Повысить трудоустройство подростков любой ценой?

Повысить трудоустройство подростков любой ценой?
17 февраля
15:29 2023

В России предлагают упростить процедуру трудоустройства подростков. Соответствующий законопроект направлен в Госдуму. Его авторы хотят внести изменения в Трудовой Кодекс «С целью снятия ограничений, препятствий и барьеров в трудоустройстве несовершеннолетних […] а также для повышения уровня трудоустройства несовершеннолетних граждан». Законопроект оценили профсоюзные эксперты и высказали свои опасения предлагаемой трактовкой.

Авторы законопроекта ссылаются на результаты исследований ВЦИОМ и Общероссийского народного фронта «…о востребованности и заинтересованности подростков в возрасте от 14 до 17 лет в трудовой деятельности и возможности первичного заработка, а также о стремлении к познанию и освоению различных профессий».

Однако при внимательном знакомстве с документом создается впечатление, что законодатель, в первую очередь, задумывается о снятии административных барьеров для бизнеса. А вот трудовые права подростков могут быть нарушены. Об этом говорится в отзыве Федерации независимых профсоюзов России на законопроект. ФНПР направила его от стороны общероссийских объединений профсоюзов в Российскую Трехстороннюю комиссию (РТК).

Согласия родителей достаточно?

Так авторы предлагают при заключении трудового договора с четырнадцатилетним исключить пункт о необходимости получения согласия органов опеки и попечительства. Дескать, будет достаточно согласия одного из родителей или законного представителя. Исключение предлагается только для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По замыслу авторов согласие органов опеки можно будет подавать через портал Госуслуг.

«Исключение необходимости получения согласия органа опеки и попечительства о выполнении несовершеннолетним легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, не повлечет за собой нарушение прав ребенка, так как в первую очередь защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями или иными законными представителями», – заявляют законотворцы.

А вот профсоюзы считают, что, сначала кто-то должен оценить условия труда и этот «кто-то» вовсе не работодатель, родитель и не только опека.

Из отзыва профсоюзной стороны РТК на законопроект:

«Выдаче согласия органа опеки и попечительства должна предшествовать оценка того, насколько планируемая работа в психическом, физическом, социальном или моральном отношении сопряжена с опасностью для четырнадцатилетних; не препятствует ли образованию в школе. Оставлять решение вопроса о трудоустройстве четырнадцатилетних лишь на усмотрение только одного из родителей значит допускать ситуации, когда беспринципные взрослые будут пользоваться слабостью и незащищенностью ребенка в своих целях».

Кроме того секрет Полишинеля, что на заработки чаще всего отправляются несовершеннолетние из неполных или бедных семей.

Об этом также напомнили профсоюзы: «В Российской Федерации, к сожалению, общий уровень благосостояния семей в целом по стране является невысоким, и значительное количество несовершеннолетних стремится побыстрее получить работу после школы или во время школьных каникул не из-за интереса к профессии или карманных денег, а ради выживания семьи».

И подчеркнули, что «Цель предварительного контроля — предотвратить вовлечение детей в наихудшие формы детского труда; обеспечить финансовую поддержку детям, испытывающим наиболее острую нужду, и их семьям».

По данным Петростата в 2022 году за содействием в поиске подходящей работы в государственные учреждения службы занятости населения в Петербурге обратились 13,9 тысяч подростков в возрасте 14-17 лет, из них трудоустроены -11,9. В прошлом году таких ребят было 12,3, трудоустроены — 11,2 . В Ленинградской области в прошлом году в службу занятости обратились 8,4 тысячи, нашли работу — 8,3, в 2021-м — 8,1 и 8 тысяч, соответственно. То есть количество несовершеннолетних, желающих трудиться, выросло
.

Новый медосмотр не нужен?

Еще одна новелла, предлагаемая авторами законопроекта касается медосмотров перед работой. «Учитывая, что средний период временного трудоустройства несовершеннолетних граждан составляет около половины месяца при неполном рабочем дне, а стоимость прохождения медицинского осмотра в некоторых субъектах Российской Федерации составляет более шести тысяч рублей, работодатели не готовы нести дополнительные затраты при трудоустройстве несовершеннолетних граждан», – объясняют авторы .

Поэтому они предлагают при трудоустройстве, если есть результаты профилактического медосмотра менее чем годичной давности, предварительный медицинский осмотр несовершеннолетних сделать необязательным,

А заключивших трудовой договор на временные на период каникул — работы пятнадцатилетних предлагается принимать на работу «по результатам диспансерного наблюдения и выданного по его результатам документа о состоянии здоровья и возможности осуществления легкого труда».

Но профсоюзы и на этот счет совершенно другого мнения. Они приводят статью 2 Конвенции № 78 МОТ «Относительно медицинского освидетельствования детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах». Согласно ей дети и подростки до восемнадцати лет не должны приниматься на работу или работать на непромышленных предприятиях, если тщательное медицинское освидетельствование не установит, что они пригодны для такой работы. […]

«То есть трудоустройству несовершеннолетних должно предшествовать не общее диспансерное наблюдение, а специальное медицинское обследование под конкретный вид работы», — сказано в письме в РТК, подписанном заместителем председателя ФНПР Ниной Кузьминой.

«В подростковом возрасте происходят физиологические и психологические изменения, в этом состоянии человек наиболее уязвим. Поэтому бесконтрольно направлять детей на работы без предварительного медицинского осмотра по виду работ, как минимум, не разумно. Это может привести к увеличению травматизма и заболеваниям. Когда травмируется «бывалый» работник, это печально и больно. А когда такое происходит с молодым человеком, тем более подростком — это трагедия вдвойне. В данном случае снятие нагрузки с работодателя может происходить только за счет компенсации расходов государством», — комментирует главный технический инспектор труда Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП) Татьяна Пентешина.

За защитой обращайся сам

Также авторы предлагают, чтобы контрольно-надзорные органы проверяли как работодатели соблюдают требования трудового законодательства в отношении несовершеннолетних только на основании обращений самих подростков или их законных представителей.

«Зачастую соответствующая проверка инициируется сразу после официального трудоустройства несовершеннолетнего, даже в отсутствие жалоб со стороны участников трудовых отношений. […] Для добросовестных работодателей такие мероприятия являются избыточными, добавляющими излишние бюрократические сложности и создающими административную нагрузку», — пишут законотворцы в пояснительной записке.

Ожидаемо, что и на это предложение разработчиков закона профсоюзы отреагировали критикой: «Установление единственного основания для проведения проверок соблюдения работодателями требований трудового законодательства […] — наличие сообщений самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя — ограничивает право несовершеннолетнего на защиту, в том числе профессиональными союзами, нарушает принцип юридического равенства и справедливости…».

Помимо этого, ФНПР указала и на то, что: Не все совершеннолетние работники могут оценить, насколько полно в отношении них соблюдается трудовое законодательство, и лишь малое количество работников решается сообщить в государственную инспекцию труда о нарушениях под угрозой потери работы и заработка».

Практика работы профсоюзных юристов показывает, что даже не каждый взрослый работник обращается в надзорные органы, когда его права нарушены. Что уж говорить о подростках.

Вполне объясним вердикт профсоюзов по законопроекту — он нуждается в существенной доработке.

Что же касается сентенций о раннем трудовом воспитании, то ФНПР считает, что усилия законодателя должны быть направлены не на снижение минимального возраста трудоустройства и сокращение издержек работодателей, а совсем на другое. Нужно создавать условия для прохождения производственной практики и организации общественно значимого труда  — за что основную ответственность должны нести школа или учреждения профтехобразования, а также для реализации госпрограмм профориентации и профессиональной подготовки. Причем последние профсоюзы предлагают осуществлять в основном или полностью на предприятиях.

Законопроект планируется рассмотреть в российском парламенте в весеннюю сессию. Учтут ли его авторы замечания защитников прав работников (в том числе — и несовершеннолетних) — пока вопрос.

Если же позицию профсоюзов проигнорируют, главная цель законопроекта – повышение уровня трудоустройства несовершеннолетних, наверное, будет достигнута. Другое дело — какой ценой…

Главный технический инспектор труда ЛФП Татьяна Пентешина: «Привлечение подростков к труду — для выбора будущей профессии и осознания своего места в жизни, а также поощрение и мотивация работодателей, которые принимают на работу несовершеннолетних — задача нужная. Но контроль за бизнесом при этом необходимо не только не снижать, но и усиливать.

Фото вверху Оdintsovo-gorod.ru

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.