«Король» и его «свита»

«Король» и его «свита»
28 февраля
10:13 2024

Как всегда, приближающиеся выходные можно провести, наслаждаясь звуками органа под сводами католических церквей Северной столицы. Однако на этот раз «Король инструментов» пожалует со своей «свитой». Это, в том числе, средневековые музыкальные инструменты. А помогут им показать себя во всей красе — талантливые петербургские музыканты…

Итак, вечером в пятницу первого марта, в 19 часов 30 минут, в Римско-католическом храме святого Станислава, по адресу: улица Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города», будет дан концерт «Бах и романтический орган».

В роскошной программе лауреата международных конкурсов Ильи Федосеева встретятся Иоганн Себастьян Бах, чей день рождения отмечается в марте, убежденный бахианец Сезар Франк и рыцарь немецкого романтизма Йозеф Габриэль Райнбергер.

Иоганн Себастьян Бах — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы. Космичность его полифонии стирает границы пространства, увлекая в непознанные миры. Концерт откроет самое популярное в органной вселенной сочинение — Токката и фуга ре минор.

Прелюдию и фугу ми минор, написанную Иоганном Себастьяном в период между 1727 и 1736 во время его пребывания в Лейпциге, часто называют «симфонией из двух частей» для органа в силу его масштабов. Массивная структура прелюдии считается одной из самых сложных в жанре, а фуга получила название «клин» из-за хроматического движения темы фуги «наружу». Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства.

Уроженец Лихтенштейна Йозеф Райнбергер почти всю жизнь провел в Мюнхене, где сначала учился и затем преподавал в консерватории и занимал различные музыкальные посты, в том числе, придворного капельмейстера. Его музыка отличается мелодической пластичностью, сочетанием патетики и элегичности. Творческое наследие композитора охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе.

Основатель французской романтической органной школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив для него свыше ста тридцати пьес. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создает истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.

Бах и романтический орган — лучшее начало весны!

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565. Три хоральные прелюдии: Wer nun den lieben Gott läßt walten BWV 691, BWV 690, BWV 642, Хоральная прелюдия Nun Komm, Der Heiden Heiland BWV 659, Прелюдия и фуга ми минор BWV 548; Йозеф Габриэль Райнбергер (1839–1901) Монологи 3, 6 op.162; Сезар Франк (1822–1890) Хорал ми мажор FWV 38
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

В это же день, в пятницу — первого марта, ровно в 20 часов, уже в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», можно будет оказаться «В круге Баха».
За органом — лауреат международных конкурсов Светлана Фурник.

Органное творчество проходит через всю жизнь германского гения Иоганна Себастьяна Баха, пришедшего в мир в первый месяц весны. Прелюдия и фуга до минор относится к лейпцигскому периоду творчества Баха. В ней сконцентрированы основные черты стиля гения — масштабность и насыщенность фактуры, многогранность музыкальных образов, импровизационность. Во вселенной Баха были сосредоточены творческие поиски многочисленных музыкантов разных стран и эпох, продолжающиеся по сей день.

Феликс Мендельсон, подаривший всему миру забытого в XIX столетии Баха, продолжил его традиции, наполнив органную историю своего времени удивительными открытиями и возродив интерес к органу. Связь с музыкой Баха проходит через все творчество великого романтика: Мендельсон жил в Лейпциге и давал концерты на органе церкви Святого Фомы, за которым прежде блистал Бах. Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат, в которых приемы музыкального письма эпохи романтизма объединены с традицией, идущей от Баха. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов. Соната № 5 приближается к классической сонатной форме.

«Бахианец» Макс Регер, творивший в разных стилях, создал более двухсот шедевров для Короля инструментов. Мост между эпохами, поздний романтик и неоклассик в одном лице, он в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. Еще один «бахианец» — Сезар Франк. Бессменный органист базилики Сент-Клотильд и глава французской романтической школы писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.

Сюрприз вечера — два фрагмента из «Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера в органной версии. Тристан и Изольда — величайшая сага о любви. История создания оперы Рихарда Вагнера тоже связана со… страстью. В процессе написания «Тристана и Изольды», Вагнер жил в доме богатого цюрихского торговца шелком Отто Везендонка, в молодую жену которого — Матильду — был безудержно влюблен.

В круге Баха — встречаем первый день весны в компании гениев!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker (1910 года рождения) поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России. 

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до минор BWV 546; Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната №5 ре мажор ор. 65/5; Рихард Вагнер (1813–1883) Увертюра и Смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда»; Сезар Франк (1822–1890) Хорал ля минор FWV 40; Макс Регер (1873–1916) Интродукция и пассакалия ре минор.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет
.

На следующий день — в субботу второго марта, также в 20 часов, в храме Матери Божией Лурдской, на Ковенском, дом 7, для вас сыграют концерт «Бах – Пьяццолла – легендарные саундтреки».

Роскошный ансамбль альтовой домры и органа — для вас играет дуэт виртуозов: лауреаты международных конкурсов Наталья Чурина (альтовая домра), Лилия Печенкина (орган).

Оригинальная звуковая палитра альтовой домры еще шире раскроется в сочетании с тембровым многообразием органа, а яркие и атмосферные транскрипции хитов русских и европейских композиторов надолго оставят в памяти незабываемое музыкальное послевкусие.

Сольный орган представлен самыми известными сочинениями Баха, родившегося в первый месяц весны. Орган — константа баховского творчества. Бах — вечный спутник любого концертирующего органиста, некая постоянная ось, вокруг которой вращаются разнообразные устремления музыкантов-исполнителей и композиторов. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии, знаменитая Ария из Третьей оркестровой сюиты настолько популярна, что уже давно исполняется как самостоятельный номер, причем в самых разнообразных инструментальных переложениях. И, конечно же, прозвучит самое «органное» сочинение из репертуара короля инструментов — Токката и фуга ре минор. Сюрприз вечера — виолончельная сюита Иоганна Себастьяна в версии для альтовой домры

Звучание музыки Баха и Пьяццоллы в одном концерте стало достаточно частым явлением — в 1933 году Астор начал обучаться у венгерского пианиста Белы Вильда, одного из учеников Рахманинова, о котором Пьяццолла позже сказал: «Благодаря ему я на всю жизнь полюбил Баха». Под влиянием баховской полифонии Пьяццолла создал особую музыкальную форму танго-фугу, явив миру уникальный стиль музыки XX века, полный драматизма и страсти, лирики и меланхолии.

Вокализ Сергея Рахманинова — сочинение, посвященное примадонне Большого театра Антонине Неждановой. Пьеса обрела такую популярность, что стала исполняться в транскрипциях для самых различных инструментов. Морис Равель — ярчайший представитель импрессионизма, оставивший многочисленное наследие в самых разных жанрах. Павана на смерть инфанты была написана молодым Равелем ещё в пору его обучения в классе Габриэля Форе, заинтриговав коллег и публику загадочным названием. В числе легендарных саундтреков, заявленных в концерте — знаменитый Вальс Амели Тирсена и прошедшая проверку временем музыка из кинофильма «Мужчина и женщина» гениального Франсиса Ле.

Бах – Пьяццолла – легендарные саундтреки – весна началась!

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ля минор BWV 543; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Сюита N 1 для виолончели соло: Прелюдия – Куранта – Менуэт, переложение для альтовой домры; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Ария из Оркестровой сюиты N3 BWV 1068, Токката и фуга ре минор BWV 565; Александр Зацепин (1926*) Полёт Пегаса из мультфильма «Тайна третьей планеты»; Арно Бабаджанян (1921–1983) Ноктюрн; Франсис Лэй (1932–2018) Музыка из кинофильма «Мужчина и женщина»; Ян Тирсен (1970*) Вальс Амели; Сергей Рахманинов (1873–1943) Вокализ; Морис Равель (1875–1937) Павана на смерть инфанты; Мануэль де Фалья (1876–1946) Испанский танец; Астор Пьяццолла (1921–1992) Эскуало; Ave Maria, Либертанго.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет
.

И вновь на Ковенском, дом 7, но уже воскресным днем третьего марта, в 16 часов, в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», состоится концерт «Размышления Баха и утешения Листа».

Это концерт одного из самых известных и востребованных органистов наших дней, успешного харизматичгого педагога и наставника — заслуженного артиста России, лауреата премии «Органист года», профессора Даниэля Зарецкого.

Всем почитателям Короля инструментов, безусловно, известно, что самый известный в органной Вселенной композитор Иоганн Себастьян Бах пришел в мир ранней весной, поэтому март проходит под знаком BACH.

Заявленная в концерте программа настраивает на очищающую душу энергетику Великого поста. В эпоху барокко хоральные обработки были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа — мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, Бах создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Великопостные размышления Иоганна Себастьяна — путь к светлой Пасхе, облеченный в звуки 46 хоральных прелюдий, созданных великим мастером в Веймаре и объединенных в «Органную книжечку». Выдающийся биограф и исследователь творчества Баха Альберт Швейцер называл этот сборник словарем баховского музыкального языка.

Исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор сам Бах исполнил впервые в церкви Святого Павла в Лейпциге 17 октября 1727 года, на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. Для открытия процессии он выбрал прелюдию, фуга же была исполнена по ее завершении. В те времена многие композиторы использовали тональность си минор для передачи скорби, меланхолии, печали.

Хорал Nun danket alle Gott (Теперь возблагодарите все Господа) был создан великим Ференцем Листом специально для открытия уникального органа знаменитой фирмы F. Walcker & Co Домского собора города Риги. Оно может быть исполнено как одним только органом, так и вместе с хором и медными духовыми инструментами. Цикл из шести миниатюр «Утешения» раскрывает самые тончайшие движения человеческой души. Самое популярное из них — № 3, написано под впечатлением заката на озере Комо, которое композитор посетил вместе со своей возлюбленной Марией д’Агу.

«Бахианец» Макс Регер, творивший в разных стилях, создал более двухсот шедевров для Короля инструментов. Мост между эпохами, поздний романтик и неоклассик в одном лице, он в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. Концерт завершится Токкатой и Менуэтом из цикла «10 пьес для большого органа» Эжена Жигу — один из признанных хитов для Короля инструментов. Ученик Сен-Санса, органист церкви Святого Августина в Париже с 62-летним стажем, Эжен Жигу писал исключительно музыку для органа, как религиозного, так и светского характера. Помимо исполнительской и композиторской деятельности, был прекрасным педагогом. В 1885 году он основал свою органную школу, из которой вышли такие выдающиеся органисты-композиторы, как Форе, Руссель, Боэльман и другие.

Размышления Баха и утешения Листа — музыка катарсиса.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга си минор BWV 544, Ария из Сюиты для оркестра №3 ре мажор BWV 1068, Три хоральные прелюдии на Великий пост из Органной книжечки: Christe, du Lamm Gottes BWV 619, O Mensch, bewein Dein Sunde gross BWV 622, Wir danken Dir BWV 623, Три хоральные фантазии: Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ BWV 639, Schmucke Dich, o liebe Seele BWV 654, Wir glauben BWV 680; Макс Регер (1873–1916) Benedictus, Токката ре минор; Ференц Лист (1811–1886) Consolation
Nun danket alle Gott; Эжен Жигу (1844–1925) Менуэт, Токката.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет
.

В этот же день — воскресенье третьего марта — и в это же время — 16 часов — органный концерт прозвучит и храме католического Францисканского монастыря Святого Антония Падуанского чудотворца. Адрес монастыря: 9-я Красноармейская улица, дом 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт). Здесь для вас сыграют концерт «Космос Баха и сияние Моцарта».

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

Космос Баха и сияние Моцарта. За органом — любимый публикой музыкант, выдающийся педагог и неутомимый исследователь органных историй Юрий Семенов. Заглянем в два абсолютно разных мира — бесконечную вселенную Баха и солнечную систему Моцарта. Что роднит двух этих столь непохожих композиторов, лучших представителей барокко и венской классики? Все просто — гениальность. Кстати, бытует версия, что, открыв для себя музыку Иоганна Себастьяна в достаточно зрелом возрасте, Вольфганг Амадей под ее влиянием претерпел значительную эволюцию стиля!

Несмотря на всю глубину и философичность баховских опусов, круг почитателей его творчества не ограничивается избранным сообществом музыкальной элиты, они находят отклик практически у самой широкой публики. В концерте представлен широчайших спектр органных жанров, в которых творил мастер. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом. Есть предположение, что развернутый, исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор сам Бах исполнил впервые в церкви Святого Павла в Лейпциге 17 октября 1727 года, на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. Для открытия процессии он выбрал прелюдию, а фуга была исполнена по ее завершении.

Моцарт писал для механического органа, но мыслил в совсем других масштабах, поэтому его пьесы прочно вошли в репертуар органистов. Фантазия фа минор (Adagio и Allegro KV 594) написана Моцартом по специальному заказу для исполнения на механическом органе в музее Muller Exhibition Hall (мемориале памяти фельдмаршала Лаудена). По заказу того же Мюллера, в год своей смерти, Моцарт написал еще одну Фантазию для этого же мавзолея. И если первая просто хороша, то вторая — KV 608 – гениальна. Продолжение истории — знаменитый мотет Ave verum, удивительный по своему мелодизму, и две клавирные пьесы в органной версии.

Космос Баха и сияние Моцарта — просто о вечном.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1675–1750) Прелюдия и фуга до минор BWV 546, Трио-соната соль мажор BWV 530: Vivace – Lento – Allegro, Прелюдия и фуга си минор BWV 544; Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Adagio – Allegro фа минор KV 594, Мотет Ave verum corpus KV 618, Adagio до минор KV 546, Andante фа мажор KV 616, Фантазия фа минор KV 608.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет
.

Ну и последним органным концертом этих выходных, станет концерт, который начнется третьего марта в 19 часов в Центре искусства и музыки на Невском, дом 20. Здесь прозвучат «Песни русалок и жаворонков: музыка Италии XIV века в Невской ротонде».

Центр искусства и музыки на Невском 20 – уникальное культурное пространство. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с роскошным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде здания установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.

В середине XIV века в Италии происходит любопытная культурно-историческая перемена: из-за престижа новой литературной традиции тосканское наречие (то, что мы опознаем как современный итальянский) выходит на первый план как главный язык культурного сословия и модный язык среди писателей и композиторов, постепенно вытесняя другие варианты языка, которые были в ходу как менее «высокие». Параллельно стали появляться и новые модные композиторы, вроде Франческо Ландини, которые писали слегка подфранцуженную музыку.

Тут-то при одном дворе (скорее всего, это была Верона) и испугались, что их старый добрый рок-н-ролл сейчас перестанут петь, забудут, и он пропадёт, будто и не существовал вовсе. Так появился кодекс Росси, самый ранний дошедший до нас сборник светской музыки на одном из итальянских наречий – volgare veneto.

Ансамбль The Readers исследует этот источник не просто ради реконструкции, а ради новых идей, которые может принести хорошо забытое старое. Для этого они по-настоящему погружаются в тонкости музыки и языка, используя в работе только первоисточники, чтобы по их деталям понять, что люди прошлого могут сказать нам, живущим в XXI веке.

В этой программе вы услышите самые первые итальянские мадригалы и некоторые другие жанры вроде баллаты и каччи, которые позднее вышли из употребления. В темах песен и вечная любовная лирика, и разнообразные ситуации из жизни и жанровые сцены, вплоть до музыкального изображения охоты.

Исполнители: Ансамбль «The Readers». Это: Ирина Дуброва (вокал), Дарья Маглёваная (виела), Константин Щеников-Архаров (плекторная лютня, орган) и Алина Звонарева (лингвистический консультант).

Молодой ансамбль The Readers уже зарекомендовал себя на сценах Санкт-Петербурга и Москвы. В ансамбле собрались опытные и востребованные музыканты, которые совместно выводят исполнение средневековой музыки на новый уровень. Погружаясь всесторонне в реальность древних манускриптов, они погружают в них и слушателей, которые после концертов регулярно говорят об ощущении не просто встречи с экзотикой, но близкого прикосновения к чему-то знакомому.

Специализируясь на довольно раннем репертуаре – XIV-XV века – ансамбль подходит к нему особым образом. Кроме инструментов и пифагорейского строя, ансамбль пытается проникнуть в суть этой музыки и не исполнять её, а говорить ей.

Перенимая опыт передовых мировых исполнителей-медиевистов, ансамбль не использует в своей работе транскрипций и расшифровок, исполняя музыку исключительно по манускриптам: это позволяет приблизиться в ощущении и звучании к той линеарности и независимости голосов друг от друга, которых требует эта музыка и которые описаны в источниках того времени.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Отдельное внимание уделяется поэтическим текстам и всем их деталям, поскольку именно текст был центром вселенной, а музыка – лишь украшением, которое однако добавляло новые грани смысла. Все тексты сначала прорабатываются и вчитываются без музыки, чтобы все детали смысла и поэтической метрики стали своего рода родным языком и потом все детали соединяются вместе.

Вопреки мифам о темном и дремучем Средневековье, музыка из дошедших до нас манускриптов рисует совсем другой мир и людей, похожих на нас: они проживают жизнь во всем ее многообразии, умеют радоваться и благодарить, даже в простой повседневности или развлечениях видят руку Создателя и ведут с ним постоянный диалог.

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.