«Космический причал» готовили на Ленинградском Металлическом

«Космический причал» готовили на Ленинградском Металлическом
11 апреля
09:16 2023

12 апреля – День космонавтики

Продукция этого завода – газовые, паровые и гидротурбины для энергетики – известны не только в России, но и далеко за ее пределами. Однако не все знают, что прославленное предприятие внесло вклад и в освоение космического пространства. В одном из цехов Ленинградского Металлического завода (ЛМЗ) в обстановке глубочайшей секретности проходили испытания стартового комплекса для первых космических ракет. С него ушел в космос и легендарный «Восток», пилотируемый первым космонавтом Земли Юрием Гагариным.

1956-й год… В обстановке особой секретности идет подготовка к запуску первого искусственного спутника земли. Завершается разработка межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, на базе которой было создано семейство космических ракет носителей, в последующие годы доставивших на орбиту первый искусственный спутник, корабль с собаками Белкой и Стрелкой, а чуть позже — и легендарный «Востока» с первым космонавтом.

Все создавалось впервые. В том числе – и стартовый комплекс, представляющий собой сложнейшее техническое сооружение огромных размеров. Напомним, что ракета Р-7 и ее модификации была подвешена на нескольких многотонных фермах, которые в момент старта отходили в разные стороны, освобождая ракету. Стартовый комплекс ласково прозвали «тюльпаном» за сходство с раскрывающимся цветком.

Необходимо было отработать отделение ракеты от стартового комплекса, имитируя этот процесс без включения двигателей. Подходящую площадку для испытаний искали по всему Советскому Союзу. Для решения задачи идеально подошел один из цехов ЛМЗ, в котором изготавливали орудийные башни для боевых кораблей. Высокие своды под 30 метров, 18 метровая шахта позволяли разместить здесь стартовый комплекс и полномасштабный макет ракеты. А роль двигателей должны были сыграть мощные мостовые краны, поднимавшие макет вверх.

Борис Черток, заместитель генерального конструктора космических ракет легендарного Сергея Павловича Королева в своей книге воспоминаний «Люди и ракеты» рассказывал о том, что на различных предприятиях были изготовлены полномасштабные макеты всех блоков, которые осенью 1956 года собрали в цехе Ленинградского Металлического завода (в те годы – завод им. Сталина). В Ленинграде ракета (точнее – ее полномасштабный макет) впервые встретилась со своим стартовым комплексом.  Для того, чтобы вес макета соответствовал весу ракеты-носителя (260 тонн) его наполняли водой.

Соратник Королева вспоминал, что работы велись круглосуточно. Не раз многотонный макет «взлетал» под крышу цеха. Значение этих испытаний трудно переоценить. За короткое время количество выявленных конструкторских ошибок, замечаний, изменений, внесенных в конструкцию, перевалило за несколько сотен.
«Сотни конструкторов, монтажников, проектантов и военных копошились, что-то пилили, подваривали, пересобирали, писали, спорили, совещались», — вспоминал через многие годы Борис Черток. Не раз приезжал на ЛМЗ и Королев, подолгу наблюдавший за испытаниями.

Примета того времени – особая секретность. «Космический» цех охранялся, над участком, где велись работы, был возведен специальный шатер, а работники других цехов и подразделений даже спустя многие годы не знали о работах, в которых участвовали их товарищи по заводу.
«Там стоял сварочный станок для шовной роликовой сварки. В институте Патона меня научили его настраивать, работать на нем. Каждый день меня водили туда под ружьем. Я делал свою работу, говорили «спасибо», выводили. По требованию персонала, который работал там, меня вызывали, когда была необходимость. Мы знали, что работа засекречена, и я, конечно, не думал, что участвую в подготовке полета Гагарина», — вспоминал ветеран ЛМЗ инженер-технолог Владимир Брайнин.

А в апреле 1961 ЛМЗ стал первым промышленным предприятием, которое посетил после полета Космонавт №1. Встреча прошла на площадке между бывшей Дачей Дурново, где тогда находился заводской клуб, и газотурбинным цехом. На встречу с героем пришел весь многотысячный коллектив прославленного завода.
Большинство работников Ленинградского Металлического в это время по-прежнему не знали о том, над чем именно работали в засекреченном цехе. Хотя перед приездом Гагарина людям намекнули, что и их завод внес свой вклад в первый космический полет.
Юрий Гагарин прошел по цехам предприятия, с интересом ознакомившись с производством турбин. Жизнь завода, напряженный ритм цеха были понятны ему – когда-то первый космонавт с отличием закончил ремесленное училище в Люберцах по специальности формовщик-литейщик, работал на ленинградском заводе «Вулкан» на Петроградской стороне. Отсюда, с берегов Невы он уехал поступать в летное училище.

«Здесь не делают деталей космических кораблей, но в завоевании космоса участвует и ваш коллектив. Ведь ваши турбины дают электроэнергию, которая плавит металл для кораблей, спутников», — сказал первый космонавт, приветствуя заводчан. Вполне возможно, что Юрий Гагарин знал о космическом эпизоде в истории ЛМЗ, но не упомянул о нем из соображений той же самой секретности.
«Славные дела творятся этим замечательным коллективом! От имени космонавтов желаю и в будущем творить так же славно, как сейчас», — написал Юрий Гагарин в Книге почетных гостей завода, которая сегодня бережно хранится в заводском музее.

Говоря о вкладе ЛМЗ в освоение космоса нельзя не упомянуть и о паровой турбине большой мощности ПВК-200 для Южно-Уральской ГРЭС, изготовленной в 1958 году и обеспечивавшей электроэнергией космодром Байконур. Этот тип турбин, в то время мощнейших в своем классе, попал в книгу рекордов Гиннеса, турбина была удостоена Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.

Председатель первичной профсоюзной организации Ленинградского Металлического завода АО «Силовые машины» Виталий Артюхин: «До недавнего времени эти события были скрыты завесой секретности. Люди, которые работали там, собирали комплекс, варили фермы, лишнего не рассказывали. Но что-то просачивалось, мы знали, что наш завод участвовал в подготовке космических полетов. И сегодня мы, конечно же, гордимся нашим участием в освоении космоса. Это гордость нашего завода, отечественной промышленности, Ленинграда-Санкт-Петербурга. Хочу напомнить, что ЛМЗ был единственным ленинградским предприятием, которое посетил Юрий Гагарин. И сегодня мы поддерживаем связи с космонавтами. Так, недавно у нас побывал космонавт Олег Артемьев, подарил нашему заводскому музею приборы, побывавшие с ним в космосе».

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.