Секретарь ФНПР: «Оценить труд, защитить платформенно занятых»

Секретарь ФНПР: «Оценить труд, защитить платформенно занятых»
27 марта
10:20 2023

По достоинству оценить труд в России, расширить возможности профессиональной переподготовки, изменить пособие по безработице на замещение утраченного заработка, наделить трудовыми правами платформенно- и самозанятых. Об этих и других предложениях профсоюзов в проект закона о занятости населения, работа над которым продолжается в эти дни, «Площади Труда» рассказал секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Олег Соколов. Беседа с ним состоялась на площадке VII Санкт-Петербургского Международного форума труда:

Олег Владимирович, сегодня основной день работы форума. Какие из секций и выступлений, с точки зрения профсоюзной стороны, были самыми интересными?

Мне запомнился на этом форуме один крупный работодатель из Санкт-Петербурга, который говорил, что профориентацию нужно начинать уже со школы, что необходимо поднимать престиж рабочих профессий, увлекать ими молодежь и чтобы этот труд давал возможность нормально заработать. А представитель службы занятости отвечал: у нас все есть, есть рекламные ролики, мы и этим, и тем занимаемся. Получается: службы занятости «чем-то занимаются», а работодатели говорят, что все равно кадров не хватает. Здесь нужна стыковка обеих сторон, и она, как ни странно, очень часто совершается благодаря профсоюзам. Потому что те идеи, которые мы, профсоюзы, озвучиваем из года в год, пусть с трудом, пусть не сразу, но находят себе дорогу в среде наших социальных партнеров.

Одна из таких «стыковок», о которой профсоюзы много лет говорили, – это подготовка по востребованным специальностям всех желающих. Долгое время на профессиональную переподготовку в государственных службах занятости могли рассчитывать только безработные, что в корне неверно.

Многие из тех, кто до этого стал юристом или экономистом, хотели бы переучиться на то, что сегодня приносит хороший доход. У них есть заработок, но они боятся его потерять! Ведь чтобы получить новую профессию, нужно уйти с того места, где ты работаешь сейчас. Мы считаем, что человеку надо дать возможность отучиться бесплатно, за счет государственных средств, по востребованным специальностям. Сначала – лет пять назад – это наше предложение не воспринималось вообще, но сейчас постепенно, государство движется и в данном направлении. Уже есть программы для отдельных категорий, например, для женщин с детьми, для предпенсионеров, программы для людей в возрасте 50+, для молодежи. Таких категорий становится больше и больше, что на наш взгляд — правильно. Такой подход, как непрерывное образование, постоянно должен присутствовать в нашей жизни. Современный человек в течение жизни может несколько раз менять профессию. Это тоже нормальная ситуация, и государство должно способствовать тому, чтобы он мог это сделать на приемлемых условиях.

На пленарном заседании Вы сказали, что для того, чтобы ликвидировать дефицит кадров, нужно изменить подходы и к подготовке кадров и зарплату повышать...

Безусловно, это – ключевой вопрос, о котором и работодатели уже говорят, пусть и вынужденно: то, что сам труд в России недооценен. Что стоимость труда, его ценность занижена. Да, зарплаты растут, но далеко не везде и не у всех. Если посмотреть вакансии, которые предлагаются, то до сих пор – при дефиците рабочих кадров – фрезеровщиков, слесарей, сборщиков и так далее, многие предприятия предлагают заработную плату порядка 20 — 30 тысяч рублей. И это происходит даже там, где государство – собственник. Но такая зарплата не привлечет ни молодых специалистов, ни опытных и квалифицированных.

Президент уже гарантировал, хотя и этого тоже добивались профсоюзы, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет расти быстрее, чем прожиточный минимум. Это прописано в нынешнем Генеральном соглашении, в новом Генеральном соглашении мы зафиксируем эту гарантию еще раз. Но этого мало. МРОТ актуален только для низкооплачиваемых категорий работников, поэтому очень много проблем остается нерешенными. Меры для поддержки малооплачиваемых и низкоквалифицированных работников — это правильно, но при этом не можем помочь высококвалифицированным специалистам. В результате их зарплата не растет. Такой подход должен быть изменен, прежде всего со стороны государства.

С точки зрения профсоюзов, нужно в определенной степени вернуться к единой тарифной сетке, которая может быть не только в бюджетном секторе, но и в производственных отраслях, по крайней мере в ключевых секторах экономики. Там, где государство – собственник, должны быть достойные гарантии минимальной заработной платы. Так, чтобы человек понимал: если он токарь или фрезеровщик, то его заработная плата будет в таких-то пределах на любом предприятии.

Олег Владимирович, на форуме активно обсуждается новый законопроект о занятости населения. ФНПР принимает участие в работе над ним. Какие принципиальные позиции отстаивают профсоюзы?

Профсоюзы принимают большое участие в подготовке этого законопроекта. Была создана рабочая группа (из представителей трех сторон социального партнерства — ред.) и она до сих пор работает, ведь завершен еще только первый этап этой работы. Практически в дни работы форума законопроект был принят в первом чтении. Его основная задача – поддержка занятости. Изначально планировалось, что в нем будут отдельные главы, посвященные правам самозанятых и платформенно занятых. Но поскольку договориться об этом в таком формате не удалось, было принято решение о создании отдельных законов – «спутников» закона о занятости.

Нетипичные формы занятости – это очень больной вопрос и наиболее дискуссионный. Он касается многих миллионов людей.

В законопроекте, принятом в первом чтении, уже больше точек соприкосновения профсоюзов с социальными партнерами, единых подходов с министерством труда, с работодателями. Много наших предложений было учтено. Но какие-то вещи еще требуют доработки.

Из принципиальных вещей, которые сложно будет реализовать, – это изменение подхода к выплате пособий по безработице, восстановление страхового принципа их выплаты. Нашими оппонентами здесь являются работодатели. Опасаясь нагрузки на себя, они боятся такого подхода. Но мы нашли определенное понимание у депутатов, которые склонны согласиться с тем, чтобы при начислении пособия по безработице учитывался стаж. Сегодня от стажа ничего не зависит. Допустим, человек проработал много лет на предприятии и в силу тяжелых причин, экономической ситуации на этом предприятии – особенно, если это моногород – потерял работу. Сейчас он будет получать в течение трех месяцев минимальный размер оплаты труда, а потом – 50% от МРОТ. Как ему на эти деньги жить, содержать семью и искать работу? Это невозможно! Поэтому мы считаем, что те, кто имеет стаж более восьми лет и работал по трудовому договору, должен рассчитывать на пособие, которое носило бы характер возмещения утраченного заработка, и составляло бы 75 или 50% от него. Чтобы за полгода человек мог найти нормальную работу, а может быть и переобучиться, потом и трудоустроиться.

Другой вопрос, также связанный с пособием по безработице. Для предприятий обрабатывающей промышленности, оборонного комплекса и так далее требуется достаточно длительный период подготовки работника. Не три, не шесть месяцев, а доходит до года. И вот: человек учится, а пособие ему перестают платить. Это неправильно. Нужно выплачивать пособие по безработице в течение всего периода обучения, тем более, если его направили на это обучение из службы занятости.

Все это отдельные вопросы, которые еще будут обсуждаться в рамках дальнейшей работы над проектом закона о занятости.

Самое главное обсуждение – это законы – «спутники», в которых будет говориться о правах самозанятых и прежде всего платформенно занятых. Потому что это две категории. С одной стороны, есть самозанятые, которые минипредприниматели, фрилансеры, оказывающие услуги на свой страх и риск. С другой стороны, – платформенно занятые – те, что являются работниками, при этом бесправными работниками во взаимоотношениях с платформами. Платформенная занятость – это фактически всегда трудовые отношения. И вот эта категория трудящихся, которых уже сейчас по официальным данным 6,5 млн человек (а в реальности еще больше), должна иметь свои трудовые права и не только трудовые. Эти люди должны иметь право на вступление в профсоюзы и право на коллективные переговоры. Характер взаимоотношений между работниками и цифровыми платформами должен строиться на основе коллективных переговоров. Сейчас мы видим трудовой конфликт (протесты работников «Wildberries» – ред.), который официально не считается трудовым. Но де-факто он трудовой и должен разрешаться через переговоры профсоюзов с цифровыми платформами.

Добавлю, что такие конфликты в платформенной занятости происходят часто. И когда нас пытаются убедить, что это не трудовой спор, а спор между двумя предпринимателями, то это очевидное лукавство. Гражданско-правовые договоры предполагают равенство сторон, что в принципе невозможно в отношениях самой цифровой платформы и платформенно занятого. Последний всегда будет в подчиненном положении. Должен быть заключен трудовой договор.

Какие новшества в законопроекте, кроме тех, о чем уже сказано, представляются наиболее важными с точки зрения профсоюзов?

Прежде всего это защита национального рынка труда. В прежней редакции законопроекта этого не было. Мало того, работодатели даже сейчас выступали против этого положения. Но профсоюзы добились, чтобы оно вошло в закон о занятости. Так, чтобы приоритет нашего работника на рынке труда был четко зафиксирован в законе, как один из его принципов.

Также важно, что расширены полномочия трехсторонних комиссий всех уровней – от Российской трехсторонней комиссии до муниципальных – для обсуждения нормативно-правовых актов в сфере занятости. Введена обязательная процедура их рассмотрения в рамках трехстороннего диалога власти, работодателей и профсоюзов. И третий момент. Во многих регионах сегодня действуют межведомственные комиссии по легализации занятости и трудовых отношений, по взысканию долгов по заработной плате. Как правило, там всегда участвуют представители профсоюзов, но официально это нигде не было  закреплено . Сейчас это также вошло в новый законопроект.

Фото Константина Карлсона

Беседовала Ольга Бондарева

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.