Михаил Шмаков: треть трудящихся страны — члены профсоюзов

Михаил Шмаков: треть трудящихся страны — члены профсоюзов
22 марта
19:03 2023

Профсоюзы стоят на трех «китах». Первый — это гарантия рабочего места и достойной заработной платы. Второй — охрана труда техника безопасности на рабочем месте, а также здоровая экология в городах и селах. Третий же «кит» — выполнение социальных гарантий. С такого образного сравнения начал свою пресс-конференцию в пресс-центре МИА «Россия сегодня» председатель Федерации независимых профсоюзов Росиии (ФНПР) Михаил Шмаков. Среди ее главных тем: новый закон о занятости, трудовая миграция, взаимодействие с властью и работодателями, а также молодежная политика.

«К сожалению, автоматически выполняются далеко не все социальные гарантии, — тут же посетовал профлидер. — Например, пенсионное законодательство. Оно не работает у нас автоматически, хотя вроде бы все прописано там. Приходится каждый раз говорить, что и где не сделано!»

Михаил Шмаков особенно подчеркнул, что предусмотренные законодательством социальные гарантии расширяются через коллективные договоры. «Но их также следует добиваться», — напомнил он.

Важнейший инструмент
Нынешний год, как заметил Михаил Шмаков, объявлен исполкомом ФНПР Годом развития и укрепления социального партнерства. То есть равноправного диалога власти, работодателей и профсоюзов (трипартизма) .

«Мы начали этот процесс с нуля в 90-е годы, и построили отношения на принципах Международной организации труда (МОТ). Сегодня мы имеем динамично развитую на всех уровнях — от федерального (Российская трехсторонняя комиссия — ред.) до муниципального — структуру. Но, ее основа в том, что было в России еще до 1917 года — это коллективные договоры на отдельных предприятиях. Социальное партнерство начинается с них», — сказал Шмаков.

По словам главы ФНПР система трехстороннего диалога — это сосуд, который создан, но его нужно еще  наполнять.

ФНПР сегодня — это… Михаил Шмаков: ФНПР объединяет 40 отраслевых профсоюзов, и 95 региональных объединений ( с учетом новых территорий) в которых сегодня состоит 19 млн человек. То есть почти треть от 67 млн. работающих граждан России. Численность членов профсоюзов может снижаться за счет закрытия или разукрупнения некоторых предприятий, а также в связи с замещением человеческого труда машинным.

Признать отношения трудовыми
За 30 лет наша жизнь изменилась, поэтому стали необходимы поправки в Закон о занятости, который, как напомнил спикер, был принят уже в далеком 1992 году. За это время, по словам Шмакова «мы нахлебались капитализма, ощутили реальность безработицы». В то же время появляются новые технологи, а, значит, и новые профессии. Появилась платформенная занятость и совсем новая категория трудящихся — самозанятые.  Изменения, происходящие на рынке труда потребовали серьезно усовершенствовать закон.

«Больше полугода в дискуссиях и спорах шла работа в рабочих группах (в рамках Российской трехсторонней комиссии — ред.). Было большое количество переговоров, совещаний, согласований с государством и работодателями для того, чтобы получился текст, который удовлетворил бы все три стороны, но к которому, в то же время, по-прежнему все три стороны еще имеют замечания. Это касается организации и оплаты труда, и всех, связанных с этим процессов. Так появился законопроект, который и был принят в первом чтении», — рассказал Михаил Шмаков.

В то же время, по его словам, остались «подвешенными» серьезные вопросы, связанные с самозанятостью и платформенной занятостью. Они будут вынесены в так называемые законы-«спутники». Профсоюзы настаивают, самозанятые и платформеннозанятые люди — такие же наемные работники и между ними и работодателями существуют трудовые отношения.

«Профсоюзы не сходятся с работодателями и государством — а это самый большой у нас работодатель — в том, как определить статус самозанятых и платформеннозанятых. Мы настаиваем, что это трудовые отношения и должны быть признаны таковыми. В то же время, владельцы платформ отказываются признавать за собой даже статус работодателя, говоря, что они лишь сервисы, а заказы берет, кто хочет», — продолжил спикер.

Михаил Шмаков уверен, что большинство самозанятых просто не смогло стать наемными работниками. «Работодатели просто не хотят создавать для них рабочие места! Тех же, кто доволен своим статусом самозанятого, имеют высокие доходы и могут позволить себе частную медицину, страхование и прочее, всего 5% от остальных самозанятых», — заключил Михаил Шмаков, отметив, что работа над законопроектом продолжается.

Позиция профсоюзов по вопросу платформенной занятости и самозанятых однозначна: это наемные работники, с которыми должен заключаться трудовой договор, и на которых должно распространятся социальное и пенсионное страхование, как и все остальные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством.

Как пример уязвимости работающих на платформы Михаил Шмаков привел в пример конфликт в маркетплейсе «Wildberries».

«Работники «Wildberries» поняли, что им нужен профсоюз, который защитит их от произвола. Мы же готовы оказать им всю необходимую помощь», — сообщил профлидер.

На вопрос о занятости подростков профлидер ответил, что : «Это может быть практика, но не постоянная работа. Подросток должен учиться и развиваться, и лишь после этого, став взрослым, трудиться на постоянной основе», — убежден глава ФНПР.

О мигрантах и трудовой миграции
России не нужны трудовые мигранты, уверен Михаил Шмаков. Вместо них нужна правильная организация и достойная оплата труда. Единственное исключение — это высококвалифицированные кадры, которые должны становиться гражданами России.

Михаил Шмаков указал на важную роль социального партнерства и в вопросе регулирования трудовой миграции. Сегодня потребность в иностранной рабочей силе также устанавливается в трехстороннем диалоге с участием профсоюзов в каждого регионе страны.

Об ушедших
Михаил Шмаков высказался и по вопросу об уходе с российского рынка иностранных компаний. Он отметил, что это происходило  по-разному. В качестве примера он привел компанию «ИКЕА», работники, которой, объеденные Рослеспрофсоюзом, продолжают добиваться всех необходимых выплат.

«Кто-то выплачивал все что положено, кто-то этого не делал. Важно то, что сегодня регионы ведут переговоры с новыми собственниками, чтобы сохранить в том или ином виде производство и трудовые коллективы», — сказал он.

Своих не бросаем!
По словам Михаила Шмакова, профсоюзы — в равной степени — не могут оставаться в стороне, как от мировых процессов, так и от внутренней политике. Поэтому сегодня профсоюзы активно помогают участникам спецоперации, а также мирному населению на вновь присоединенных территориях. За последний год ФНПР оказала гуманитарную помощь на сумму около 800 тысяч рублей.

Помимо этого, профсоюзы безвозмездно разместили в своих санаториях более 1500 беженцев из Донецка и других населенных пунктов в зоне вооруженного конфликта.

Активно идет и интеграция профсоюзов на новых территориях в систему ФНПР. Как сообщил спикер, Федерации профсоюзов Донецкой и Луганской народных республик уже приняты в состав ФНПР, а профсоюзные объединения Запорожья и Херсонщины вольются в единую профсоюзную семью несколько позже, после того как будут решены все необходимые организационные вопросы.

«Профсоюзы поддерживают и решение власти о предоставлении услуг службы занятости участникам СВО в первоочередном порядке, а также меры по поддержке семей участников спецоперации во всех регионах страны. Это правильные инициативы», — также заявил Михаил Шмаков.

Дело молодое
По данным Михаила Шмакова, треть всех членов профсоюзов в России — это люди моложе 35 лет. Молодежная политика ФНПР направлена на побуждение молодых работников к активности в профсоюзных рядах. Помимо главных тем, таких как: контроль за условиями, безопасностью труда и его оплатой, в ней предусмотрено и творческое, а также физическое развитие юношей и девушек через спорт и различные творческие проекты.

«Большая часть жизни человека проходит на предприятии, поэтому это также актуально», — уверен Шмаков.

Особым образом профсоюзный лидер отметил молодежную программу ФНПР «Стратегический резерв».

«Мы погружаем молодых людей в более развернутые знания о профсоюзе и трудовых отношениях. В первую очередь в сфере экономики. Ведь профсоюз — это экономическая организация, чего, до сих пор, не хотят понять в правительстве страны», — сказал он.

По мнению Михаила Шмакова, эти знания помогут молодым профактивистам эффективно реализовывать свое право на участие в управлении предприятием или организацией.

На международной арене
Даже пресловутая культура отмены не отменила международной деятельности ФНПР. К примеру, сохраняются конструктивные отношения с той же МОТ. Просто теперь внешняя активность российских профсоюзов перенесена в Азию и Латинскую Америку.

В частности, Михаил Шмаков позитивно оценил взаимодействие ФНПР с профсоюзами Бразилии, Индии, Китая в рамках БРИКС. По его мнению, вокруг БРИКС, в ближайшем будущем будут концентрироваться и профсоюзы других стран.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.