Весна с органом по-русски

Весна с органом по-русски
30 марта
10:15 2023

Король всегда король и ему подвластно гармонично звучать и в унисон с армянским дудуком, и исполнять русские мелодии, подружив Вивальди с Чайковским. Убедиться в этом проще простого — приходите на концерты и наслаждайтесь весной и настоящей музыкой, проверенной временем…

Итак, в субботу — первого апреля, в 20 часов 15 минут, в Римско-католическом храме Успения Пресвятой Девы Марии, что на 1-й Красноармейской, улице, дом 11 (станция метро Технологический институт), в цикле концертов «Время органа», будет дан концерт «Времена года с Вивальди и Чайковским».

Поздним вечером непредсказуемого петербургского апреля вы переместитесь в две абсолютно разные весны с Вивальди и Чайковским. В этом вам помогут лауреаты международных конкурсов: Вера Демченко (скрипка) и Алла Морозова (орган).

Цикл из четырёх скрипичных концертов гениального солнечного итальянца Антонио Вивальди, наверное, самое популярное сочинение эпохи барокко. Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырем регионам Италии. Вивальди сегодня — проверенная временем классика, но для современников рыжий харизматичный аббат был дерзким новатором и экспериментатором. Мастерски изображая птичье пение и летнюю грозу, лихие пляски итальянских крестьян и азарт охоты, композитор создал весьма философский опус, заключив в 40-минутный цикл всеобъемлющую картину жизни мира и человека.

«Времена года» Чайковского, знакомые нам с детства, – музыкальный дневник композитора, зафиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Размеренная усадебная жизнь XIX века и петербургский городской пейзаж. Фрагменты сочинения прозвучат в версии для скрипки и органа.

Мекка всех органистов, Иоганн Себастьян Бах представлен Пасакальей. В органном репертуаре Пассакалья занимает прочное и почетное место. Ранний шедевр гения объединяют двадцать вариаций, басовая линия разделяется на две отдельные темы, и сопровождается третьей, которая становится предтечей монументальной фуги. Пройдя по мостику, ведущему из барокко в романтизм, мы встретимся с Феликсом Мендельсоном-Бартольди. Помимо своей композиторской деятельности, Мендельсон, вернувший музыку Баха из забвения, был виртуозным органистом. Его сочинения, основанные на немецкой органной традиции, неразрывно связаны с творчеством Баха. Цикл из Шести сонат – центр органного мира композитора. Они включают в себя все многообразие форм, отдавая дань многовековой традиции хоральных обработок. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. 17 церковных сонат Моцарта — подлинные миниатюрные шедевры, одночастные опусы для органа и струнных инструментов, которые исполнялись во время церковных праздников. Ave verum, удивительный по своему мелодизму мотет, написанный Моцартом в последний год жизни, прозвучит в органной транскрипции Ференца Листа.

Времена года — вас приглашают в весну Вивальди и Чайковский.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пассакалья до минор BWV 582; Ария из Сюиты для оркестра №3 ре мажор BWV 1068 (переложение для скрипки и органа); Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт № 1 ми мажор «Весна» из цикла «Времена года» RV 269 в 3-х частях (переложение для органа и скрипки): I Allegro – II Largo – III Allegro; Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Ave verum corpus (переложение для органа соло Ференца Листа), Церковная соната фа мажор KV 244 (транскрипция для органа Зигмунда Сатмари); Сергей Рахманинов (1873–1943) Вокализ (переложение для скрипки и органа); Пётр Чайковский (1840–1893) Март – Апрель – Май из цикла «Времена года» 12 характеристических картин опус 37 (переложение для скрипки и органа); Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната для органа №5 ре мажор ор. 65/5, I Andante – I Andante con moto – II Allegro

Также, в субботу — первого апреля, в 20 часов, в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, по адресу: Ковенский переулок, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», будет дан концерт «Времена года под орган и дудук».

Обернемся вслед ускользнувшим февралю и марту, вдохнем пьянящий воздух весны и ароматы летнего цветения, пошуршим листьями в осенних аллеях и замкнув круг, погрузимся в неповторимую атмосферу бодрящего святочного морозца. Совершить удивительное музыкальное путешествие сквозь сезоны вместе с Петром Ильичем Чайковским вас приглашает неутомимый дуэт петербургских музыкантов — это лауреаты международных конкурсов Руслан Шмельков (дудук, кларнет) и Егор Колесов (орган).

В первый день апреля встретятся орган, дудук и кларнет. «Времена года» Чайковского, знакомые нам с детства, – музыкальный дневник композитора, зафиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Размеренная усадебная жизнь XIX века и петербургский городской пейзаж. Все эти удивительные сезонные зарисовки раскроются по-новому в транскрипции для кларнета и органа. Картину дополнит органная версия легендарного Вальса снежных хлопьев из «Щелкунчика», сделанная самим Егором Колесовым, знаменитый романс из свиридовской «Метели» в обработке для кларнета и органа и погружение в цветение вишневого сада, благодаря магии дудука.

Орган и дудук — два древнейших духовых инструмента с абсолютно разной историей, тем не менее, прекрасно сочетающиеся и дополняющие друг друга. Дудук, благодаря частому вибрато созвучный человеческому голосу, и орган, ассоциирующийся с мощью и космизмом. Сочетание тембров, рождающее абсолютно уникальный спектр звукописи.

Сольный орган представлен масштабным опусом Константина Глазунова. Далеко не всем известно, что создатель популярнейшего балета «Раймонда», успешный глава Санкт-Петербургской консерватории Александр Глазунов с удовольствием писал для органа. Его органное творчество неразрывно связано с французской традицией, но в то же время возвращается к баховским принципам.

Времена года под орган и дудук — встречаем апрель вместе с Чайковским!

Программа: Александр Глазунов (1865–1936) Прелюдия и фуга ре минор op.98, Русская народная песня «Ах ты степь широкая»; Хачатур Аветисян (1926–1996) Вишнёвый сад, переложение для органа и дудука, Георгий Свиридов (1915–1998) Романс из музыки к повести Пушкина «Метель»; Петр Чайковский (1840–1893) Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик», переложение для органа Егора Колесова, Времена года, 12 характеристических пьес для фортепиано ор. 37-bis, переложение для органа и кларнета: Масленица. Февраль, Песня жаворонка. Март, Подснежник. Апрель, Белые ночи. Май, Баркарола. Июнь, Песнь косаря. Июль, Осенняя песнь. Октябрь, На тройке. Ноябрь, Святки. Декабрь.

Здесь же, на Ковенском, дом 7, но уже в воскресенье — второго апреля, в 16 часов, в том же цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», состоится «Весеннее пробуждение».

Это концерт московских гостей органных вечеров на Ковенском Светланы Беляковой (сопрано) и Анастасии Быковой (оган) соединятся голос и орган. Пройдя по мосту из роскоши Барокко в безбрежность романтизма, вы встретитесь с Бахом и Генделем, Брамсом и Форе, услышите золотые хиты вокального и органного репертуара.

Рожденный в Германии в один год с Иоганном Себастьяном Бахом великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Любимец муз и публики, создатель 40 опер, одну из которых, легендарную «Ринальдо», он написал за две недели, покорив театральный Лондон. Гендель создал опусы для исполнения на открытом воздухе — «Музыка на воде» и «Музыка королевского фейерверка», а также многочисленные оратории на библейские сюжеты, в числе которых «Мессия» с настоящим хоровым хитом «Аллилуйя».

Мекка всех органистов — Бах , представлен Фантазией соль мажор (Piece d’Orgue), которая родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Иоганн Николаус Ханфф — старший современник Баха, органист и композитор эпохи барокко, сын трактирщика, получивший уроки органного ремесла у своего дяди Маркуса, органиста Регенсбургского собора, сделав на этом поприще весьма успешную карьеру. Ханфф — учитель непререкаемого музыкального авторитета тех дней, Иоганна Маттезона.

Пожалуй, самое известное сочинение Габриэля Форе, давшее название всему концерту, — «Пробуждение». Творческая жизнь выдающегося французского композитора, органиста, пианиста, дирижера, музыкального критика, — проходила в эпоху масштабных исторических перемен, а в чертах его стиля переплелись особенности двух столетий. Panis Angelicus — одно из самых исполняемых сочинений выдающегося органиста и композитора, главы французской романтической органной школы Сезара Франка. Это предпоследняя строфа текста гимна Sacris Solemnis, написанного Фомой Аквинским для Праздника Тела и Крови Христовых. Отдельное сочинение, созданное для тенора, арфы, виолончели и органа, композитор впоследствии включил в свою мессу — Messe à troi voix Opus 12.

В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох – барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Центр органной вселенной Мендельсона, еще одного преемника традиций Баха, — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, композитор опирался на барочную традицию, создавая уникальные по форме и содержанию опусы. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов.

Французский романтический орган представлен творчеством Теодора Дюбуа, композитора, органиста и музыкального педагога, создавшего множество органных сочинений, обширный пласт церковной музыки, в котором выделяется оратория «Семь слов Христа». Сэмюэл Уэсли — английский композитор, органист, дирижёр, представитель известной музыкальной династии. Сын гимнографа Чарльза Уэсли, внук Самуила Уэсли, поэта периода Стюартов, и племянник Джона Уэсли, основателя Методистской церкви. В 1784, к ужасу своего дяди Джона, музыкант обратился в католицизм. В рамках празднования своего обращения, Сэмюэл сочинил мессу и посвятил её папе Пию VI. В 1788 году Уэсли был посвящен в масонство; стал членом ложи «Древность». В творчестве Сэмюэля Уэсли нашли отражение жанры хоровой духовной и светской хоровой музыки, а также инструментальной, включая сочинения для органа.

Финал вечера — знаменитое Адажио Альбинони, на самом деле, принадлежащее перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто, по утверждению которого, пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном им в 1945 на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века — неоднократно использовалось в кино.

Весеннее пробуждение — празднество стилей, эпох, ритмов и гармоний.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль мажор BWV 572; Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Ария Альмирены Lascia ch’io pianga из оперы «Ринальдо», Ария How beautiful из оратории «Мессия»; Алессандро Скарлатти (1659–1725) Ария Фиалки из оперы-пастиччо «Причуды любви или Розаура»; Иоганн Николаус Ханфф (1663–1711): Хоральная прелюдия Auf meinen lieben Gott Сэмюэл Уэсли (1766–1837) Ария и Гавот; Теодор Дюбуа (1837–1924) Интерлюдия и Постлюдия из цикла «Семь пьес для органа»; Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria; Сезар Франк (1822–1890) Panis angelicus; Феликс Мендельсон (1809–1847) Органная соната №3 ля мажор op. 65: I. Con moto maestoso; Иоганнес Брамс (1833–1897) Две хоральные прелюдии op. 122: Нежная роза расцвела, Возрадуюсь всем сердцем, Габриэль Форе (1845–1924) Пробуждение.
.

И как всегда, еще одним воскресным концертом второго апреля, в 16 часов, станет органный вечер в храме католического Францисканского монастыря Святого Антония Падуанского чудотворца. Его адрес: 9-я Красноармейская 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт). Здесь, в цикле концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев» сыграют концерт «Памяти Баха и орган alla latina».

Bach’s Memento и орган alla latina. Удивлены? Ярчайшая программа органистки Анны Кирилловой представит широчайший спектр мирового органного репертуара: от Баха до нашего современника Ханса Андре Штамма. Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи Иоганн Себастьян Бах, тем не менее, прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом. Старший современник Баха Николаус Брунс — немецкий органист, скрипач и композитор, один из самых ярких музыкантов своего времени. Проживший очень краткую жизнь Брунс оставил небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом, при жизни он был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа.

Во вселенной Баха сосредоточены творческие поиски многочисленных музыкантов разных стран и эпох. Не остался в стороне и гений симфонического органа, родоначальник жанра органной симфонии Шарль-Мари Видор, создав уникальный цикл Bach’s Memento, где многочисленные опусы самого Иоганна Себастьяна, созданные для различных инструментальных составов, засверкали новыми гранями. Макс Регер, творивший в разных стилях, создал более двухсот шедевров для Короля инструментов. Поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных сочинений, представлен своей виртуозной Токкатой. Именно. Регер в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. Воспитанник Парижской консерватории Морис Дюрюфле занимался под руководством таких органных гениев, как Луи Вьерн и Шарль Турнемир. Его по праву называют одним из последних выдающихся представителей основанной Сезаром Франком и Шарлем-Мари Видором французской органной школы. Ярко одаренный композитор и виртуозный органист, он по праву снискал славу последнего французского романтика. Невероятная органная пьеса знаменитого немецкого органиста и композитора Ханса Андре Штамма Рондо alla Latina перенесет в стихию колоритных гармоний и зажигательных ритмов.

Памяти Баха и орган alla Latina — незабываемое начало апреля под орган.

Программа: Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия соль мажор; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ (Взываю к тебе, Господи) BWV 639; Шарль Мари Видор (1844–1937) Сицилиана и Финал из цикла Bach’s Memento (Памяти Баха); Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Трио-соната ре минор; Макс Регер (1873–1916) Токката; Ханс Андре Штамм (1958*) Рондо alla Latina; Морис Дюрюфле (1902–1986) Прелюдия и фуга на тему ALAIN.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.