Быть учителем — это…

Быть учителем — это…
22 марта
17:02 2023

 VII Санкт-Петербургский Международный Форум Труда — c 15 по 17 марта

Как обеспечить комфортные условия труда педагогов

Уже лет через двадцать определять лицо нашей страны во многом будут нынешние школьники . Их карьерный успех напрямую зависит от багаж знаний и наставлений, полученный от учителей. Для того, чтобы этот конвейер подготовки нашей смены исправно функционировал, необходимо позаботиться об обеспечении комфортного режима рабочего времени и отдыха педагогов. Как добиться этого, петербургские эксперты обсудили в ходе панельной дискуссии «Проблемы соблюдения требований трудового законодательства в образовательных организациях. Вопросы кадрового делопроизводства и охраны труда», которая была организована в рамках VII-го Международного форума труда. Примечательно, что основным спикером панельной дискуссии стал заведующий правовой инспекцией труда Межрегиональной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского Профсоюза образования Павел Михайлов.

Распределение трудовой нагрузки – дело тонкое
Многие аспекты кадрового делопроизводства школьные педагоги воспринимают весьма болезненно. В частности, процедуру распределения трудовой нагрузки, констатировала  в начале встречи руководитель сектора ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства Комитета по труду и занятости населения Мария Соловьева. Не добавляет стабильности и слишком частое изменение (под благовидным названием «совершенствование») нормативной правовой базы сферы образования.

На учителей возложена не только великая просветительско-воспитательная миссия, но и серьезная ответственность (вплоть до уголовной) за здоровье учащихся. Как напомнила директор Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «ОТ и ДО» Светлана Аверьянова, это обстоятельство налагает на педагогических работников целый ряд обязательств профилактического характера. При приеме на работу учитель помимо медосмотра должен еще пройти и проверку психического здоровья.

Кроме того, каждый педагог обязан владеть навыками оказания первой медицинской помощи в экстренных случаях. Это требование отнюдь не лишнее. К сожалению, различные ЧП в наших школах возникают с незавидным постоянством.

За обеспечение должной охраны труда в школах отвечает дирекция. Светлана Аверьянова отметила, что весь школьный персонал должен пройти курс обучения по вопросам охраны труда. Оно может быть организовано как «с отрывом от производства», так и в дистанционном режиме.

Качество полученных знаний затем проверяет специальная комиссия. Тех, кто не пройдут соответствующее тестирование, директор школы обязан временно отстранить от работы. Им предстоит переэкзаменовка. Такая же участь грозит и не прошедшему тесты директору. Однако, как призналась Светлана Аверьянова, она с большим трудом представляет, как на практике директор школы будет отстранять самого себя от работы…

Администрация школы обязана позаботиться об организации специальной оценки условий труда на рабочем месте каждого своего сотрудника. При выявлении вредных для здоровья факторов работникам должны быть предоставлены все предусмотренные законом льготы и компенсации. Дирекция также отвечает за техническое состояние школьных помещений.

Все аспекты охраны труда надлежит прописать в специальной инструкции, подчеркнула Светлана Аверьянова. В этом документе должно быть и Положение о рассмотрении несчастных случаев при выполнении служебных обязанностей. Инструкцию по вопросам охраны труда школьная администрация обязана согласовать с первичной профсоюзной организацией, напомнила Светлана Аверьянова.

О «рабочих» переменах и чересчур больших «окнах»
Итак, как мы уже отметили, нелегкую миссию основного спикера панельной дискуссии успешно выполнил заведующий правовой инспекцией труда Межрегиональной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского Профсоюза образования Павел Михайлов. Он подробно прокомментировал ключевые требования трудового законодательства в образовательных организациях, процедуру установления режима рабочего времени и отдыха учителей, оформления и оплаты возложенной на них дополнительной работы. Профсоюзный эксперт также ответил на многочисленные вопросы.

Федеральное законодательство предусматривает определенные особенности регулирования продолжительности рабочего времени педагогических работников. К числу характерных особенностей относится сокращенная рабочая неделя – не более 36 часов. При этом в рабочее время, к должностным обязанностям педагогов относится не только проведения уроков, но также воспитательная, учебно-методическая и организационно-методическая работа, руководство классом, повышение своей профессиональной квалификации и так далее.

Павел Михайлов пояснил принципиальную разницу между такими понятиями, как «сокращенное рабочее время» и «неполное рабочее время». В первом случае оплата труда не может быть сокращения из-за сокращения времени работы. Тогда как работа с неполным рабочим временем  (на такой режим вправе претендовать, например, работники, находящиеся в состоянии беременности, имеющие детей в возрасте до 14 лет) подразумевает пропорциональное уменьшение заработной платы.
Профсоюзный юрист дал разъяснение еще по одному важному нюансу. Работодатели при составлении расписаний занятий должны исключать длительные перерывы между уроками, в том числе с целью предоставления учителям времени для подготовки к занятиям, методической деятельностью и так далее.
Павел Михайлов выступил против частого изменения педагогической нагрузки учителей. По его мнению, в этом деле очень важна преемственность преподавания предметов детям, и педагогическую нагрузку не следует пересматривать чаще одного раза в год.

«Изменение педагогической нагрузки правомерно только при уменьшении количества детей в классах, так называемым организационным причинам — полагает профсоюзный правовед. – При этом работодатели производят изменения в педагогической нагрузке два раза в год – в начале учебного года, в сентябре и в январе при изменении тарифной ставки являющейся основанием для расчета заработной платы. Порядок изменения нагрузки предусматривает согласование документа (тарификации) с органами государственной власти и создает дополнительную нагрузку на деятельность образовательной организации. При проведении проверок и кадрового аудита мы неоднократно сталкиваемся с тем, что принятие тарификации не проходит обязательный учет мотивированного мнения первичной профсоюзной организации, что в свою очередь влечет недопустимость использования этого документа».

Также профсоюзный юрист отметил проблему оформления работы воспитателей в детских садах. По существу работа воспитателей является сменной, «утром» работают одни воспитатели, вечером приходят другие. Особенности работы в сменном режиме означают возникновение сверхурочной работы (работы за пределами 36 часов) которая требует повышенной оплаты и согласия работника для каждого случая.

Зачастую в условиях детских садов полноценно оформить сверхурочную работу не представляется возможным в силу ограниченности штатных ресурсов и квалификации административного персонала. В связи с этим законодательство допускает внедрение ненормированного рабочего дня и суммированного учета рабочего времени. При этом несовершенство законодательного регулирования приводит к необходимости использования инструментов социального партнерства. К примеру, коллективным договором может быть регламентирована эпизодичности привлечения к работе за пределами рабочего времени и определение учетного периода для подсчета часов сверхурочной работы.

Согласны с профсоюзом
Аналогичной точки зрения придерживается и заместитель начальника отдела Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге Ольга Зидан. Она считает, что с педагогической нагрузкой на предстоящий учебный год учителей необходимо ознакомить еще в первой половине лета. К сожалению, во многих школах такого рода оповещение производится в авральном режиме, чуть ли не в канун 1 сентября.

Авральная ситуация иного свойства нередко возникает и в тех случаев, когда учителям приходится временно подменять своих заболевших коллег. Павел Михайлов обратил внимание на два важных правовых аспекта. Во-первых, администрация обязана получить согласие «сменщика». Во-вторых, эта дополнительная работа должна оплачиваться по повышенным тарифам: за первые два часа – в полуторном размере, за последующие – в двойном.

Как полагает Ольга Зидан в таких случаях педагог может претендовать еще и на дополнительные дни отдыха. Это – логичная компенсация за то, что учитель согласился потрудиться в неурочное время. Причем, законные дни отгула ни в коем случае не отменяют повышенной оплаты за дополнительную работу, убеждена заместитель начальника отдела Государственной инспекции труда в нашем городе.

О нюансах социального партнерства
Павел Михайлов отметил, что такого рода переработки педагогов оправданы лишь в форс-мажорных обстоятельствах. Если же сверхурочные работы принимают систематический характер, впору говорить о нарушениях норм трудового законодательства. Такие моменты должны быть четко прописаны в трудовых договорах и в коллективном договоре.

В своем выступлении Павел Михайлов затронул и некоторые аспекты социального  партнерства. В петербургских школах процент профсоюзного членства традиционно высок. Это дает право первичным профсоюзным организациям инициировать коллективные переговоры со школьной администрацией и эффективно отставать социально-трудовые интересы работников.

Однако в отдельных учреждениях образования профсоюзное представительство не дотягивает до 50%. В таких случаях общее собрание трудового коллектива может делегировать представительские полномочия и не членам профсоюза.

Общее собрание – один из органов управления трудового коллектива, но правомочность его решений имеет строго ограниченные рамки, отметил Павел Михайлов. В частности, общее собрание не вправе представлять интересы трудового коллектива по вопросам, связанным со сферой трудовых отношений. Это – прерогатива первичной профсоюзной организации.

Об авторе

Михаил Кореневский

Михаил Кореневский

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.