Первые авиалинии города на Неве

Первые авиалинии города на Неве
07 февраля
11:50 2023

9 февраля — День гражданской авиации России
Сто лет назад, 9 февраля 1923 года Совет труда и обороны СССР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Этот день считается днем рождения отечественной гражданской авиации. В том же году было учреждено первое авиатранспортное предприятие СССР – Общество с акционерным капиталом «Добролет» – Российское общество добровольного воздушного флота. Открылась первая в СССР регулярная пассажирская линия Москва – Нижний Новгород. А пятью годами позже стартовали регулярные рейсы из Ленинграда.

Первой воздушной гаванью Ленинграда было не Пулково – до его открытия пройдет еще несколько лет – а Корпусный аэродром, располагавшийся на обширной территории нынешних Новоизмайловского проспекта и парка Авиаторов. Несколько слов об истории этого аэродрома, навечно вписанного в историю российской авиации.

Аэродром возник в 1910 году, годом позже здесь состоялся первый конкурс аэропланов отечественной конструкции, ставший затем ежегодным. В северной части аэродрома вдоль соединительной линии железной дороги, пересекающей Московский проспект, построили несколько ангаров и эллинг для дирижаблей.

Здесь проходили летные испытания первого в мире серийного многомоторного бомбардировщика «Илья Муромец». В годы Первой Мировой войны на аэродроме обучали военных лётчиков.

В советское время на аэродроме находилось экспериментальное конструкторское бюро ГВФ, действовал аэроклуб ДОСААФ, с этого аэродрома взлетал Валерий Чкалов. В 1941 году на Корпусном аэродроме работала фронтовая авиаремонтная база, однако вскоре она была перенесена на другой аэродром из-за постоянных артиллерийских обстрелов. В послевоенный период аэродром не использовался, а в 60-е годы прошлого века на его территории были построены жилые дома, разбит парк Авиаторов, хранящий память о былом аэродроме. О покорителях пятого океана напоминает памятник – устремившийся в небо истребитель МиГ-19, застывший на бетонном постаменте.

На крыльях «Дерулюфт»
Первая регулярная воздушная линия города на Неве была международной. 8 июня 1928 был совершен первый рейс по маршруту Ленинград– Ревель (Таллин) – Рига – Кенигсберг – Берлин. До 1935 года обслуживала ее совместная советско-германская компания «Дерулюфт». Павильон компании находился на краю Корпусного аэродрома.Летали на небольших почтово-пассажирских самолетах «Юнкерс», в салоне которых было всего 5 мест. Впрочем, даже они не всегда были заняты: в ту пору за границу летали в основном дипломаты, торговые работники, технические специалисты.

«Сегодня в 8 часов 30 минут, – сообщала «Ленинградская правда» – из Ленинграда вылетел в Ревель, Ригу и Берлин первый почтово-пассажирский аэроплан». О обытии сообщали также «Известия», «Красная газета», журнал «Экран».
В торжественной церемонии открытия приняли участие около 150 человек, среди которых были заместитель командующего ВВС Яков Алкснис, командующий Ленинградским военным округом Михаил Тухачевский, президент Академии наук Александр Карпинский, посол Эстонии Юлиус Сельяма, представители германского посольства. За штурвалом во время первого рейса был пилот А.Я. Иванов.

В дальнейшем полеты проходили ежедневно, за исключением воскресных дней. Экипаж самолета состоял из пилота и бортмеханика, в салоне размещались пять пассажиров, каждому из которых разрешалось взять до 15 килограммов багажа. В самолет также грузили международную почту.
Билет стоил 123 рубля – по тем временам достаточно большие деньги. Стоимость билета включала собственно перелет, перевозку багажа, страховку, а также доставку с аэродрома и на аэродром. В 9 часов утра автобус с пассажирами уходил от гостиницы «Европейская», в 10.30 взлетал самолет с Корпусного аэродрома.

29 ноября 2001 г. в Санкт-Петербурге в музее Университета гражданской авиации прошла выставка, посвящённая 80-летнему юбилею создания совместной советско-германской авиакомпании «Дерулюфт», обслуживавшей авиалинию. В организации выставки принимали участие работники музея и германской авиакомпания «Люфтганза».Многие материалы, представленные на выставке, рассказывали об истории авиалинии, связавшей город на Неве с Таллином, Ригой и Берлином.

Из Ленинграда в Берлин – за один день!
В 1929 пассажиром авиалинии стал молодой физик (впоследствии – известный ученый) Сергей Фриш, летевший в Берлин для знакомства с германскими физическими лабораториями. По прошествии почти 50 лет он вспоминал:

«Я вылетел из Ленинграда в середине сентября. Отлет происходил с так называемого Корпусного поля, расположенного за Московской заставой. Настоящего оборудованного аэропорта в Ленинграде тогда еще не было. На краю большого, заросшего травой поля стоял маленький деревянный домик с балкончиком, похожий на загородный ресторанный павильон. В домике проводилась проверка документов, осмотр багажа; в нем пассажиры дожидались посадки в самолет.
Формальная сторона отлета заняла немного времени: человек в зеленой форме пограничника поставил штамп об отбытии в моем заграничном паспорте, мельком взглянул на маленький чемоданчик, где у меня лежала смена белья и дорожные мелочи. Линию обслуживала немецкая компания «Люфтганза», славившаяся хорошей организацией и безопасностью полетов. От Ленинграда до Берлина по расписанию значилось четыре остановки, путь занимал двенадцать часов. Но в те времена попасть за один день из Ленинграда в Берлин казалось невероятно быстрым.
До Таллина летел маленький одномоторный «Юнкерс», в кабине которого было всего четыре пассажирских места. Но и они оказались излишне многочисленными — я был единственным путешественником. Команда исчерпывалась пилотом. Не отрываясь от окошка, я с любопытством смотрел на береговую линию Финского залива, на расстилавшийся внизу лес, кое-где тронутый осенней желтизной.
Самолет летел невысоко, метров четыреста. В Кингисеппе, освещенном косыми утренними лучами солнца, из труб домов подымался дымок, за городом вилась река. Здесь где-то проходила невидимая сверху граница, разделявшая два разных мира. И за этой границей лежали страны с другим укладом жизни, другими законами».

Первый аэровокзал аэропорта Шоссейная

Первый аэровокзал аэропорта Шоссейная

Из Москвы – в Пулково
3 января 1932 в строящемся аэропорту Шоссейная (ныне Пулково) приземлился четырехместный почтово-пассажирский самолет «Дорнье-Меркур». Хотя регулярная авиалиния начала работу 23 мая 1932 года, а новый аэропорт вступил в строй в июне этого же года, днем рождения авиалинии считается 3 января.
В дальнейшем полеты выполнялись на отечественных самолетах К-5, разработанных талантливым авиаконструктором Константином Калининым. В 30-е годы эти самолеты обслуживали большинство пассажирских авиалиний СССР, использовались как транспортные в годы Великой Отечественной войны. Всего было построено 296 таких машин.

1 августа 1932 года сообщение было прекращено из-за его экономической неэффективности. Но уже 15 января 1933 года полёты возобновились. Следует отметить, что главной задачей самолётов, работавших на линии Москва — Ленинград, была не перевозка пассажиров, а доставка в Ленинград срочной почты и матриц центральных газет.

На линии Москва-Ленинград работал и известный впоследствии полярный летчик, Герой Советского союза Михаил Водопьянов. В предвоенное десятилетие город на Неве становится вторым по величине аэроузлом страны.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.