«Снежный вальс» и «Зима для двоих»

«Снежный вальс» и «Зима для двоих»
02 февраля
14:26 2023

Приближаются выходные и, как всегда всех, кто любит хорошую музыку на свой праздник приглашает его величество орган. Вас ждет встреча с композиторами разных эпох: от Баха до Таривердиева. Ощутить всю прелесть этих встреч помогут известные музыканты нашего города.

Завтра, третьего февраля в пятницу органные концерты состоятся в храме святого Станислава, церкви Божией матери Лурдской и соборе Успения Пресвятой Девы Марии.

Так, в 19 часов 30 минут в Римско-католическом храме святого Станислава, по адресу улица Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города» будет дан концерт виртуознейшей органистки молодого поколения Эльноры Гросс. Его название: «Великолепный орган: от Баха до Листа».

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия и фуга соль минор BWV 542; Луи Николя Клерамбо (1676–1749) Сюита второго тона: Plein Jeu, Duo, Trio, Basse de Cromorne, Flûtes, Récit de Nazard, Caprice sur les Grands Jeux; Ференц Лист (1811–1886) Фантазия и фуга на тему хорала Ad nos ad salutarem undam из оперы Джакомо Мейербера «Пророк».

В 1721 году Бах участвовал в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор.

Луи Николя Клерамбо — французский композитор, придворный музыкант Людовика XIV, на протяжении всей жизни он занимал пост органиста в различных парижских храмах. Ему принадлежит множество церковных песнопений, сонаты для скрипки и basso continuo, сборники пьес для клавесина и органа.

Ференц Лист не обошел своим вниманием и Короля инструментов. И пусть количество этих опусов невелико, но они входят в одну из первых строк рейтинга сочинений для органа. Сделав переложение своей же симфонической поэмы «Орфей», он еще раз доказал, что орган способен заменить целый оркестр! Фантазия и фуга на тему хорала Ad nos, ad salutarem undam из оперы «Пророк» Джакомо Мейербера – самое грандиозное сочинение Листа для органа. Основная тема – хорал, сопровождающий обряд Крещения в первом акте оперы, стилизованный под средневековую манеру.

Великолепный орган — гениальная музыка, доступная всем.

А ровно в 20 часов в римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», пройдет концерт «Код BACH и пророчество Кассандры». В роли Кассандры выступит органистка Елена Малева.

Программа: Луи Маршан (1669–1732) Grand Dialogue, 3 livre (Большой органный диалог); Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия ми минор BuxWV 143; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до мажор BWV 545; Роберт Шуман (1810–1856) Фуга BACH No.6, op.60;Жан Ален (1911–1940) Литании AWV 100; Марсель Дюпре (1886–1971) Symphony Passion: III. Crucifixion op.23 (Симфония-Пассион: Распятие); Микаэл Таривердиев (1931–1996) Интрада и Ария из Органного концерта No. 1 «Кассандра» op. 91; Шарль-Мари Видор (1844–1937), Финал из Симфонии No.8 op. 42 No. 4.

Концерт откроет сочинение Луи Маршана, выдающегося композитора, клавесиниста и органиста. По свидетельству современников, виртуозная игра Маршана отличалась смелостью исполнительского замысла и высочайшим искусством импровизации. А еще он вошел в историю своей несостоявшейся музыкальной дуэлью с Бахом.

Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Марсель Дюпре — выдающийся композитор и исполнитель, известный не только своими интереснейшими опусами, но и серией из 20 концертов, на которых он исполнил все органные сочинения Баха наизусть. Симфония-Пассион написана им под впечатлением от самого большого в мире органа, установленного в Универмаге Уонамейкера в Филадельфии. Жан Арист Ален – французский органист и композитор, ученик Марселя Дюпре, брат выдающейся органистки Мари Клер Ален. Прожив всего 29 лет, геройски погиб во Второй Мировой войне. В музыкальном языке Алена ощутимо влияние Оливье Мессиана, Клода Дебюсси, интерес к барочной музыке и культуре Востока.

Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Букстехуде прожил скромную жизнь, похожую на жизнь Баха с ежедневными обязанностями органиста и музыкального руководителя церковных концертов. Самобытный стиль мастера отмечен невероятным богатством фантазии, в его органной Вселенной свобода импровизации гармонично сочетается с идеально выстроенной полифонией.

Вершина органного Олимпа – Бах. Фамилия BACH состоит из четырех букв, которым соответствуют четыре звука; сам гений часто зашифровывал собственное имя в своих сочинениях, а первым композитором, который использовал этот мотив, стал Роберт Шуман. Им создан цикл фуг на тему B-A-C-H.

Известно ли вам, что королем саундтреков, гениальным Микаэлом Таривердиевым написано множество сочинений для органа, а крупнейший международный органный конкурс носит его имя? Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы услышим определенную связь с полифоническим баховским мышлением. Премьера Первого концерта для органа «Кассандра» состоялась в 1985 в Западном Берлине.

Код BACH и пророчество Кассандры — органное путешествие во времени.

И в 20 часов 15 минут, уже в Римско-католическом храме Успения Пресвятой Девы Марии по адресу: Первая Красноармейская улица, дом 11 (станция метро Технологический институт), в цикле концертов «Время органа», для вас будет дан концерт «Бах и бахианцы».

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Шесть Шюблеровских хоралов BWV 645-650; Сезар Франк (1822–1890) Три хорала FWV 38-40.

Бах и бахианцы. Влияние германского гения на творчество композиторов разных стран и эпох неоспоримо и продолжается по сей день. В концерте блистательной Марии Лобецкой встретятся Шесть Шюблеровских хоралов Иоганна Себастьяна Баха и Три хорала убеждённого бахианца Сезара Франка.

Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи, Иоганн Себастьян Бах, тем не менее прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления. Далеко не все эти шедевры вошли в пять, сборников, сформированных самим Бахом. Особый интерес вызывают цикл из шести Шюблеровских хоралов, названных по имени издателя, которые являются транскрипциями арий из кантат и выходят за привычные рамки хоральных прелюдий.

Связь с Бахом безошибочно прослеживается в музыкальном языке Сезара Франка — великого органиста Парижской базилики Святой Клотильды, которого сам Ференц Лист сравнивал с Бахом. Великолепное владение незаурядным композиторским мастерством проявилось в его органных импровизациях, жанре, забытом со баховских времен. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы. Каждый из трех хоралов цикла настолько масштабен, что очень часто органисты исполняют их по отдельности. В музыкальной ткани шедевра удивительным образом переплелись барочная и романтическая традиции, проникновенный мелодизм и строгость полифонии. Первый хорал оптимистичен и жизнеутверждающ. Второй — исполнен глубочайшего трагизма. Третий — прост и строен.

Бах и бахианцы — звучащая красота Вселенной. 

На следующий день — в субботу 4 февраля вас ждут в церкви Божией Матери Лурдской и соборе Успения пресвятой Девы Марии.

На Ковенском, дом 7 в 20 часов для вас сыграют концерт «Встреча в Лейпциге: Бах и Мендельсон».

Встреча в Лейпциге: Бах и Мендельсон. Такое возможно? Да, потому что в мире Музыки нет границ. Это докажет органистка Юлия Глазкова.

Планета БАХ воистину необъятна. Вокруг нее уже не один век вращается все мировое сообщество музыкантов, а органные сочинения Великого Мастера входят в золотой фонд любого концертирующего органиста и… это неудивительно – ведь в течение всей жизни орган оставался его любимым инструментом. Великий магистр Музыки объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и…многое другое.

В творчестве Баха хоральные обработки занимают особую нишу, являясь вершиной айсберга этого жанра. В эпоху барокко они были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа — мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря. Другой срез органного творчества Баха — масштабные двухчастные циклы. Прелюдия и фуга до минор ярко демонстрирует основные черты творчества композитора — масштабность и насыщенность фактуры, многогранность музыкальных образов, импровизационность. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре и названная Великой, поражает грандиозностью воплощения. А вот авторство самого популярного сочинения Иоганна Себастьяна до сих пор оспаривается. Да, это та самая Токката и фуга ре минор, звучащая в многочисленных фильмах, рекламных роликах и рингтонах мобильников.

Феликс Мендельсон, подаривший всему миру забытого в XIX столетии Баха, продолжил его традиции, наполнив органную историю своего времени удивительными открытиями и возродив интерес к органу. Связь с музыкой Баха проходит через все творчество великого романтика. Оба мастера в разные времена служили в легендарной лейпцигской Томаскирхе. Центр органного творчества Мендельсона — 6 сонат, в которых приемы музыкального письма эпохи романтизма объединены с традицией, идущей от Баха. Они включают в себя все многообразие форм, отдавая дань многовековой традиции уже упомянутых хоральных обработок. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. Тембровое разнообразие Пятой сонаты еще раз напоминает о Мендельсоне-симфонисте. Не менее интересны и циклы из Прелюдий и фуг, один из которых прозвучит в концерте.

Встреча в Лейпциге: Бах и Мендельсон — музыка без границ.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до минор BWV 546, Хоральная прелюдия Meine Seele erhebt den Herren (Моя душа взывает к Господу) BWV 648, Прелюдия и фуга ля минор BWV 543; Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Прелюдия и фуга до минор ор.37/1, Соната №5 ре мажор ор.65/5: Andante – Andante con moto – Allegro maestoso; Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ (Взываю к тебе, Господи) BWV 639,Токката и фуга ре минор BWV 565

А на Первой Красноармейской, дом 11 в 20 часов 15 минут наступят «Времена года – Времена любви. Зима для двоих». Об этом на языкуе музыки вам расскажут: заслуженный артист Марк Таубе (скрипка) и лауреат международных конкурсов Екатерина Маришкина (орган)

Первый концерт четырехчастного цикла Санкт-Петербургского концертного дуэта, в котором представлен круговорот времён года. Настроения, созвучные сезонам. Грёзы зимы. Неспешные осенние прогулки. Весенние безумства. Торжество лета. И конечно же, Любовь, такая разная в разные времена года. Последний месяц зимы, самый суровый и непредсказуемый, но…весна уже в пути. Вдохнуть свежий морозный воздух с Вивальди, погрузиться в грёзы и согреться душой у камелька с Чайковским, прочувствовать ритмы Буэнос-Айреса с Пьяццоллой, встретиться с Феей зимы и закружиться в хороводе снежинок вместе с Золушкой Прокофьева, утонуть в бескрайних белых просторах суровой финской зимы вместе с Сибелиусом.

Одно из самых популярных классических сочинений в мире — «Времена года» Антонио Вивальди — цикл из четырех скрипичных концертов в сопровождении струнного оркестра, к которому на протяжении веков обращались многочисленные музыканты, делая смелые и неожиданные аранжировки этого шедевра. На этот раз прозвучит версия для скрипки и органа, созданная Екатериной Маришкиной. Смена сезонов и состояний природы, а также человеческого настроения — главная тема знаменитого цикла рыжего аббата. Звенящий зимний день и осенняя печаль, азарт весны и истома летнего зноя настолько ярко переданы в звукописи «Времен года», что у публики создается эффект полнейшего погружения в меняющийся калейдоскоп сезонов.

Времена года Пьяццоллы — это четыре больших танго. Великий Астор назвал свой цикл Cuatro Estaciones Portenas, указывая словом «рorteno» на тех, кто родился и обитает в тесноте узких улочек портовых кварталов Буэнос-Айреса, именно там, где родилось аргентинское танго. Гениальные звуковые зарисовки из жизни обитателей окраин: любовь и одиночество, страсть и разлука в большом городе – вот о чем знаменитые танго Пьяццоллы.

«Времена года» Чайковского, знакомые нам с детства, – музыкальный дневник композитора, зафиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Размеренная усадебная жизнь XIX века и петербургский городской пейзаж. Финляндия — симфоническая поэма великого финского композитора Яна Сибелиуса. Первый вариант написан в 1899 году в качестве последней части цикла симфонических картин к праздникам в честь финской печати, затем — создана аранжировка для фортепиано. Заключительная часть поэмы «Гимн Финляндии», известная как самостоятельное сочинение, исполнялась с разными текстами на протяжении XX века. Погружение в Зиму обоих полушарий всего за один вечер возможно? Да, благодаря мастерству и неиссякаемому воображению петербургских музыкантов Екатерины Маришкиной и Марка Таубе!

Погрузитесь в неповторимую атмосферу эмоций, красок и ароматов в творческом проекте Санкт-Петербургского концертного дуэта «Времена года — времена любви», где соединились скрипка и орган.

Программа: Антонио Вивальди (1678–1741) Le quattro stagioni. L’Inverno (Зима) RV 297: Allegro non molto, Largo, Allegro, camminar sopra il ghiaccio; Пётр Чайковский (1840–1893) Симфония № 1 «Зимние грёзы», часть II, переложение для скрипки и органа; У камелька из цикла «Времена года», переложение для скрипки и органа; Сергей Прокофьев (1891–1953) Фея зимы из музыки к балету «Золушка», переложение для органа соло; Ян Сибелиус (1865–1957) Финляндия, переложение для органа соло; Астор Пьяццолла (1921–1992) Cuatro Estaciones Porteñas. Invierno Porteño (Зима).

В воскресенье — 5 февраля органные концерты пройдут в храме Матери Божией Лурдской и в церкви францисканского монастыря святого Антония Падуанского.

На Ковенском переулке, дом 7, в 16 часов, в этот воскресный вечер, все в том же цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском» прозвучит «Снежный вальс».

За органом будет неутомимый Егор Колесов с очередной интригующей программой. Паренье снежных хлопьев и ангельское пение, вокализ и джаз на органе, да — все это будет. Чайковский и Рахманинов, Мендельсон и Шостакович, Черепнин и Глазунов — популярные и редко звучащие мелодии великих композиторов России и Европы.

Известно ли вам, что создатель «Раймонды», успешный глава Санкт-Петербургской консерватории Александр Глазунов, писал для Короля инструментов? Его органное творчество неразрывно связано с французской традицией, но в то же время перекликается с баховскими принципами. Вокализ Сергея Рахманинова — сочинение, посвященное примадонне Большого театра Антонине Неждановой. Пьеса обрела такую популярность, что стала исполняться в транскрипциях для самых различных инструментов. Вокализ прозвучит в версии выдающегося органиста Жана-Поля Имбера, как и легендарный Вальс из Джазовой сюиты Шостаковича. А вот фрагменты из самого волшебного балета Петра Ильича Чайковского вы услышите в переложении самого Егора Колесова. Редко исполняемый в России Николай Черепнин, представленный Херувимской песнью для органа, испытал явное влияние импрессионизма, а также Скрябина и Стравинского, Малера и Шенберга. Наиболее известен как автор 16 балетов и первый композитор, к которому обратился Сергей Дягилев в самом начале своего уникального театрального проекта «Русские сезоны».

Немецкая линия концерта — Мендельсон и Шуман. Творчество великого романтика Роберта Шумана представлено этюдом в форме канона для педального фортепиано – гибрида рояля и органа, снабжённого ножной клавиатурой по аналогии с органом. Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, композитор опирался на барочную традицию, создавая уникальные по форме и содержанию опусы. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.

Снежный вальс — вечер сюрпризов и открытий.

Программа: Петр Чайковский (1840–1893) Увертюра и Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик» (переложение для органа Егора Колесова); Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната для органа №5 op.65: Andante – Andante con moto – Allegro maestoso; Роберт Шуман (1810–1856) 4 эскиза для педального фортепиано op.58; Николай Черепнин (1873–1945) Херувимская песнь; Сергей Рахманинов (1873–1943) Вокализ op.34/14 (переложение для органа Жана-Поля Имбера); Александр Глазунов (1865–1936) Прелюдия и фуга ре минор op.98; Дмитрий Шостакович (1906–1975) Вальс из джазовой сюиты №2 (переложение для органа Жана-Поля Имбера).

Также в 16 часов в храм католического Францисканского монастыря святого Антония Падуанского чудотворца, по адресу Девятая Красноармейская, дом 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт), в цикле концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев» будет дан концерт «Ave Maria».

Аve Mariа — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошёл эту тему. Каждый из мастеров «услышал» молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками. Дуэт петербургских музыкантов, Юлия Старцева (сопрано) и Виталия Котова (орган), представляют уникальную программу, где наряду с известными, прозвучат практически незнакомые публике версии, в том числе, для органа соло. Вариант Баха-Гуно знаменит тем, что в качестве аккомпанемента французский композитор использовал до мажорную прелюдию Баха из первого тома Хорошо темперированного клавира. В 1852 году Шарль Гуно, развлекая публику в доме известного пианиста и хозяина салона Пьера Циммермана, на дочери которого впоследствии женился, сыграл очень удачную импровизацию на прелюдию Баха. Так родилась пьеса для скрипки или виолончели, названная «Размышления над прелюдией Баха до мажор». Пьеса в рекордные сроки обрела популярность, зазвучав в многочисленных салонах, и стала настоящей любимицей публики. В 1859 году впервые прозвучала молитва Ave Maria Баха-Гуно на канонический латинский текст. Автор этой идеи неизвестен, но в вокальном варианте пьеса родилась заново.

История другого шедевра, созданного Шубертом, очень интересна. Аve Mariа написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера» изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен, композитор положил на музыку семь. Третья песня Эллен начинается с обращения к Деве Марии – это мольба о помощи и защите из уст юной девушки. Текст Вальтера Скотта переведен на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева. Совсем иная история у Ave Maria, написанной властелином танго Астором Пьяццоллой. В оригинале музыка создана для солирующего гобоя с оркестром, и предназначена, как и бессмертный Oblivion, для вышедшего в 1984 фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV» с Марчелло Мастрояни и Клаудиой Кардинале в главных ролях. Оригинальное название пьесы – Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы стал известен ее вокальный вариант – Ave Maria, на стихи Роберто Бертоцци. Итальянская певица Мильва рассказывала, что в 1992 году, незадолго до смерти, Пьяццолла вручил ей рукопись со словами «Исполните, когда сочтете необходимым». Ave Maria была исполнена Мильвой впервые в 2000 году, после чего даже инструментальные варианты этого шедевра чаще всего исполняют под названием Ave Maria, настолько точно слова молитвы отражают удивительную умиротворяющую, трансцендентную атмосферу этой божественной музыки. Еще вас ждут версии Сен-Санса, Вьерна, Масканьи, а также шедевр, приписываемый Каччини, но оказавшийся мастерской мистификацией петербургского музыканта и композитора Владимира Вавилова. Органные варианты Ave Maria для представлены сочинениями наших современников из разных стран мира. Достойный финал концерта – знаменитый мотет Моцарта Exsultate, Jubilate, прославившийся виртуозной «Аллилуйя», написанной в стиле лирической арии, которой заканчивается сочинение. Этот шедевр, изначально написанный специально для знаменитого певца-кастрата Венанцио Рауццини, в наше время является одной из самых часто исполняемых арий в репертуаре сопрано.

Ave Maria — прикосновение к вечности.

Программа: Иоганн Себастьян Бах – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria; Луи Вьерн (1870–1937) Ave Maria для сопрано и органа; Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria для сопрано и органа; Кис Шоненбек (Kees Schoonenbeek, голландец) (1947*) Ave Maria для органа Пьетро Масканьи (1863–1945) Ave Maria; Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria; Алессандро Марчелло (1673–1747) – Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Адажио из концерта для гобоя с оркестром; Филипп Ромби (1968) Ave Maria; Астор Пьяццолла (1921–1992) Ave Maria; Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Мотет Exsultate, jubilate K165/158a, Allegro. Exsultate, jubilate, Recitativo. Fulget amica dies, Andante. Tu virginum corona, Allegro. Alleluja; Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Каччини).

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.