Повысить трудоустройство подростков любой ценой?
В России предлагают упростить процедуру трудоустройства подростков. Соответствующий законопроект направлен в Госдуму. Его авторы хотят внести изменения в Трудовой Кодекс «С целью снятия ограничений, препятствий и барьеров в трудоустройстве несовершеннолетних […] а также для повышения уровня трудоустройства несовершеннолетних граждан». Законопроект оценили профсоюзные эксперты и высказали свои опасения предлагаемой трактовкой.
Авторы законопроекта ссылаются на результаты исследований ВЦИОМ и Общероссийского народного фронта «…о востребованности и заинтересованности подростков в возрасте от 14 до 17 лет в трудовой деятельности и возможности первичного заработка, а также о стремлении к познанию и освоению различных профессий».
Однако при внимательном знакомстве с документом создается впечатление, что законодатель, в первую очередь, задумывается о снятии административных барьеров для бизнеса. А вот трудовые права подростков могут быть нарушены. Об этом говорится в отзыве Федерации независимых профсоюзов России на законопроект. ФНПР направила его от стороны общероссийских объединений профсоюзов в Российскую Трехстороннюю комиссию (РТК).
Согласия родителей достаточно?
Так авторы предлагают при заключении трудового договора с четырнадцатилетним исключить пункт о необходимости получения согласия органов опеки и попечительства. Дескать, будет достаточно согласия одного из родителей или законного представителя. Исключение предлагается только для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По замыслу авторов согласие органов опеки можно будет подавать через портал Госуслуг.
«Исключение необходимости получения согласия органа опеки и попечительства о выполнении несовершеннолетним легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, не повлечет за собой нарушение прав ребенка, так как в первую очередь защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями или иными законными представителями», – заявляют законотворцы.
А вот профсоюзы считают, что, сначала кто-то должен оценить условия труда и этот «кто-то» вовсе не работодатель, родитель и не только опека.
Из отзыва профсоюзной стороны РТК на законопроект:
«Выдаче согласия органа опеки и попечительства должна предшествовать оценка того, насколько планируемая работа в психическом, физическом, социальном или моральном отношении сопряжена с опасностью для четырнадцатилетних; не препятствует ли образованию в школе. Оставлять решение вопроса о трудоустройстве четырнадцатилетних лишь на усмотрение только одного из родителей значит допускать ситуации, когда беспринципные взрослые будут пользоваться слабостью и незащищенностью ребенка в своих целях».
Кроме того секрет Полишинеля, что на заработки чаще всего отправляются несовершеннолетние из неполных или бедных семей.
Об этом также напомнили профсоюзы: «В Российской Федерации, к сожалению, общий уровень благосостояния семей в целом по стране является невысоким, и значительное количество несовершеннолетних стремится побыстрее получить работу после школы или во время школьных каникул не из-за интереса к профессии или карманных денег, а ради выживания семьи».
И подчеркнули, что «Цель предварительного контроля — предотвратить вовлечение детей в наихудшие формы детского труда; обеспечить финансовую поддержку детям, испытывающим наиболее острую нужду, и их семьям».
По данным Петростата в 2022 году за содействием в поиске подходящей работы в государственные учреждения службы занятости населения в Петербурге обратились 13,9 тысяч подростков в возрасте 14-17 лет, из них трудоустроены -11,9. В прошлом году таких ребят было 12,3, трудоустроены — 11,2 . В Ленинградской области в прошлом году в службу занятости обратились 8,4 тысячи, нашли работу — 8,3, в 2021-м — 8,1 и 8 тысяч, соответственно. То есть количество несовершеннолетних, желающих трудиться, выросло
Новый медосмотр не нужен?
Еще одна новелла, предлагаемая авторами законопроекта касается медосмотров перед работой. «Учитывая, что средний период временного трудоустройства несовершеннолетних граждан составляет около половины месяца при неполном рабочем дне, а стоимость прохождения медицинского осмотра в некоторых субъектах Российской Федерации составляет более шести тысяч рублей, работодатели не готовы нести дополнительные затраты при трудоустройстве несовершеннолетних граждан», – объясняют авторы .
Поэтому они предлагают при трудоустройстве, если есть результаты профилактического медосмотра менее чем годичной давности, предварительный медицинский осмотр несовершеннолетних сделать необязательным,
А заключивших трудовой договор на временные – на период каникул — работы пятнадцатилетних предлагается принимать на работу «по результатам диспансерного наблюдения и выданного по его результатам документа о состоянии здоровья и возможности осуществления легкого труда».
Но профсоюзы и на этот счет совершенно другого мнения. Они приводят статью 2 Конвенции № 78 МОТ «Относительно медицинского освидетельствования детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах». Согласно ей дети и подростки до восемнадцати лет не должны приниматься на работу или работать на непромышленных предприятиях, если тщательное медицинское освидетельствование не установит, что они пригодны для такой работы. […]
«То есть трудоустройству несовершеннолетних должно предшествовать не общее диспансерное наблюдение, а специальное медицинское обследование под конкретный вид работы», — сказано в письме в РТК, подписанном заместителем председателя ФНПР Ниной Кузьминой.
«В подростковом возрасте происходят физиологические и психологические изменения, в этом состоянии человек наиболее уязвим. Поэтому бесконтрольно направлять детей на работы без предварительного медицинского осмотра по виду работ, как минимум, не разумно. Это может привести к увеличению травматизма и заболеваниям. Когда травмируется «бывалый» работник, это печально и больно. А когда такое происходит с молодым человеком, тем более подростком — это трагедия вдвойне. В данном случае снятие нагрузки с работодателя может происходить только за счет компенсации расходов государством», — комментирует главный технический инспектор труда Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП) Татьяна Пентешина.
За защитой обращайся сам
Также авторы предлагают, чтобы контрольно-надзорные органы проверяли как работодатели соблюдают требования трудового законодательства в отношении несовершеннолетних только на основании обращений самих подростков или их законных представителей.
«Зачастую соответствующая проверка инициируется сразу после официального трудоустройства несовершеннолетнего, даже в отсутствие жалоб со стороны участников трудовых отношений. […] Для добросовестных работодателей такие мероприятия являются избыточными, добавляющими излишние бюрократические сложности и создающими административную нагрузку», — пишут законотворцы в пояснительной записке.
Ожидаемо, что и на это предложение разработчиков закона профсоюзы отреагировали критикой: «Установление единственного основания для проведения проверок соблюдения работодателями требований трудового законодательства […] — наличие сообщений самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя — ограничивает право несовершеннолетнего на защиту, в том числе профессиональными союзами, нарушает принцип юридического равенства и справедливости…».
Помимо этого, ФНПР указала и на то, что: “Не все совершеннолетние работники могут оценить, насколько полно в отношении них соблюдается трудовое законодательство, и лишь малое количество работников решается сообщить в государственную инспекцию труда о нарушениях под угрозой потери работы и заработка».
Практика работы профсоюзных юристов показывает, что даже не каждый взрослый работник обращается в надзорные органы, когда его права нарушены. Что уж говорить о подростках.
Вполне объясним вердикт профсоюзов по законопроекту — он нуждается в существенной доработке.
Что же касается сентенций о раннем трудовом воспитании, то ФНПР считает, что усилия законодателя должны быть направлены не на снижение минимального возраста трудоустройства и сокращение издержек работодателей, а совсем на другое. Нужно создавать условия для прохождения производственной практики и организации общественно значимого труда — за что основную ответственность должны нести школа или учреждения профтехобразования, а также для реализации госпрограмм профориентации и профессиональной подготовки. Причем последние профсоюзы предлагают осуществлять в основном или полностью на предприятиях.
Законопроект планируется рассмотреть в российском парламенте в весеннюю сессию. Учтут ли его авторы замечания защитников прав работников (в том числе — и несовершеннолетних) — пока вопрос.
Если же позицию профсоюзов проигнорируют, главная цель законопроекта – повышение уровня трудоустройства несовершеннолетних, наверное, будет достигнута. Другое дело — какой ценой…
Главный технический инспектор труда ЛФП Татьяна Пентешина: «Привлечение подростков к труду — для выбора будущей профессии и осознания своего места в жизни, а также поощрение и мотивация работодателей, которые принимают на работу несовершеннолетних — задача нужная. Но контроль за бизнесом при этом необходимо не только не снижать, но и усиливать.
Фото вверху Оdintsovo-gorod.ru
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий