Идем в «лабиринты времени». Увидишь Баха! И не только…

Идем в «лабиринты времени». Увидишь Баха! И не только…
19 апреля
11:41 2023

Исторические разоблачения на языке музыки, шутки великих композиторов, и многое другое. Все это оживет благодаря органу и замечательным музыкантам. Случится это уже в ближайшие выходные. Вам остается только прийти на концерт в один из католических храмов Северной столицы.

В пятницу 21 апреля, в 20 часов, в Римско-католическом храме святого Станислава, что на улице Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города», состоится концерт «Сквозь лабиринты времени».

Это концерт выдающейся органистки наших дней: лауреата международных конкурсов Регины Каменщиковой.

Лабиринт – ритмическая структура, которая не сразу позволяет осознать свойства звукового пространства, диктуя жесткие параметры времени, внимания и вектора движения. Маленький гармонический лабиринт Баха – уникальная пьеса-квест, где на протяжении краткого времени гармония непрерывно меняется, проходя самые отдаленные тональности. В лабиринте существуют звуковые Вход-Центр-Выход. Вход и Выход из лабиринта обеспечит замечательный провожатый – его создатель, Иоганн Себастьян Бах. Этот опус находится в стороне от основного баховского репертуара и является смелым и дерзким экспериментом мастера в области гармонии.

Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Фантазия и фуга до минор, созданная гением Баха в Веймарский период, в очередной раз поразит воображение своим масштабом и драматизмом. Прелюдия и фуга до минор BWV 546 относится к лейпцигскому периоду творчества.  В ней сконцентрированы основные черты творчества гения – масштабность и насыщенность фактуры, многогранность музыкальных образов, импровизационность. Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южнонемецкой органной музыки Иоганн Пахельбель, обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко. Иоганн Фоглер – немецкий органист и композитор, ученик Баха. Известны только три его сочинения – хоральные обработки для органа, среди которых выделяется «Страдания, боль и смерть Иисуса». Творческое наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Яркость и склонность к экспериментам Вагнера, Листа, а также других великих романтиков заслонило творчество их скромного коллеги. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал чудесные по своей мелодичности шедевры.

Сквозь лабиринты времени – музыкальные приключения ждут!

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Jesus Christus, unser Heiland, der von uns BWV 665; Дитрих Букстехуде (1637–1707) Чакона ми минор BUXWV 160; Иоганн Пахельбель (1653–1706) Хоральная прелюдия Vom Himmel hoch da komm ich her; Иоганн Каспар Фоглер (1696–1765) Хоральная прелюдия Jesu Leiden, Pein und Tod; Иоганн Себастьян Бах Фантазия до минор BWV 562, Прелюдия и фуга до минор BWV 546, Хоральная прелюдия Aus der Tiefe rufe ich BWV 745, Фантазия на тему Komm, heiliger Geist, Herre Gott BWV 651, Маленький гармонический лабиринт BWV 591; Йозеф Габриэль Райнбергер (1839 –1901) Две пьесы из цикла «Монологи», Agitato из Сонаты ре минор.

Также в пятницу — 21 апреля, ровно в 20 часов, под сводами Римско-католического храма Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», прозвучит концерт «Вокруг Баха».

Это интереснейшая программа органиста Ричардаса Пинтвериса, раскрывающая влияние великого мастера на развитие мировой органной культуры.

Планета БАХ воистину необъятна. Вокруг нее уже не один век вращается все мировое сообщество музыкантов, а органные сочинения Иоганна Себастьяна входят в золотой фонд любого концертирующего органиста, и это неудивительно: в течение всей жизни орган оставался его любимым инструментом. Великий магистр Музыки, чье мышление воистину космично, Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии.

Интересная история связана с созданием цикла Фантазия и фуга соль минор. В 1721 году Бах участвовал в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор.

В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох – барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Не менее интересно и обращение мастера к циклам из прелюдий с фугами. Его особый и самобытный стиль объединил многочисленные традиции немецкой композиторской школы.

Убежденный «бахианец» Сезар Франк создал знаменитый цикл Прелюдия, фуга и вариация в форме барочного триптиха, отчасти навеянный сочинениями Баха. Бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа.

Вокруг Баха — откройте для себя необъятный звуковой мир!

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Wer nur den lieben Gott lässt walten BWV 642; Сезар Франк (1822–1890) Хорал №3 ля минор FWV-40; Иоганн Себастьян Бах — Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir BWV 639; Иоганнес Брамс (1833–1897) Хоральная прелюдия Schmücke dich, o liebe Seele оp. 122 No.5; Иоганн Себастьян Бах Фантазия и фуга соль минор BWV 542; Сезар Франк (1822–1890) Прелюдия, фуга и вариация оp. 18; Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565; Иоганнес Брамс Хоральная прелюдия Herzlich tut mich verlangen оp. 122, No. 10; Жюль Гризон (1842–1896) Токката фа мажор.

В этот же вечер пятницы — 21 апреля, но уже в 20 часов 15 минут и в Римско-католическом храме Успения Пресвятой Девы Марии, по адресу 1-я Красноармейская улица, дом 11 (станция метро Технологический институт), продолжится цикл концертов «Время органа». На это раз вы услышите «Космогонию Баха».

Это концерт любимицы публики, неповторимойорганистки, лауреата международных конкурсов Елены Приваловой, охватывающий широчайший спектр органного творчества немецкого гения.

Великий магистр Музыки, чье мышление воистину космично, он объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. И, конечно же, неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием. От хоральных обработок до грандиозных циклов, подобных звуковым фрескам. Прелюдия и фуга ля минор, названная «Великой», создана в Веймаре. Цикл поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии. С Фантазией и фугой соль минор связана интереснейшая история.

В 1721 году Бах участвовал в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор. Прелюдия и фуга ре мажор написана в Веймарский период, когда композитор был увлечён итальянской музыкой.

Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления.

Бах и Вивальди. Две вершины эпохи барокко Германии и Италии. Два гения-небожителя незаслуженно и надолго забытые.  Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди, которого часто величают «итальянским Бахом», в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди!  Никогда не встречаясь, тем не менее, они стали соавторами ряда безусловных шедевров, проверенных временем.

Космогония Баха — исцеление души и прикосновение к вечности.

Программа: Иоганн Себастьян Бах(1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565; Антонио Вивальди (1678 – 1741) – Иоганн Себастьян Бах Концерт ля минор, Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ BWV 639, Прелюдия и фуга ля минор BWV 543, Хоральная прелюдия Allein Gott in der Höh sei Ehr BWV 662, Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532, Хоральная прелюдия Nun komm, der Heiden Heiland BWV 659, Фантазия и фуга соль минор BWV 542.

Там же, на 1-й Красноармейской, дом 11, но уже в субботу — 22 апреля, также в 20 часов 15 минут, для вас дадут концерт «Маски долой или как было на самом деле».

Не удивляйтесь. В этот вечер вы узнаете много нового и неожиданного, а неутомимый органно-скрипичный дуэт музыкантов в лице заслуженного артиста России Марка Таубе (скрипка) и лауреата международных конкурсов Екатерины Маришкиной (орган), а также чудесного сопрано лауреата международных конкурсов Ангелины Огарковой проведут беспощадные музыкальные разоблачения. Прозвучат сочинения, веками приписываемые композиторам, которые не имели ни малейшего отношения к их созданию. Мастерские и дерзкие музыкальные подделки, всемирно признанные хиты, сгенерированные в стиле Вивальди и Баха, Альбинони и Каччини, собранные воедино, сегодня предстанут на суд публики.

Еще одна интрига концерта — звучание подлинных шедевров наряду с филигранными музыкальными обманками. По задумке артистов, концерт обрамляют два фундаментальных органных цикла Иоганна Себастьяна Баха, звучащие в тональности ре минор. Токката и фуга ре минор «Дорийская» написана во время пребывания Баха в Веймаре в 1707–1718, в период расцвета творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. В «Дорийской» явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян основательно изучал, сделав ряд уникальных органных транскрипций неистового венецианца. А вот авторство самого популярного сочинения Иоганна Себастьяна до сих пор оспаривается. Да, это Токката и фуга ре минор, звучащая в многочисленных фильмах, рекламных роликах и рингтонах мобильников.

Знаменитое Адажио Альбинони, на самом деле, принадлежит перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто, по утверждению которого, пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном им в 1945 на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века, неоднократно использовалось в кино.

Популярнейшая церковная ария Pieta, Signore, приписываемая самобытнейшему композитору Алессандро Страделле, на самом деле принадлежит французскому композитору девятнадцатого столетия Луи Нидермайеру и является арией из оперы «Страделла», посвященной воистину романической жизни композитора. Музыкант погиб от рук наемных убийц в самом расцвете творческих сил, а оперы на основе его загадочной биографии написаны также Флотовым и Франком.

Скрипач-виртуоз и композитор Фриц Крейслер создал цикл скрипичных пьес «Классические рукописи» — 19 миниатюр, написанных в стилистике сочинений XVIII века. В целях мистификации он скрыл свое авторство, выдав пьесы за транскрипции. Параллельно шутник издал и свои стилизации старинных венских вальсов, которые подверглись уничтожающей критике и противопоставлялись транскрипциям как истинной музыке. Погрузитесь в непостижимый мир самых несусветных обманок и стилизаций, дерзких транскрипций и вариаций на известные темы, умышленных цитат и заимствований, рожденных в разные эпохи. От блистательной эпохи барокко до наших дней.

Маски долой или как было на самом деле — разгадайте загадки авторства мировых хитов вместе с потрясающими музыкантами!

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор (Дорийская); Джулио Каччини Амариллис, Антонио Лучо Вивальди (1678–1741) Времена года: Весна из цикла «Времена года», III часть, обработка для скрипки и органа, Алессандро Страделла Ария; Томмазо Альбинони (1671–1751) Концерт ре минор, II часть, обработка для скрипки и органа; Гаэтано Пуньяни (1731–1798) Allegro entusiastico; Луиджи Боккерини (1743–1805) Менуэт; Фриц Крейслер (1875–1962) Allegretto в стиле Боккерини (приписывалось Луиджи Боккерини); Прелюд и аллегро в стиле Гаэтано Пуньяни (приписывалось Гаэтано Пуньяни); Луи Нидермайер (1892–1861) Pieta, signore, Ария Страделлы из оперы «Страделла» (приписывалось Алессандро Страделле); Фриц Крейслер Концерт в стиле Антонио Вивальди (приписывалось Антонио Вивальди), I часть, обработка для скрипки и органа; Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини); Ремо Джадзотто Адажио (приписывалось Томмазо Альбинони), обработка для скрипки и органа; Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565 (атрибуция подвергнута сомнению).

Органные концерты субботним вечером 22 апреля продолжатся и на Ковенском, дом 7. Здесь ровно в 20 часов, все в том же цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», прозвучит концерт «Полифоническая тетрадь и органные шедевры».

Предлагаем вам совершить путешествие во времени в блистательном обществе Баха и Таривердиева, Франка и Видора. Полифоническая тетрадь и органные шедевры — грандиозный гала–концерт ярких харизматичных органистов Петербурга во главе с их наставником, одним из ведущих органистов наших дней: заслуженным артистом России Даниэлем Зарецким.

Органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха – не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в Космос. Музыка немецкого гения созвучна любой эпохе и неизменно вызывает сильнейший катарсис у любой публики. В течение всей жизни любимым инструментом Баха оставался орган, хотя писал он для самых разных инструментальных составов. Макс Регер, творивший в разных стилях – создал более двухсот опусов для Короля инструментов. Поздний романтик и неоклассик в одном лице представлен виртуозной Токкатой. Феликс Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открывший для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Музыкант часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящен цикл из Прелюдий и фуг.

Творческое наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал чудесные по своей мелодичности шедевры. Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа, продолжая поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия!

Выдающийся композитор и органист Марсель Дюпре – ученик великих органных мэтров Гильмана, Видора и Вьерна. Органный дебют вундеркинда состоялся в возрасте восьми лет, а за свою долгую жизнь он с головокружительным успехом гастролировал в многочисленных странах Европы, а также в Австралии, Канаде и Америке. Наиболее исполняемые сочинения мастера — ранние, в числе которых три прелюдии и фуги для органа. Первая и третья пьесы из этого цикла столь сложны, что в течение нескольких лет никто, кроме самого автора, не мог их исполнить. Музыкант дал две серии по десять концертов, включавших все органные произведения Баха, которые исполнил наизусть. Луи Вьерн – гений французского симфонического органа, преемник традиций Сезара Франка и Шарля-Мари Видора. В своем творчестве он прошел через множество стилей. Опираясь на классическую традицию, он, в то же время, был одержим поиском новых форм высказывания, используя причудливые мелодии и квази «джазовые» созвучия.

Полифоническая тетрадь и органные шедевры — событие органного сезона.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до минор BWV 546 (исполняет Елизавета Бузерова). Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Прелюдия и фуга ре минор ор.35/3 (исполняет Елизавета Морозова). Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ми мажор BWV 566 (исполняет Майя Мокрецова). Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Соната-фантазия для органа №2 оp.65: I часть (исполняет Вероника Богданович-Язвинская). Шарль-Мари Видор (1844–937) Симфония №6 соль минор op.42/2 (V. Finale) исполняет Мария Коронова. Марсель Дюпре (1886–1971) Symphonie-Passion (Симфония Страстей): IV. Resurrection (Воскресение) op.23 (исполняет Елена Малева). Микаэл Таривердиев (1931–1996) Basso ostinato из Концерта для органа №2 (Полифоническая тетрадь) — исполняет Полина Курдюкова. Луи Вьерн (1870–1937) Симфония №2 op.20 (Final) — исполняет Аида Глухова. Макс Регер (1873–1916) Токката ре минор ор. 59 (исполняет заслуженный артист РФ Даниэль Зарецкий).

И последним концертом в эти выходные, в воскресенье 23 апреля, в 16 часов, в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской станет концерт «Легенды романтизма».

Это удивительный концерт любимой публикой органистки — лауреата международных конкурсов Елены Приваловой, в котором пересекутся немецкая и русская органные культуры, встретятся Мендельсон, Танеев и Гедике.

Феликс Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Самое популярное сочинение Мендельсона для органа – именно 6 сонат, опубликованных в 1845 году, одновременно с работой композитора над редакцией хоральных прелюдий Баха. Количество частей варьируется в них от двух до четырех, это темы хоралов, фуги, фантазии. Соната № 5 приближается к классической сонатной форме. Кроме трех сонат, в концерте прозвучат прелюдии и фуги композитора. Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящен цикл из Прелюдий и фуг.

Русская органная музыка, представляющая целый пласт мировой музыкальной культуры, звучит незаслуженно редко. Сергей Танеев продолжил баховские традиции в русской музыкальной культуре, а его интерес к творчеству старых мастеров вызывал у коллег устойчивое недоумение. Лишь со временем пришло принятие исторической правоты композитора, искавшего для русской музыки прочной опоры в общеевропейском наследии и универсальности. Его Хоральные вариации для органа созданы в традициях хоральных обработок эпохи барокко. Творческая деятельность русского органиста, композитора и педагога Александра Федоровича Гедике неразрывно связана с Московской консерваторией, в которой он преподавал почти полвека. Потомственный органист, Гедике использовал в своем творчестве вариационно-полифонические приемы, переплетенные с традициями русской музыкальной классики.

Легенды романтизма — незабываемые эмоции и невероятные музыкальные открытия.

Программа: Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната № 6 ре минор ор.65/6, Прелюдия и фуга ре минор ор.37; Иоганнес Брамс(1833–1897 ) Хоральная прелюдия ор.122 №10 Herzlich tut mich verlangen, Прелюдия и фуга соль минор WoO10; Сергей Танеев (1856–1915) Хоральные вариации; Александр Гедике (1877–1957) Прелюдия-фантазия; Феликс Мендельсон-Бартольди Соната №5 ре мажор ор.65/5.

И еще один воскресный концерт 23 апреля, в 16 часов пройдет уже в храме католического Францисканского монастыря Святого Антония Падуанского чудотворца, по адресу 9-я Красноармейская улица, дом 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт). Там, в цикле концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев», сыграют концерт «Органная книжечка и лунный свет».

Изысканная программа органистки Светланы Фурник, в которой вы пройдете по звуковым путям от добаховской эпохи до импрессионизма.

Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства.46 хоральных прелюдий были также созданы в Веймаре и объединены в «Органную книжечку». В автограф рукой Баха вписаны заголовки 164 лютеранских церковных песен, расположенных в порядке церковного календаря. Выдающийся биограф и исследователь творчества Баха Альберт Швейцер называл этот сборник словарем баховского музыкального языка. Изысканная Пастораль — единственное сочинение Баха в этом жанре.

Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты, установленные в крупнейших соборах Парижа, поражают богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Сезар Франк – органист по призванию, в сочинениях которого явственно прослеживается связь с Бахом. Наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, даровитый педагог и бессменный органист базилики Сент-Клотильд, он писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа.

Уникальный цикл родоначальника жанра органной симфонии Шарля Мари Видора Bach’s Memento создан на основе многочисленных баховских мотивов, созданных для различных инструментальных составов. Легенда Франции, Видор в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Вестминстерские колокола Луи Вьерна входят в топ 10 органного репертуара. Блестящий ученик Франка и Видора, Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. Яркий акцент концерта — легендарный Лунный свет Клода Дебюсси из Бергамасской сюиты.

Органная книжечка и лунный свет — звукопись разных столетий.

Программа: Дитрих Букстехуде (1637–1707) Токката ре минор BuxWV 155; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральные прелюдии из «Органной книжечки»: Christ lag in Todes Banden BWV 625, Jesus Christus unser Heiland BWV 626, Erstanden ist der heil’ge Christ BWV 628, Erschienen ist der herrliche Tag BWV 629, Heut’ triumphieret Gottes Sohn BWV 630, Пастораль фа мажор BWV 590; Шарль Мари Видор (1844–1937) Сицилиана из цикла Bach’s Memento (Памяти Баха); Ференц Лист (1811–1888) Liebestraum S.541 No. 3; Сезар Франк (1822–1890) Фантазия до мажоp ор.16; Клод Дебюсси (1862–1918) Лунный свет из Бергамасской сюиты (транскрипция для органа Алекса Сельера); Луи Вьерн (1870–1937) Вестминстерские колокола из цикла «24 пьесы в фантастическом стиле» из Сюиты № 3 op.54.

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.