Мы не все вернемся из полетов

Мы не все вернемся из полетов
05 мая
09:44 2023

9 мая — День Победы 

История аэродрома Горская берет начало в 1909 году, отсюда взлетали пилоты Императорского всероссийского аэроклуба. В 30-е годы на аэродроме ДОСААФ сделали первый шаг к покорению неба многие ленинградские юноши и девушки. Славную страницу внес аэродром в историю обороны Ленинграда в страшные дни блокады. Здесь базировался легендарный 26-й Гвардейский истребительный авиационный полк, защищавший ленинградское небо. Имена многих его летчиков навеки запечатлены в названиях улиц нашего города.

История авиационной части начинается в 1938 году. Полк формировался под Ленинградом на аэродроме Горелово, на вооружении его стоял прославленный И-16, на тот момент – самый массовый истребитель советских ВВС, а также истребители И-153 «Чайка». С 7 июля 1941 года полк вошел в состав 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО Ленинграда, перед которым стояла важнейшая задача – защитить город на Неве от вражеских бомбардировщиков.

В сентябре на вооружение начинают поступать новые истребители МиГ-3 и Як-1. Позднее на вооружении полка были полученные по ленд-лизу «Харрикейны», «Аэрокобры», «Спитфайры». Для того, чтобы рассказать обо всех подвигах, совершенных летчиками полка нужна отдельная книга –12 летчиков 26-го ГИАП были удостоены звания Героя Советского Союза! Это очень много – даже для истребителей. Высокими были и потери. Из 104 летчиков истребительного полка погибли в воздушных боях, не вернулись с заданий 33 – почти треть.

Военные авиаторы пришли на бывший досаафовский аэродром в первый месяц войны. Летчики разместились в поселке Лисий Нос в домах по улицам Центральная и Холмистая, сохранился дом №4 по улице Высокой – дореволюционная дача, где в годы войны была столовая летчиков. Технический персонал жил в землянках на краю аэродрома, расположенного примерно в километре от поселка.

  Весной 1942 газеты писали о воздушном сражении, в котором четверка истребителей под командованием капитана Василия Мациевича обратила в бегство армаду «юнкерсов» и «хенкелей», пытавшихся уничтожить корабли Балтийского флота, стоявшие на Неве.

«В одном из воздушных боев он сбил два вражеских истребителя, но был поврежден и его самолет. Оценив ситуацию, летчик понял, что дотянуть до аэродрома не удастся, и спланировал на воды Финского залива. Летчика и самолет доставил на берег буксир. И вечером того же дня капитан Мациевич снова вылетел на защиту Ленинградского неба», – рассказывает хранительница местной истории руководитель музея школы №439 поселка Лисий Нос Лидия Скобелева. В школьном музее бережно хранятся фотографии военных лет, книги и газетные статьи, рассказывающие о фронтовых буднях аэродрома Горская.

Майор Мациевич был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1943 году стал командиром полка. Рассказывая о герое, нельзя не упомянуть о том, что его дядей был один из первых русских авиаторов капитан Лев Мациевич, погибший в авиакатастрофе 24 сентября 1910 года, автор первого в России проекта авианосца.
Его имя носит площадь в районе былого Комендантского аэродрома, сохранился и памятник, установленный в дореволюционные годы на месте гибели летчика.

Однако командир истребительного полка Василий Мациевич узнал о своем предке только в годы Великой Отечественной – в семье долгое время скрывали родство с царским офицером, опасаясь преследований. В послевоенные годы Василий Мациевич закончил Академию генерального штаба, в 1964 году ушел в отставку в звании полковника.

Обломки вражеского бомбардировщика в Таврическом саду

Обломки вражеского бомбардировщика в Таврическом саду

Алексей Севастьянов

Навечно вписано в историю обороны Ленинграда имя Героя Советского Союза летчика Алексея Севастьянова. Взлетев на «Чайке» с аэродрома Горская, в ночном бою над Ленинградом 21 сентября он таранил бомбардировщик «Хенкель-111». Обломки двух самолетов упали на территории Таврического сада. Летчик остался жив, приземлившись на парашюте.

Вражеский летчик остался жив и был взят в плен. Алексей Севастьянов погиб в неравном воздушном бою около поселка Рахья Всеволожского района Ленобласти, прикрывая Дорогу жизни. Лишь в 1971 году в торфяном болоте обнаружили самолет, останки летчика, его награды и личные вещи. Останки героя были торжественно преданы земле на Чесменском воинском кладбище, его именем названы улицы в Санкт-Петербурге и в Колпино, поселок на Карельском перешейке.

Владимир Гардин и Татьяна Булах на съемках фильма, 30-е годы

После боя сердце просит музыки вдвойне!
Отдохнуть душой, прикоснуться к прекрасному помогала летчикам дружба с известными артистами Владимиром Гардиным и его женой Татьяной Булах, в годы войны с шефской бригадой «Ленфильма» выступавшими с концертами и спектаклями перед бойцами частей, защищавших Ленинград.

«В предмайские дни 1942 года мы впервые побывали в эскадрилье истребителей, которой командовал Герой Советского Союза Василий Мациевич. С этого дня завязалась наша тесная дружба с летчиками, о которой я всегда вспоминал с теплым чувством», –писал в своих мемуарах Владимир Гардин.

ЛисийНос, дача «Татьянино»

После выступления артистов летчики не остались в долгу и тоже дали концерт для своих гостей! «В вашу честь я сыграю Иоганна Себастьяна Баха!» – сказал капитан Василий Мациевич и сыграл на пианино одну из торжественных фуг.
А потом летчики под руководством капитана Дмитрия Оскаленко пели русские народные песни. Незадолго до этого молодой летчик в воздушном бою был ранен в голову, руку и ногу, но уже вернулся в строй.

«Между бинтами на голове пробивались завитки волос, мягко и внимательно глядели сквозь узкий разрез продолговатых век темные глаза. Это был опытный боевой летчик, уже сбивший в воздушных боях тринадцать вражеских самолетов», – вспоминал Владимир Гардин. Как тут не вспомнить поющую эскадрилью из старого любимого многими фильма «В бой идут одни старики!».

Капитан Дмитрий Оскаленко

Военные авиаторы были частыми гостями дачи Владимира Гардина и Татьяны Булах «Татьянино» в Лисьем Носу. Здесь они пили чай, пели, музицировали на пианино. Однажды после концерта, прошедшего 27 сентября 1942 года, Гардин увидел у калитки дачи одного из летчиков. Артиста поразило странное выражение его лица. Помолчав с полминуты, глядя куда-то в сторону он произнес: «Дима Оскаленко не вернулся. Погиб в бою».

Выполняя боевое задание, он был сбит истребителями противника в районе деревни Манушкино Всеволожского района Ленобласти, покинул самолет с парашютом, но на малой высоте парашют не успел раскрыться. Ему было 22 года. Сегодня имя Героя Советского Союза гвардии капитана Дмитрия Оскаленко носит улица в Приморском районе.

Свадьбы фронтовые
«Но даже самая страшная война неспособна помешать любви! И в годы войны трое военных авиаторов отпраздновали фронтовые свадьбы, а когда наступил мир, поселились в Лисьем носу. Мне посчастливилось знать этих людей, записывать их рассказы. Сейчас здесь живут их дети, внуки, многие из которых учились в нашей школе», – рассказывает Лидия Скобелева.

Когда началась война, шестнадцатилетняя девочка Надежда Кережина пошла работать на метеостанцию при аэродроме. Позднее она вспоминала, что отбор для работы на метеостанции был очень строгим, все кандидатуры проверяли сотрудники НКВД. А родители ее так до конца войны и не узнали, где находилась метеостанция, хотя от дома по улице Боровой, 13 до нее было несколько сот метров.

Баня, построенная ее отцом в предвоенные годы, стала военным объектом – ее топили круглосуточно, в ней мылись летчики, солдаты частей, расквартированных в Лисьем носу или направлявшиеся на фронт. Гостеприимные хозяева приглашали военных передохнуть, попить чая, если так можно назвать стакан кипятка с засушенным листком смородины или вишни. И вскоре молодой авиатехник по вооружению Александр Егоров сделал девушке предложение. Родители дали согласие. Отец благословил молодых иконой, которую они поцеловали.  Брак зарегистрировали 22 июня 1943 года в сельсовете, вскоре у них родилась дочь Ольга.

Александр и Надежда Егоровы

Александр и Надежда Егоровы

Ветеран Великой Отечественной Надежда Ивановна Егорова и сегодня живет в Лисьем носу. «Наши летчики были совсем мальчишки, но беззаветно влюбленные в небо, когда погодные условия были неблагополучными, начинались танцы. Играет танго, фокстрот, но только зазвучит сигнал тревоги, с аэродрома прибегал солдатик. Старший по званию командовал «По машинам!». Пилоты бросали своих подруг и бежали на аэродром», – вспоминает она, спустя десятилетия.

С горечью говорит она о том, что многие не вернулись из полетов: «Практически не было дня, чтобы не приходило печальное известие. Вот, казалось бы, только что кружил в вальсе, а на следующий день вылет, и не стало парня».

Свою половинку нашел и военный летчик Николай Марфенко, летающий замполит. «Это был очень яркий, смелый человек, много летал. Рассказывал, как его сбили, он выпрыгнул с парашютом, очень долго шел по лесу, пока вышел к своим. В 70-е годы прошлого века ветеран работал в нашей школьной котельной», – рассказывает Лидия Скобелева. Женой летчика стала жительница Лисьего носа Антонина Комолова, в 1949 у них родился сын Александр. Оба его сына стали офицерами, но не в авиации, а в других родах войск. А внучка училась в школе №439 и очень любила экскурсию «Они защищали Ленинградское небо», которую проводил школьный музей.

Свою свадьбу сыграли в Лисьем носу молодой военный летчик Александр Жарков и Анна Ларина. «В поселке ее шутя называли Анка-летчица. Когда они познакомились, Александр подарил ей унты из оленьего меха, которые выдавали летчикам. После освобождения Ленинграда от вражеской блокады в Лисьем носу были танцы, она пришла в унтах и произвела большое впечатление, как говорят сейчас, зажигала!» –с улыбкой рассказывает хранительница местной истории: «Их многочисленные потомки и сегодня живут в Лисьем носу».

После войны аэродром до 1949 года оставался военным объектом. В памяти послевоенных лисьеносинских мальчишек остался тогдашний начальник аэродрома участник Великой Отечественной Михаил Седых, привечавший их, убеждавший заниматься спортом, а иногда (мечта каждого мальчишки!) разрешавший посмотреть на самолеты. В Лисьем Носу вспоминают, что Михаил Седых лично пилотировал транспортные самолеты, доставлявшие ленинградское военное и партийное начальство в другие регионы страны и дружественные страны.

Позднее военных авиаторов сменил аэроклуб ДОСААФ, действующий и сегодня. На аэродроме  открыта стелла с именами известных летчиков, взлетавших с этого аэродрома. Среди них – 12 авиаторов 26-го Гвардейского истребительного авиационного полка, Героев Советского Союза.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.