Восток и Запад объединяет орган

Восток и Запад объединяет орган
16 февраля
16:54 2023

Грядут выходные и как всегда известные петербургские музыканты готовы открыть для вас мир органной музыки, причем, подчас с самой неожиданной стороны. В этом вы можете убедиться весьма легко. Достаточно лишь прийти на концерт в один из католических храмов Северной столицы.

Итак, 17 февраля в пятницу, в 19 часов 30 минут, в Римско-католическом храме святого Станислава, что на улице Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города», прозвучит концерт «Роскошь барокко и подблюдные песни».

В последний месяц ускользающей зимы, вспомним еще раз немеркнущее сияние рождественской звезды, удивительное время чудес и самых светлых переживаний. Вокальный ансамбль «Мария» под управлением Анны Тверитиновой и любимая публикой органистка Алие Абдурашитова представят шедевры гениев эпохи барокко Вивальди и Генделя, смелые музыкальные эксперименты великого русского авангардиста Игоря Стравинского, проникновенную лирику Сергея Рахманинова, медитации Христофора Кушнарева и Жана Ариста Алена, а также акустические пространства современных композиторов Дмитрия Смирнова и Эрика Уитакра.

Кантата «Глория» принадлежит той части наследия солнечного итальянца Антонио Вивальди, о которой мир вспомнил лишь в XX веке после 200-летнего забвения. Она неизменно звучит в дни рождественских праздников по всему миру. Аллилуйя из оратории «Мессия» — мега-хит еще одного ярчайшего представителя эпохи барокко, Георга Фридриха Генделя, которого до сих пор не могут поделить между собой Германия и Англия.

Уроженец Ораниенбаума Игорь Стравинский, чьё 140-летие музыкальный мир отметил в 2022 году, создал музыкальный язык, который глобально повлиял на развитие музыки прошлого века. Находясь во время Первой мировой войны в Швейцарии, композитор писал в своем дневнике: «Военные известия глубоко волновали меня, бередили мои патриотические чувства… Чтение русской народной поэзии … утешало и приносило радость… Прельщала не столько занимательность сюжетов, эпитеты, метафоры, сколько сочетания слов и слогов». На тексты из сборника русского фольклора Стравинский написал цикл «Четыре русские, крестьянские подблюдные песни». Подблюдные пели во время зимних святочных гаданий. Это символическое действо, полное скрытого смысла, предсказывало ключевые события жизни (благополучие в доме, создание семьи, смерть, болезни). Вечерами собирались девушки и тащили из блюда, покрытого платком, разные предметы: кольцо, гребень, ленту, а пением подблюдных раскрывало значение этих предметов.

Сольный орган представлен французской и русской линиями. Одна их самых известных пьес для органа Жана Ариста Алена – Литании. Геройски погибший во время Второй мировой войны в возрасте 29 лет, этот одаренный органист и композитор создал более 140 сочинений, в числе которых 26 пьес для органа, 52 сочинения для фортепиано, реквием, хоровые и камерные пьесы. Ученик легендарного Марселя Дюпре, брат выдающейся органистки Мари Клер Ален, он создал самобытнейшие сочинения, в музыкальном языке которых ощутимо влияние Оливье Мессиана, Клода Дебюсси, интерес к барочной музыке и культуре Востока. Один из шедевров репертуара Короля инструментов — Пассакалия фа диез минор композитора Христофора Кушнарёва, – его экзаменационная работа по полифонии во время обучения в Ленинградской консерватории. Выдающийся русский органист и педагог Исайя Браудо — первый исполнитель этого сочинения, которому оно было посвящено.

Роскошь барокко и подблюдные песни — невероятное путешествие между музыкальными мирами.

Программа: Антонио Вивальди (1678–1741) Gloria ре мажор RV: Gloria in excelsis Deo, Et in terra pax, Laudamus te, Gratias agimus tibi, Propter magnam gloria, Domine Deus, Domine, Fili unigenite, Domine Deus, Agnus Dei, Qui tollis peccata mundi, Qui sedes ad dexteram Patris, Quoniam tu solus sanctus, Cum Sancto Spiritu; Христофор Кушнарев (1890–1960) Пассакалья; Дмитрий Смирнов (1952*) Тебе поем; Сергей Рахманинов (1873–1943) Литургия Иоанна Златоуста Oр. 31: Тебе поем; Игорь Стравинский (1882–1971): Четыре русские крестьянские песни. Подблюдные (редакция 1954): У Спаса в Чигисах – Овсень – Щука – Пузище; Жан Арист Ален (1911–1940) Litanies AWV 100; Le jardin suspendu (Висячие сады) 1934; Эрик Уитакр (1970*) The Seal Lullaby; Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Алиллуйя из оратории «Мессия» HWV 56.

В этот же вечер пятницы — 17 февраля, ровно в 20 часов, но уже в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, по адресу: Ковенский переулок, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», для вас сыграют «Симфонию европейских соборов».

Симфония европейских соборов — лучшая музыка двух императриц органа, Германии и Франции, в блестящем исполнении органистки Марии Лобецкой.

Практически все великие органисты служили в храмах. Нотр-Дам и Сен-Сюльпис, Сент-Клотильд и Томаскирхе. Философичность Баха и монументальность Франка, размах Видора и органный симфонизм Мендельсона — всеобъемлющая органная панорама Европы. Знаменитый цикл Токката, адажио и фуга до мажор, написанный Бахом в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего его органного творчества. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой. Один из видных представителей северо-германской школы, друг Дитриха Букстехуде Иоганн Адам Райнкен, оказал большое влияние на молодого Иоганна Себастьяна Баха. После прослушивания, на котором Бах импровизировал на тему лютеранского хорала An den Wasserflüssen Babylon, Рейнкен заметил: «Я полагал, это искусство уже умерло, но сейчас я вижу, что оно еще живёт в Вас». Бах использовал произведение Райнкена Hortus musicus (Музыкальный сад) в своих сочинениях.

Центр органной вселенной Мендельсона, заново подарившего миру Баха, — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, композитор опирался на барочную традицию, создавая уникальные по форме и содержанию опусы. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов. Одним из основных жанров в литургии была и остается хоральная обработка. Этому жанру отдает дань в своем цикле и Мендельсон: три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. Тембровое разнообразие и масштабы Четвертой сонаты еще раз напоминает о Мендельсоне-симфонисте.

Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Не менее интересно и обращение мастера к циклам из прелюдий с фугами. Его особый и самобытный стиль объединил многочисленные традиции немецкой композиторской школы.  Создание органных симфоний было вызвано революцией в органостроении: гениальный Артстид Кавайе-Коль создал новый тип инструмента, который зазвучал как симфонический оркестр.

Французская линия концерта — властелины симфонического органа Франк и Видор. Убеждённый «бахианец», глава французской романтической органной школы, Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы. Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Адажио и токката из Симфонии № 5 настолько ярки и самобытны, что часто звучат как самостоятельные сочинения.

Симфония европейских соборов — лучшая органная музыка в блестящем исполнении!

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката, адажио и фуга до мажор BWV 564; Иоганн Адам Райнкен (1643–1722) Фуга соль минор; Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната для органа №4 си бемоль мажор op. 65\4: Allegro con brio – Andante religioso – Allegretto – Allegro maestoso; Иоганнес Брамс (1833–1897) Хоральная прелюдия Herzlich tut mich verlangen из цикла «11 хоральных прелюдий» ор. 122; Сезар Франк (1822–1890) Хорал для органа № 3 ля минор FWV 40; Шарль-Мари Видор (1844–1937) Адажио и токката из симфонии № 5 фа мажор op.42

И последним органным концертом в пятницу 17 февраля, в 20 часов 15 минут станет концерт «Органная книга Германии». Он пройдет в Римско-католическом храме Успения Пресвятой Девы Марии, что на Первой Красноармейской, дом 11 (станция метро Технологический институт). Это очередной концерт из цикла «Время органа».

Органная книга Германии – концерт московской органистки Натальи Ужви, незабываемый музыкальный вояж по Германии, в котором встретятся несколько эпох и композиторов. Барокко и романтизм. Пахельбель и семейство Бахов, Мендельсон и Шуман. Широчайшая панорама самой органной страны мира в течение вечера.

Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южнонемецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко. При жизни Пахельбеля его сочинения, в числе которых был и легендарный Канон ре мажор пользовались большой популярностью, однако прошло время и про композитора забыли, пока в начале двадцатого века музыковеды вновь не заинтересовались творчеством талантливого маэстро эпохи барокко.

Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи, Иоганн Себастьян Бах, тем не менее, прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных обработках, берущих начало из протестантского хорала. При жизни сам Иоганн Себастьян Бах не знал такой славы, которой его сын достиг Филипп Эммануил. Гайдн и Моцарт считали его композиторский уровень недостижимым для себя. «Мы все дети, а он отец», – восторженно говорил о нём Моцарт. Творчество великого романтика Роберта Шумана представлено этюдом в форме канона для педального фортепиано, гибрида рояля и органа, снабжённого ножной клавиатурой по аналогии с органом. Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, композитор опирался на барочную традицию, создавая уникальные по форме и содержанию опусы. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. В первую часть Шестой сонаты заложена тема XIV столетия «Отче наш».

Немецкий композитор Хуго Дистлер, практически неизвестный в России, прожил короткую, но удивительно яркую жизнь, умерев на пике своего взлета. Самобытная фигура музыкальной культуры XX века, он был самым значимым композитором в области Евангелической церковной музыки своего времени. Богатое творческое наследие Дистлера включает многочисленные духовные и светские хоровые опусы, сочинения для солирующих инструментов с оркестром, камерную инструментальную, органную и фортепианную музыку.

Органная книга Германии — широчайшая панорама самой органной страны мира в течение вечера

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): Прелюдия и фуга ре минор BWV 539, Две хоральные прелюдии: Valet will ich dir geben BWV 736 и Jesus meine freude BWV 713; Иоганн Пахельбель (1653–1706): Хоральная партита «Ах,что мне делать, грешнику»; Роберт Шуман (1810–1856): Два этюда в форме канона для педального фортепиано op. 56; Хуго Дистлер (1908–1942): 8 пьес из цикла «30 пьес для небольшого органа» op. 18; Карл Филипп Эммануил Бах (1714–1788): Sonata per il Organo solo in a moll Wq.70 (1755); Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847): Соната №6 ре минор op. 65/6 (на хорал Отче наш): I Chorale: Andante sostenuto. Allegro molto II Fuga: Sostenuto e legato III Finale: Andante

Там же на Первой Красноармейской дом, 11, но уже на следующий день — 18 февраля, в субботу, также в 20 часов 15 минут в цикле концертов «Время органа», прозвучат «Времена года с Вивальди и Чайковским».

Времена года — в холодный петербургский вечер вы переместитесь в разные сезоны вместе с Вивальди и Чайковским. Вместе с вами будут скрипачка Мария Баева-Кузнецова и органистка Алла Морозова.

Цикл из четырех скрипичных концертов гениального солнечного итальянца Антонио Вивальди — наверное, самое популярное сочинение эпохи барокко. Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырем регионам Италии. Вивальди сегодня — проверенная временем классика, но для современников рыжий харизматичный аббат был дерзким новатором и экспериментатором. Мастерски изображая птичье пение и летнюю грозу, лихие пляски итальянских крестьян и азарт охоты, композитор создал весьма философский опус, заключив в 40-минутный цикл всеобъемлющую картину жизни мира и человека. В цикле из четырёх скрипичных концертов множество смыслов: четыре времени года — четыре возраста жизни человека — четыре стороны света — четыре времени суток. А весь цикл «Времена года» — это путь человека от безмятежной юности, радости весеннего света к последним радостям зимы и закату бытия.

«Времена года» Чайковского, знакомые нам с детства, – музыкальный дневник композитора, зафиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Размеренная усадебная жизнь XIX века и петербургский городской пейзаж. Фрагменеты сочинения прозвучат в версии для скрипки и органа.

Мекка всех органистов, Иоганн Себастьян Бах представлен Прелюдией и фугой ре мажор, созданной в Веймарский период, когда композитор был увлечён итальянской музыкой, и легендарной арией из Третьей оркестровой сюиты в транскрипции для скрипки и органа. Помимо своей композиторской деятельности, Феликс Мендельсон Бартольди, вернувший музыку Баха из забвения, был виртуозным органистом. Его сочинения, основанные на немецкой органной традиции, неразрывно связаны с творчеством Баха. Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящен цикл из Прелюдий и фуг.  Церковные сонаты Моцарта – подлинные миниатюрные шедевры. 17 сонат, две из которых заявлены в концерте, – одночастные опусы для органа и струнных инструментов, которые исполнялись во время церковных праздников.

Времена года — перемещение между сезонами в обществе Вивальди и Чайковского.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532, Ария из Сюиты для оркестра №3 ре мажор BWV 1068 (переложение для cкрипки и органа); Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт Зима из цикла «Времена года №4 ор. 8 в 3-х частях (переложение для скрипки органа): Allegro non molto –Largo – Allegro; Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Церковная соната фа мажор KV 244 (транскрипция для органа соло Зигмунда Сатмари); Антонио Вивальди Концерт Весна из цикла «Времена года» №1 в 3-х частях ор.8: (переложение для органа и скрипки) Allegro – Largo – Allegro; Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Анданте с вариациями, Прелюдия и фуга ре минор ор. 37/3; Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) Октябрь, Декабрь и Февраль из цикла «Времена года»,12 характеристических картин, опус 37 (переложение для скрипки и органа)

А ровно в 20 часов, в этот же субботний день 18 февраля, в храме Матери Божией Лурдской, на Ковенском переулке, дом 7 для вас дадут концерт «Космос Бах и утешения Листа».

Космос Бах и утешения Листа — концерт одного из самых знаменитых и востребованных органистов наших дней — заслуженного артиста России Даниэля Зарецкого. В этот вечер пересекутся миры немецких гениев, творивших в разные эпохи.

Бах. Регер. Лист. Философские размышления и проникновенная лирика. Именно необозримое органное творчество Баха сделало его известным в кругу своих современников. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и глубокий философ, Бах оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни. В баховском необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. Есть предположение, что развернутый, исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор, сам Бах исполнил впервые в церкви Святого Павла в Лейпциге, 17 октября 1727 года, на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. В те времена многие композиторы использовали тональность си минор для передачи скорби, меланхолии, печали. Иоганн Себастьян неоднократно обращался к си минору при создании сочинений, повествующих о драматических событиях: вспомним легендарную арию Erbarme dich из Страстей по Матфею. Величайший новатор своей эпохи, Бах, тем не менее прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала.

Макс Регер, чье 150-летие отмечается в этом году, творил в разных стилях, создав более двухсот шедевров для органа. Поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных сочинений, представлен своим ранним, но, пожалуй, самым популярным опусом «Интродукция и пассакалья». Именно Регер в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. Блестящий пианист, гениальный композитор, один из ярчайших представителей романтизма, Ференц Лист не обошел своим вниманием и орган. И пусть количество этих опусов невелико, но они входят в одну из первых строк рейтинга сочинений для органа. Опус Nun danket alle Gott (Теперь возблагодарите все Господа) был создан специально для открытия уникального органа знаменитой фирмы F. Walcker & Co Домского собора города Риги. Оно может быть исполнено как одним только органом, так и вместе с хором и медными духовыми инструментами. Цикл из шести миниатюр «Утешения» раскрывает самые тончайшие движения человеческой души. Самое популярное из них — №3, написано под впечатлением заката на озере Комо, которое композитор посетил вместе со своей возлюбленной Марией д’Агу.

Французская линия концерта представлена Токкатой Эжена Жигу из цикла «10 пьес для большого органа» – одним из признанных хитов для Короля инструментов. Ученик Сен-Санса, органист церкви Святого Августина в Париже с 62-летним стажем, Эжен Жигу писал исключительно музыку для органа, как религиозного, так и светского характера. Помимо исполнительской и композиторской деятельности, Жигу был прекрасным педагогом. В 1885 году он основал свою органную школу, из которой вышли такие выдающиеся органисты-композиторы, как Форе, Руссель, Боэльман и другие.

Космос Бах и утешения Листа — музыка доступная всем.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): Прелюдия и фуга си минор BWV 544, Две хоральные фантазии: Schmucke Dich, o liebe Seele BWV 654, Wir glauben BWV 680, Ария ре мажор из Оркестровой сюиты № 3 BWV 1068; Ференц Лист (1811–1886) Nun danket alle Gott, Consolation No. 3 (Des-dur) S.172 (Утешение ре-бемоль мажор); Макс Регер (1873–1916): Интродукция и пассакалия ре минор, Benedictus; Эжен Жигу (1844–1925) Менуэт и Токката.

А в воскресенье 19 февраля, в 16 часов, на Ковенском, дом 7, все в том же цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», прозвучит концерт «Великий Могол и Готическая сюита».

Сияние барокко, звуковой океан симфонического органа и музыкальные эксперименты наших дней.

Вечер откроется струнным концертом Антонио Вивальди «Великий Могол», — одним их самых известных переложений многочисленных опусов «неистового аббата» для органа, мастерски осуществленных Бахом. В 2010 году в Национальном архиве Шотландии была найдена партитура пропавшего концерта Вивальди для флейты, альта, двух скрипок и контрабаса. Копию, около 300 лет назад сделанную неизвестным переписчиком с концерта «Великий Могол», атрибутировал сотрудник Саутгемптонского университета Эндрю Вулли.

В Ave Maria Баха-Гуно сошлись два столетия. Прелюдия до мажор — самая известная пьеса из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, получившая всеобщее признание среди музыкантов и публики. В 1852 году Шарль Гуно, развлекая публику в доме известного пианиста и хозяина салона Пьера Циммермана, на дочери которого впоследствии женился, сыграл очень удачную импровизацию на прелюдию Баха. Так родилась пьеса для скрипки или виолончели, названная «Размышления над прелюдией Баха до мажор». Пьеса в рекордные сроки обрела популярность, зазвучав в многочисленных салонах, и стала настоящей любимицей публики. В 1859 году впервые прозвучала молитва Ave Maria Баха-Гуно на канонический латинский текст. Автор этой идеи – неизвестен, но в вокальном варианте пьеса родилась заново. Благодаря своей популярности, пьеса звучит в самых неожиданных инструментальных версиях. А вот авторство самого популярного сочинения Иоганна Себастьяна до сих пор оспаривается. Да, это та самая Токката и фуга ре минор, звучащая в многочисленных фильмах, рекламных роликах и рингтонах мобильников.

Бах и Пьяццолла. Этих двух композиторов разделяют века, но объединяет нечто большее – величайший гуманизм и универсальность их творчества. Под влиянием баховской полифонии Маэстро Нового Танго создал особую музыкальную форму – танго-фуга. Это уникальный выразительный стиль музыки XX века, полный драматизма и страсти, лирики и меланхолии. Удивительный синтез итальянской, испанской, немецкой культур. Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых – для органа. Луи Вьерн, блестящий ученик Франка и Видора, занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. Музыкант умер 2 июня 1937 года от сердечного приступа в Соборе Парижской Богоматери во время своего 1750-го сольного концерта. Яркий финал концерта — Рондо в стиле latina Ханса Андре Штамма, одного из самых ярких органистов и композиторов нашего времени.

Великий Могол и Готическая сюита — за органом одна из лучших исполнительниц нашего времени — лауреат международных конкурсов Екатерина Маришкина.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): Концерт для органа до мажор «Великий Могол»; Иоганн Себастьян Бах – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria; Леон Боэльман (1862–1897) Молитва и Токката из Готической сюиты; Алексей Шмитов (1957*): Ноктюрн; Луи Вьерн (1870–1937): Вестминстерские колокола; Астор Пьяццолла (1921–1992) Libertango; Ханс-Андре Штамм ( 1958*) Rondo Alla latina; Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор.

И завершит серию органных концертов на этих выходных, в воскресенье 19 февраля, также в 16 часов, концерт «Времена года с Вивальди и Чайковским». Он состоится в храме католического Францисканского монастыря Святого Антония Падуанского чудотворца. Его адрес: Девятая Красноармейская улица, дом 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт). Это очередной концерт цикла «Органные воскресенья в монастыре францисканцев».

Времена года — в холодный петербургский вечер вы переместитесь в разные сезоны вместе с Вивальди и Чайковским. А помогут вам в этом: скрипачка Мария Баева-Кузнецова и органистка Алла Морозова.

Цикл из четырёх скрипичных концертов гениального солнечного итальянца Антонио Вивальди — наверное, самое популярное сочинение эпохи барокко. Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырем регионам Италии. Вивальди сегодня — проверенная временем классика, но для современников рыжий харизматичный аббат был дерзким новатором и экспериментатором. Мастерски изображая птичье пение и летнюю грозу, лихие пляски итальянских крестьян и азарт охоты, композитор создал весьма философский опус, заключив в 40-минутный цикл всеобъемлющую картину жизни мира и человека. В цикле из четырёх скрипичных концертов множество смыслов: четыре времени года — четыре возраста жизни человека — четыре стороны света — четыре времени суток. А весь цикл «Времена года» — это путь человека от безмятежной юности, радости весеннего света к последним радостям зимы и закату бытия.

«Времена года» Чайковского, знакомые нам с детства, – музыкальный дневник композитора, зафиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Размеренная усадебная жизнь XIX века и петербургский городской пейзаж. Фрагменты сочинения прозвучат в версии для скрипки и органа. Мекка всех органистов, Иоганн Себастьян Бах представлен Токкатой и фугой ре минор, получившей название «дорийская» за характерный лад. Цикл написан во время пребывания Баха в Веймаре, в период расцвета творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. В «Дорийской» явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян основательно изучал, сделав ряд уникальных органных транскрипций неистового венецианца.

Помимо своей композиторской деятельности, Феликс Мендельсон Бартольди, вернувший музыку Баха из забвения, был виртуозным органистом. Его сочинения, основанные на немецкой органной традиции, неразрывно связаны с творчеством Баха. Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящен цикл из Прелюдий и фуг.  Церковные сонаты Моцарта – подлинные миниатюрные шедевры. 17 сонат, две из которых заявлены в концерте, – одночастные опусы для органа и струнных инструментов, которые исполнялись во время церковных праздников.

Времена года — путешествие по сезонам в обществе Вивальди и Чайковского.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката ре минор «Дорийская» BWV 538; Ария из Сюиты для оркестра №3 ре мажор BWV 1068 (переложение для скрипки и органа); Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт Зима из цикла «Времена года» №4 ор. 8 в 3-х частях (переложение для скрипки органа): Allegro non molto – Largo – Allegro; Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Церковная соната фа мажор KV 244 (транскрипция для органа соло Зигмунда Сатмари); Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Анданте с вариациями, Прелюдия и фуга ре минор ор. 37/3; Густав Йенсен (1843–1895) Ариозо и патетическое рондо для скрипки и органа ор. 40; Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) Октябрь, Декабрь, Февраль из цикла «Времена года», 12 характеристических картин опус 37 (переложение для скрипки и органа).

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.