Февраль уходит под орган

Февраль уходит под орган
22 февраля
11:27 2023

Конец последнего зимнего месяца. Впереди длинные выходные и часть из них белее чем уместно провести под орган. Встречу с «королем инструментов» — органом и писавшими для него великими композиторами прошлого и современности для вас, как всегда подготовили известные петербургские музыканты. Они ждут вас в католических храмах Северной столицы.

В ближайшую пятницу24 февраля, в 20 часов, под сводами Римско-католического храма святого Станислава, по адресу — улица Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города» будет дан концерт «Медитации Баха и звучащая фреска».

Широчайший спектр творчества Иоганна Себастьяна Баха представляет петербургский органист Илья Федосеев.

Великий магистр Музыки, чье мышление воистину космично, Иоганн Себастьян Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и…многое другое. И, конечно же, неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием, от хоральных обработок до грандиозных звуковых фресок. Знаменитый цикл Токката, адажио и фуга до мажор, написанный Бахом в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего его органного творчества. Это масштабное звуковое полотно с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой. Прелюдия и фуга до мажор BWV 547 относится к Веймарскому периоду творчества, когда Бах достигает в исполнительском искусстве высочайшей ступени мастерства, а его дар композитора и импровизатора приближается к зрелости и расцвету. Фантазия до минор — первая часть цикла, фуга которого не была дописана Иоганном Себастьяном. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом. Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи, Иоганн Себастьян Бах, тем не менее прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных обработках, берущих начало из протестантского хорал.

Сочинения потомственного музыканта Клемента Славицкого, в которых явственно ощущается влияние моравского фольклора и музыкальный язык Леоша Яначека, являются наиболее значимыми и яркими в музыкальной культуре Чехии второй половины XX века.

Медитации Баха и звучащая фреска — мир без границ.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): Хоральная партита Sei gegrüsset, Jesu gütig BWV 768, Фантазия до минор BWV 562, Хоральная прелюдия Kyrie, Gott Heiliger Geist BWV 671, Трио-соната №4 ми минор BWV 528, Прелюдия и фуга до мажор BWV 547, Адажио (из цикла Токката, адажио и фуга до мажор) BWV 564; Клемент Славицкий (1910–1999) Фреска Allegro impetuoso.

И еще одним концертом пятницы 24 февраля станет концерт «Год за годом в зеркалах эпох». Это очередное музыкальное событие из цикла «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском». Состоится он в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания).

Год за годом в зеркалах эпох — концерт московской гостьи органных вечеров на Ковенском Олеси Кравченко. Причудливые образы барокко и самобытный музыкальный язык наших дней. В зеркалах наших современников, легенд академической музыки XX-XXI столетий Пярта и Васка, отразятся гении немецкого и итальянского барокко — Бах и Вивальди.

Органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха — не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в Космос. Музыка немецкого гения созвучна любой эпохе и неизменно вызывает сильнейший катарсис у любой публики. В течение всей жизни любимым инструментом Баха оставался орган, хотя писал он для самых разных инструментальных составов. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор входит в число самых известных сочинений Баха, объединяя себе элементы французской и итальянской традиций. Иногда ее называют «Прелюдией Святой Троицы», потому что три контрастных музыкальных эпизода олицетворяют Бога Отца, Сына и Святого Духа. Сочинение, на самом деле, не является единым двухчастным циклом, а создано Бахом в качестве начала и завершения «Органной мессы», изданной как третья часть «Клавирного упражнения».

Арво Пярт, гениальный эстонский композитор, почитаемый во всем мире. На протяжении долгой творческой жизни, мастер экспериментирует в самых различных техниках и стилях, включая изоритмию, минимализм, серийность, неоклассицизм, коллаж и сонорику. Собственный стиль композитор определяет как tintinnabuli (колокольчики), подразумевая звучание небольших церковных колоколов с характерными призвуками. Пьеса «Зеркало в зеркале» была написана в 1978 для органа, но практически сразу появились ее авторские версии для различных составов, например, для виолончели или скрипки с фортепиано. Сочинение Annum per annum, что в переводе значит «Из года в год», написано Арво Пяртом к 900-летию кафедрального собора в Шпaйере. Композиторский стиль легенды латвийской музыки Петериса Васкса от авангарда пришел к чистой тональной музыке с элементами самобытного латвийского фольклора. «У меня не было и нет никаких амбиций, просто хочу сказать моей музыкой добрые слова, чтобы прозвучали добрые звуки, которые погладили бы слушателя, ободрили, помогли ему выстоять, как будто говоря: «Держись, ведь в жизни так много прекрасного»», — сказал композитор в одном из своих интервью. Майкл Лоренс Найман — британский композитор-минималист, музыкальный критик и теоретик. Получил широкую известность благодаря своей музыке к фильмам Питера Гринуэя.

Год за годом в зеркалах эпох — музыкальные отражения времен.

Программа: Петерис Васкс (1946*): Te Deum; Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): Концерт ре минор BWV 596 в 3-х частях, Арво Пярт (1935*): Зеркало в зеркале; Петерис Васкс (1946*) Viatore: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): Фантазия на Komm, Heiliger Geist BWV 651; Арво Пярт (1946*): Annum per annum (Год за годом): Майкл Найман (1944*) Fourths, Mostly; Иоганн Себастьян Бах: Прелюдия и фуга ми бемоль мажор BWV 55.

Там же, на Ковенском, дом 7, но уже в субботу 25 февраля, в 20 часов, в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском» будет дан концерт «Бах под вечерней звездой».

«Бах под вечерней звездой» — в концерте Елены Антипиной представлены лучшие органные сочинения барочной Германии и романтической Франции.

Вершина немецкого барокко — Иоганн Себастьян Бах, неизменным творческим спутником которого являлся Король инструментов. Одно из ранних и самых известных сочинений Баха, Пассакалия, делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко, но именно Бах достиг в этом жанре абсолютного совершенства. А вот авторство самого популярного сочинения Иоганна Себастьяна до сих пор оспаривается. Да, это та самая Токката и фуга ре минор, звучащая в многочисленных фильмах, рекламных роликах и рингтонах мобильников.

Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа, продолжая поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Убеждённый «бахианец» Сезар Франк, бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. «Сущность музыкального произведения заключена в его идее, – говорил Франк, – она – душа музыки, а форма – только телесная оболочка души». Этот удивительный человек писал божественную музыку, соединяя в ней землю и небеса: отмеченная высокой духовностью и безупречностью формы, она доходит до самого сердца, продолжая волновать и восхищать наших современников. Цикл Прелюдия, фуга и вариации си минор — одно из самых популярных сочинений органного репертуара, написан в форме барочного триптиха. Ученик Сен-Санса, органист церкви Святого Августина в Париже с 62-летним стажем, Эжен Жигу писал исключительно музыку для органа, как религиозную, так и светскую. Кроме исполнительской и композиторской деятельности, он зарекомендовал себя прекрасным педагогом. В 1885 году Жигу основал свою органную школу, из которой вышли такие выдающиеся органисты-композиторы, как Форе, Руссель, Боэльман и другие. Токката из цикла «10 пьес для большого органа» – один из признанных хитов для Короля инструментов. Луи Вьерн –— гений французского симфонического органа, преемник традиций Сезара Франка и Шарля-Мари Видора. В своем творчестве он прошел через множество стилей. Опираясь на классическую традицию, он в то же время, был одержим поиском новых форм высказывания, используя причудливые мелодии и квази-джазовые созвучия. Музыкант занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии и циклы программных пьес по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов.

Бах под вечерней звездой — золото органного репертуара.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): Пассакалия и фуга BWV 582, Хоральная прелюдия Liebster Herr Jesu, wir sind hier BWV 731 (Иисусе, мы пред тобой), Токката и фуга ре минор BWV 565, Nun komm, der Heiden Heiland BWV 659 (Приди, язычников Спаситель), Wir gläuben all an einen Gott BWV 680 (Мы все верим в одного истинного Бога); Сезар Франк (1822–1890) Прелюдия, фуга и вариации ор.18; Эжен Жигу (1844–1925) Токката си минор из цикла «10 пьес для органа»; Луи Вьерн (1870–1937) Вечерняя звезда op.54; Адажио и финал из органной симфонии №3 op.28.

И в воскресенье — 26 февраля, ровно в 16 часов любителей органной музыки вновь ждут в храме Матери Божией Лурдской. Там для вас сыграют концерт «Бах и четыре ветра».

Это будет очередная яркая программа от неутомимой Кристины Ротаевой, которая приглашает совершить невероятное путешествие через несколько веков: от Баха до Коэна.

Фантазия соль мажор (Piece d’Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было принято в подобных сочинениях во Франции. Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи, Иоганн Себастьян Бах, тем не менее прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных обработках, берущих начало из протестантского хорала. Некоторые из них стали настолько популярны, что используются в киноиндустрии, а публика уже не задумывается об авторстве. Так прелюдия фа минор на тему хорала Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ из Органной книжечки приобрела непреходящую популярность, прозвучав в обработке Эдуарда Артемьева в культовом фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Органная книжечка (Orgel-Büchlein) – сборник хоральных обработок, в основу которых легли более 40 протестантских хоралов. Лаконизм формы и проникновенность музыкального языка этого опуса вновь погружают нас в космос Баха. И еще, об авторстве: знаменитое Адажио Альбинони, на самом деле, принадлежит перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто, по утверждению которого, пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном им в 1945 на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века, неоднократно использовалось в кино.

Часто ли вам доводилось услышать английскую органную музыку? Поверьте, она этого заслуживает. Чарльз Вильерс Станфорд – выдающийся английский композитор, дирижер и органист, один из инициаторов английского музыкального возрождения, деятели которого стремились к созданию национальной профессиональной музыки на основе английского музыкального фольклора и традиций старинной английской музыки. В своих романтических по стилю сочинениях использовал английские и ирландские народные мелодии. Алек Роули, чье сочинение «Четыре ветра» прозвучит в концерте, – английский композитор, пианист, органист, педагог, музыкальный писатель, служивший органистом в нескольких церквях Лондона и преподававший композицию в Тринити-колледже. Создал ряд сочинений в жанре «миниатюрного концерта» для различных инструментов с хронометражем 10-15 минут. Гениальная Музыка, написанная Эдвардом Григом к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», уже давно стала самостоятельным сочинением, звучащим на мировых концертных сценах. Сочетание фольклорных норвежских мотивов с классической традицией породило истинный шедевр – две оркестровые сюиты, составленные из разнохарактерных программных пьес. Сюрпризы концерта — Марш из Щелкунчика Чайковского и легендарная Аллилуйя Леонарда Коэна в органной версии. Финал вечера — «Да будет свет», удивительная пьеса композитора, органиста Теодора Дюбуа, создавшего множество органных сочинений, обширный пласт церковной музыки, в котором выделяется оратория «Семь слов Христа».

Бах и четыре ветра — с органом сквозь века.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): Фантазия соль мажор BWV 572, Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ BWV 639 (Взываю к тебе, Господи), Хоральная прелюдия Wachet auf, ruft uns die Stimme BWV 645 (Пробудись, голос нас зовёт); Чарльз Вильерс Стэнфорд (1852–1924) Прелюдия № 6 ор.105, Ремо Джадзотто (1910–1998) Адажио соль минор; Алек Роули (1892–1958): Четыре ветра: Северный ветер – Южный ветер – Восточный ветер –Западный ветер; Эдвард Григ (1843–1907) Утро из сюиты «Пер Гюнт»; Теодор Дюбуа (1837–1924) В раю; Джордж Мак-Мастер (1862–1898) Офферторий; Токката № 2 ор.67; Леонард Коэн (1934–2016) Аллилуйя; Петр Чайковский (1840–1893) Марш из балета «Щелкунчик»; Теодор Дюбуа (1837–1924) Да будет свет.

Последним концертом в этот воскресный вечер 26 февраля станет «Поступь веков: Бах-Вивальди-Пьяццолла». Он начнется также — в 16 часов в храме католического Францисканского монастыря Святого Антония Падуанского чудотворца на Девятой Красноармейской улице, дом 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт). Это очередной концерт из цикла «Органные воскресенья в монастыре францисканцев».

«Поступь веков: Бах-Вивальди-Пьяццолла» — альянс скрипки и органа, незабываемый вечер с Санкт-Петербургским концертным дуэтом — Марк Таубе (скрипка) и Екатерина Маришкина (орган). Бах и Гендель, Вивальди и Пьяццолла проведут вас через века, вернув в наше время. Путешествие начнется под мерную поступь легендарной Пассакалии Генделя. Пассакалия – пьеса, написанная в форме вариаций на повторяющемся басовом голосе. Название происходит от испанского pasar ― проходить и calle ― улица, так как пассакалия исполнялась на отбытие гостей с празднества. Она родилась в Испании XVII века, пришла в другие страны Европы, достигнув расцвета в творчестве Баха, Генделя, Букстехуде, а затем практически исчезла из мира музыки. Ренессанс произошел в XX столетии, возродившись в симфониях, операх и самостоятельных сочинениях. Вершина немецкого барокко, Иоганн Себастьян Бах представлен Прелюдией и фугой до минор, ярко демонстрирующей основные черты творчества композитора – масштабность и насыщенность фактуры, многогранность музыкальных образов, импровизационность. Сюрприз — неожиданный вариант сольной скрипичной партиты, фортепианный аккомпанемент к которой написал Роберт Шуман. Органная версия принадлежит Екатерине Маришкиной.

«Если музыка Баха – это храм, то музыка Генделя – дворец», – сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Любимец муз и публики, создатель 40 опер, одну из которых, знаменитую «Ринальдо», он сочинил за две недели, покорив театральный Лондон. Наследие мастера воистину необъятно. Музыка на воде» и «Музыка королевского фейерверка», многочисленные оратории на библейские сюжеты, в числе которых «Мессия» с настоящим хоровым хитом — Аллилуйя. Оркестровые, камерные и клавирные сочинения — Пассакалия из клавирной сюиты № 7 стала настолько популярна, что уже много веков звучит как отдельный номер.

Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Его называют «итальянским Бахом», и неспроста: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Талантливый композитор-новатор, виртуозный скрипач, блестящий дирижер и педагог, он оставил после себя не только богатейшее творческое наследие, но и столько загадок, что многие из них не раскрыты до сих пор.

Под влиянием баховской полифонии Маэстро нового танго, великий Астор Пьяццолла, создал особую музыкальную форму — танго-фугу. Это уникальный выразительный стиль музыки XX века, полный драматизма и страсти, лирики и меланхолии – удивительный синтез итальянской, испанской и немецкой культур. Начавшись Пасскалией Генделя, вечер завершается Пассакалией Владо Иванова, отмеченной престижной премией ЮАР, страны, в которой много лет живет музыкант. Пассакалья и фугато для струнного квартета прозвучит в версии для скрипки и органа, сделанной талантливым петербургским музыкантом Натальей Козловой.

Поступь веков — воскресный вечер в кругу гениев.

Программа: Георг Фридрих Гендель (1685–1759): Пассакалья, обработка для скрипки и органа; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): Прелюдия и фуга до минор; Антонио Лучо Вивальди (1678–1741): Концерт до минор для скрипки с оркестром, переложение для скрипки и органа; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) – Роберт Шуман (1810–1856) Партита ми мажор для скрипки соло, переложение для скрипки и органа: Прелюдия, Менуэт, Гавот, Жига; Люция Гарута (1902–1977) Медитация; Астор Пьяццолла (1921–1992) Milonga, Ave Maria; Владо Иванов (* 1955) Пассакалья.

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.