Весна, любовь — от Баха до Рахманинова

Весна, любовь — от Баха до Рахманинова
06 апреля
09:45 2023

Западные христиане в эти дни переживают Страстную неделю, а в ближайшее воскресенье встретят Пасху. Именно поэтому органные концерты состоятся, на этот раз, лишь вечером воскресного дня. Но какие это будут концерты! Орган, скрипка, вокал и замечательные музыканты передадут для вас всю гамму эмоций и чувств, что вложили в свои произведения великие композиторы прошлого. Вам лишь остается просто прийти на концерт…

Воскресным днем 9 апреля в 16 часов, в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», состоится концерт «Времена года — времена любви. Весна над Планетой».

Светлое воскресенье католической Пасхи. Середина петербургской весны. Какой она будет? Полной неожиданных встреч и капризов погоды? Звенящая и солнечная или застенчиво дождливая? Где-то над Планетой она уже в самом разгаре, а где-то только в пути. Любимые публикой петербургские музыканты лауреат международных конкурсов Екатерина Маришкина (орган) и заслуженный артист России Марк Таубе (скрипка) приглашают пронестись над разными уголкам Планеты вместе с Весной.

Альянс скрипки и органа. Времена года Вивальди и Пьяццоллы шагом в 200 земных лет. Страсть и нежность, медитация и действие. Ритуальные хороводы «Весны священной» Стравинского, лиризм Гуно, Глазунова и Грига, совершенная размеренность Гайдна, изысканные пасторали Баха и Массаны.

Одно из самых популярных классических сочинений в мире — «Времена года» Антонио Вивальди. Это цикл из четырех скрипичных концертов в сопровождении струнного оркестра, к которому на протяжении веков обращались многочисленные музыканты, делая смелые и неожиданные аранжировки проверенного веками шедевра. На этот раз прозвучит версия для скрипки и органа, созданная Екатериной Маришкиной. Смена сезонов и состояний природы, а также человеческого настроения — главная тема знаменитого цикла рыжего аббата. Звенящий зимний день и осенняя печаль, азарт весны и истома летнего зноя настолько ярко переданы в звукописи «Времен года», что у публики создается эффект полнейшего погружения в меняющийся калейдоскоп сезонов.

Весна от Пьяццоллы. «Времена года в Буэнос-Айресе» великого аргентинца — гениальные зарисовки, позволяющие проследить смену сезонов через призму самобытной энергетики этого удивительного города. Премьера легендарного балета «Весна священная» (Le Sacre du printemps) на музыку выдающегося русского композитора Игоря Стравинского состоялась 29 мая 1913 года в Театре Елисейских Полей в Париже. Автор декораций, костюмов, либретто — Николай Рерих, хореограф — Вацлав Нижинский, импресарио — Сергей Дягилев. В балете нет конкретного сюжета, но необычайно ярко отражен самобытный образ языческой Руси с её весенними гаданиями, хороводами, культом Земли и обязательным жертвоприношением в честь богини Весны. Главный герой этого действа — РИТМ, начало начал музыки, восходящее к глубинной сути человеческой природы.

Времена года — времена любви. Весна над планетой в компании гениальных композиторов и потрясающих музыкантов.

Программа: Йозеф Гайдн (1732–1809) Весна. Вступление из Оратории «Времена года»; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пастораль; Антонио Лучо Вивальди (1678–1741) Весна из цикла «Времена года», переложение для скрипки и органа; Шарль Гуно (1818–1893) Весенняя песнь, переложение для скрипки и органа; Эдвард Хагеруп Григ (1843–1907) К весне, переложение для скрипки и органа; Александр Глазунов (1865–1936) Весна. Andante из балета «Времена года», переложение для скрипки и органа; Антонио Массана (1890–1966) Пастораль; Вернон Дюк – Владимир Дукельский (1903–1969) Апрель в Париже, переложение для скрипки и органа; Игорь Стравинский (1882–1971) Весенние хороводы из балета «Весна священная»; Астор Пьяццолла (1921–1992) Весна из цикла «Времена года в Буэнос-Айресе», переложение для скрипки и органа.

В этот же день — 9 апреля и в это же время — в 16 часов в храме католического Францисканского монастыря Святого Антония Падуанского чудотворца, по адресу 9-я Красноармейская, дом10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт), в цикле концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев», дадут концерт «Музыка для ВСЕХ: от Баха до Рахманинова».

Лучшие сочинения золотого репертуара, понятные и доступные всем, прозвучат в исполнении ярких молодых музыкантов Петербурга — Марии Менчиковой (скрипка), Ильдара Башмакова (баритон), Александра Патрушина (орган), охватив широчайший спектр мировой музыкальной культуры.

Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Мы никогда не узнаем, быль это или легенда, что провинциальный небогатый музыкант Бах копил деньги на путешествие в Любек для встречи с Букстехуде и преодолел сотни километров пешком по осенней распутице. Важно, что Букстехуде моментально разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна, назвав его своим дорогим собратом.

Органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха – не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в Космос. Музыка немецкого гения созвучна любой эпохе и неизменно вызывает сильнейший катарсис у любой публики. В течение всей жизни любимым инструментом Баха оставался орган, хотя писал он для самых разных инструментальных составов. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии.

Итальянский композитор эпохи барокко Алессандро Скарлатти вошел в историю европейской музыкальной культуры как родоначальник знаменитой неаполитанской оперной школы. Созданные им оперы-seria стали истинным эталоном для других композиторов. Творческая плодовитость Скарлатти воистину фантастична — его перу принадлежит 125 опер, свыше 600 кантат, 200 месс, множество ораторий, мотетов, мадригалов, оркестровых и камерных инструментальных сочинений. Творческое наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Яркость и склонность к экспериментам Вагнера, Листа, а также других великих романтиков заслонило творчество их скромного коллеги.

Уроженец Вадуца, столицы миниатюрного Княжества Лихтенштейн, в возрасте семи лет, он уже стал церковным органистом, а прозвучавшая в храме месса была написана им в восемь! Окончив Мюнхенскую консерваторию в возрасте пятнадцати лет, Райнбергер вернулся в нее в двадцать, чтобы начать свою собственную долгую преподавательскую карьеру, за время которой воспитал выдающихся органистов, пианистов, композиторов и дирижеров. Мастер контрапункта и композиции, музыкант создал чудесные по своей мелодичности шедевры. «Музыка — выше слов; она начинается, когда слов больше недостаточно», — сказал как-то композитор. Русская нота концерта — Вокализ Сергея Рахманинова, чье 150-летие отмечается в этом году. Сочинение, посвященное примадонне Большого театра Антонине Неждановой, обрело такую популярность, что стало исполняться в транскрипциях для самых различных инструментов.

Музыка для ВСЕХ: совершите невероятный музыкальный вояж от Баха до Рахманинова.

Программа: Дитрих Букстехуде (1637–1707) Чакона до BuxWV 159; Йозеф Габриэль Райнбергер (1839–1901) Thema mit Veränderungen, Abendlied, Gigue ор. 150, Ave Maria; Сергей Рахманинов (1873–1943) Вокализ ор. 34 № 14; Владимир Королевский (1986*) Молитва; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Ария из Оркестровой сюиты № 5; Алессандро Скарлатти (1660–1725) Gia il sole dal gange; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ля минор BWV 543.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.