов. Восхитившись творчеством харизматичного итальянца, Иоганн Себастьян сделал ряд переложений его струнных концертов столь мастерски, что даже в наши дни публика приписывает их авторство Баху! Знаменитая Пассакалия Генделя, исполненная неповторимого лиризма и светлой грусти, Мелодия Глюка и хит хитов — Лунная соната Бетховена — все это прозвучит на органе!

Времена года и легендарные саундтреки — концерт для поклонников неординарных органных концертов!

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до мажор BWV 545; Владимир Дашкевич (1934*) Увертюра из к/ф «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»; Кристоф Виллибальд Глюк (1714–1787) Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»; Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Пассакалия из Сюиты № 7; Жозеф Бонне (1884–1944) «Памяти Титаника»; Джеймс Рой Хорнер (1953–2015) Саундтрек из к/ф «Титаник» (вистл, орган); Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт «Весна» (Allegro) из цикла «Времена года»; Джеймс Рой Хорнер (1953–2015) Саундтрек из к/ф «Храброе сердце» (вистл, орган); Людвиг ван Бетховен (1770–1827) Adagio sostenuto из Сонаты ор.2 № 2 («Лунная»); Говард Шор (1946*) Саундтрек из к/ф «Властелин колец» (орган, вистл); Джон Артур Мил (1881–1932) «Песня надежды»; Эннио Морриконе (1928–2020) Саундтрек из к/ф «Однажды в Америке» (вистл, орган); Марсель Дюпре (1886–1971) «Кортеж и литании» ор.19 №2; Николас Хупер (1952*) Саундтрек из к/ф «Гарри Поттер и орден Феникса»; Джон Уильямс (1932*) «Имперский марш» из к/ф «Звездные войны».
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Также, в 16 часов начнется в воскресенье 21 апреля концерт в храме католического Францисканского монастыря Святого Антония Чудотворца, что на 9-й Красноармейской улице, дом 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт). Его название — «От Баха до Таривердиева».

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

От Баха до Таривердиева — в программе лучшие органные сочинения композиторов Германии, Франции и России. За органом — лауреат международных конкурсов Елизавета Кузнецова.

Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства.

Творчество и личность Баха неизменно притягивало и продолжает притягивать многочисленных исполнителей, композиторов и публику. Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Две хоральные прелюдии из цикла «Подражание старым мастерам» отсылает нас в блистательную эпоху барокко.

И — немного мистификаций. Знаменитое Адажио Альбинони, на самом деле, принадлежащее перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто, по утверждению которого пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном им в 1945 на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века, неоднократно использовалось в кино. А вот легендарная Ave Maria, долгое время приписываемая Джулио Каччини, создана ленинградским композитором и лютнистом Владимиром Вавиловым.

Франция представлена лучшими сочинениями органного репертуара. Эжен Жигу —ученик Сен-Санса, органист церкви Святого Августина в Париже с 62-летним стажем, писал исключительно музыку для органа, как религиозного, так и светского характера. Помимо исполнительской и композиторской деятельности, был прекрасным педагогом. В 1885 году он основал свою органную школу, из которой вышли такие выдающиеся органисты-композиторы, как Форе, Руссель, Боэльман и другие. Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых — для органа.
От Баха до Таривердиева — музыка понятная всем!

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Ich ruf` zu dir, Herr Jesu Christ BWV 639; Ремо Джадзотто (1910–1998) Адажио (приписывалось Альбинони); Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532, Хоральные прелюдии: Nun komm, der Heiden Heiland BWV 659, Dies sind die heil`gen zehn Gebot BWV 678; Микаэл Таривердиев (1931–1996) Хоральная прелюдия № 2 до минор, Хоральная прелюдия № 8 соль-диез минор из цикла «10 хоральных прелюдий» ор. 103 (Подражание старым мастерам ); Эжен Жигу (1844–1925) Токката си минор, Молитва из цикла «Мистические поэмы для органа»; Владимир Вавилов (1929–1971) Ave Maria (приписывалась Джулио Каччини); Олег Янченко (1939–2002) Медитация; Леон Боэльман (1862–1897) Токката из Готической сюиты ор. 25.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

И завершит каскад органных вечеров в эти выходные воскресным вечером 21 апреля, в 19 часов концерт «Краски Испании». Гитара при свечах в Невской ротонде. Как вы уже догадались, он пройдет в Центре искусства и музыки на Невском, дом 20.

Нет ничего удивительного в том, что гитара для истинных меломанов – один из самых популярных и любимых инструментов. Тихое, но проникновенное, интимное звучание гитары, напоминающее интонации человеческой речи, всегда находит отклик у слушателей. Это вам докажет лауреат международных конкурсов Михаил Кашеутов.

Будучи весьма распространенным инструментом еще в эпоху барокко, гитарная музыка достигла своего расцвета во второй половине ХIХ в южных странах, и прежде всего в Испании. Сегодня словосочетание «испанская классическая гитара» стало чем-то вроде имени нарицательного, символа высочайшего качества, ярких красок и безудержного темперамента. В программе нашего концерта – «Астурия» – хит основополжника испанской композиторской школы Исаака Альбениса, а также музыка ее выдающихся представителей Франсиско Тарреги и Хоакина Турины. Кроме того, вы услышите шедевры Астора Пьяццоллы и Луиса Алена. И все это в удивительной атмосфере вечернего концерта при свечах. Для вас в этот вечер будет играть Михаил Кашеутов – один из ярчайших музыкантов нового поколения российской гитарной школы. Красок, безусловно, добавит и место проведения – ротонда Центра искусства и музыки на Невском 20.

Программа: Хосе де Аспиазу (1912–1986) El vito; Франсиско Таррега (1852–1909) Серенада «Арабское каприччио»; Хоакин Турина (1882–1949) Соната для гитары в трёх частях; Исаак Альбенис (1860–1909) Астурия; Астор Пьяццолла (1921–1992) «Смерть ангела»; Франсиско Таррега «Арагонская хота»; Луис Ален «Огонь сердца».
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.