«Властелин Танго» и «Органные мистификации»

«Властелин Танго» и «Органные мистификации»
26 января
13:15 2023

Это и еще много интересного, волнующего и неповторимого, что может только дать человеку настоящая классика… Все это известные музыканты нашего города подарят вам на концертах под сводами римско-католических храмов северной столицы. Нужно лишь просто прийти на концерт.

Завтра в пятницу 27 января, в 19 часов 30 минут в Римско-католическом храме святого Станислава, по адресу: улица Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города», состоится концерт «Бах в дорийском ладу и властелин танго».

Бах в дорийском ладу и властелин танго — очередное музыкальное приключение с прекрасным концертным дуэтом. На этот раз скрипач, заслуженный артист России Марк Таубе и органистка, лауреат международных конкурсов Екатерина Маришкина предлагают провести вечер в неподражаемом обществе Баха, Вивальди и Пьяццоллы.

Токката и фуга ре минор «дорийская» написана во время пребывания Баха в Веймаре в 1707–1718, в период расцвета творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. В «Дорийской» явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян основательно изучал, сделав ряд уникальных органных транскрипций неистового венецианца.

Бах и Вивальди.  Две вершины эпохи барокко Германии и Италии. Два гения-небожителя, незаслуженно и надолго забытые.  Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Они никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов ради собственного удовольствия. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди!  Никогда не встречаясь, тем не менее, они стали соавторами ряда безусловных шедевров, проверенных временем.

Баха и Пьяццоллу разделяют века, но объединяет нечто большее – величайший гуманизм и универсальность их творчества. Под влиянием баховской полифонии Маэстро Нового Танго создал особую музыкальную форму – танго-фуга. Это уникальный выразительный стиль музыки XX века, полный драматизма и страсти, лирики и меланхолии. Удивительный синтез итальянской, испанской, немецкой культур. Открытие открытий: неожиданное и гениальное. В оригинале Ave Maria написана великим Астором для солирующего гобоя с оркестром и предназначена, как и бессмертный Oblivion, для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV», вышедшего в 1984 с Марчелло Мастрояни и Клаудией Кардинале в главных ролях.

Бах в дорийском ладу и властелин танго — музыка для всех.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор «Дорийская» BWV 538; Иоганн Себастьян Бах – Ферруччо Бузони (1866–1924) Чакона, обработка для скрипки и органа; Антонио Лучо Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах Концерт ре минор для органа; Антонио Лучо Вивальди Концерт до минор для скрипки с оркестром, обработка для скрипки; и органа Астор Пьяццолла (1921–1992) Milonga; Ave Maria, обработки для скрипки и органа; Ремо Джадзотто (1910–1998) Adagio (приписывалось Томмазо Альбинони).

Начиная с пятницы 27 января, а также в субботу и воскресенье в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания) пройдут органные концерты из цикла концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском».

Так, 27 января, на Ковенском, ровно в 20 часов будет дан концерт «BACH и Бахорама».

Это концерт харизматичной Марии Короновой. Бах и его великий предшественник, глава северно-немецкой органной школы Дитрих Букстехуде. Лучшие страницы летописи органной Франции: Видор, Мессиан, Хаким. Философский дух Германии и неповторимый флер Франции.

Органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха – не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в Космос. Музыкальный язык немецкого гения созвучен любой эпохе и неизменно вызывает сильнейший катарсис у любой публики. В течение всей жизни любимым инструментом Баха оставался орган, хотя писал он для самых разных инструментальных составов. Развернутый, исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор.

Шарль-Мари Видор — композитор и органист рубежа XIX-XX столетий, автор 10 органных симфоний, в течение 64 лет служивший органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис. Музыкант воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Именно его стараниями был установлен уникальный орган в Большом зале Московской консерватории, по сей день восхищающий своими возможностями органистов и публику.

Убежденный католик, композитор, органист, педагог, ученый-орнитолог Оливье Мессиан создал свою Вселенную, находясь в полной уверенности, что не придумал ничего нового. Осмысляя христианскую традицию в современной реальности новаторским музыкальным языком, мастер безоговорочно следовал доктрине Католической церкви.  «Бог среди нас» — апофеоз цикла из 9 медитаций молодого Мессиана «Рождество Господне».

Фантазия нашего современника Наджи Хакима «БахОрама» написана на самые известные мотивы из сочинений великого немца. Хаким — французской композитор и органист ливанского происхождения, ученик Жана Лангле и преемник Оливье Мессиана на посту органиста церкви Святой Троицы в Париже.

BACH и Бахорама — потрясающий органный квест!

Программа: Дитрих Букстехуде (1637–1707) Токката фа мажор BuxWV 156; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Partite Diverse Sopra Ach, was soll ich Sünder machen BWV 770; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга си минор BWV 544; Шарль-Мари Видор (1844–1937) Симфония №6 соль минор, op.42/2: II Adagio V Finale; Наджи Хаким (1955*) Бахорама (Фантазия на темы Баха); Оливье Мессиан (1908-1992) La Nativité: IX. Dieu parmi nous (Бог среди нас из цикла «Рождество Христово»);

Там же, на следующий день, в субботу 28 января, в 20 часов прозвучит концерт «Вспышка радости — от Баха до Мессиана».

Вспышка радости — концерт необычайно талантливого молодого органиста Александра Патрушина, заявившего о себе достаточно ярко. Музыкальную прогулку через века вы совершите в обществе немецких и французских композиторов.

Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Букстехуде прожил скромную жизнь, похожую на жизнь Баха с ежедневными обязанностями органиста и музыкального руководителя церковных концертов. Самобытный стиль мастера отмечен невероятным богатством фантазии, в его органной Вселенной свобода импровизации гармонично уживается с идеально выстроенной полифонией.

Великий магистр Музыки, чье мышление воистину космично, Иоганн Себастьян Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и…многое другое. И, конечно же, неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием. От хоральных обработок до грандиозных циклов, подобных звуковым фрескам. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом. Каждая из трех частей сонаты – маленький шедевр, подобный короткому, но необычайно емкому рассказу, где за несколько минут проходит целый калейдоскоп важнейших событий.

Творчество одного из величайших мастеров двадцатого века Оливье Мессиана – непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине Католической церкви. Вознесение (L`Ascension) — две из Четырех медитаций для симфонического оркестра Мессиана прозвучит в авторской органной версии композитора. Органные сонаты Августа Готтфрида Риттера, немецкого композитора, органиста-виртуоза, музыковеда и эксперта в органостроении, — лучшие страницы романтического органного репертуара. В них объединены богатейшие немецкие традиции, изучением которых он целенаправленно занимался при составлении своего глобального труда по истории органной музыки. Это настоящие шедевры подлинно симфонического масштаба.

Вспышка радости — пройдите путь от Баха до Мессиана.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ля минор BWV 543; Дитрих Букстехуде (1637–1707) Чакона до BuxWV 159: Прелюдия ми минор BuxWV 143; Иоганн Себастьян Бах Трио-соната № 3 ре минор BWV 527; Оливье Мессиан (1908–1992) Вознесение (L`Ascension): I Majesté du Christ demandant sa gloire à son Père (Величие Христа, просящего Отца прославить Его); II Transports de joie d`un âme devant la gloire du Christ qui est la sienne (Вспышка радости в душе перед Христом во Славе, которая и ее прославляет); Август Готтфрид Риттер (1811–1885) Соната для органа № 3, ля-минор op. 23;

Последним концертом на Ковенском, дом 7, станет воскресный концерт 29 января, который начнется в16 часов. Его название: «Под вечерней звездой: от Баха до Таривердиева».

Под вечерней звездой: от Баха до Таривердиева. За органом Елизавета Толмасова и Полина Курдюкова. Германия и Франция, две органные планеты, предстанут во всей полноте своего многообразия. Очарование немецкого барокко и романтизма, невероятные миры французского «симфонического» органа и Вселенная Микаэла Таривердиева.

Бах, вечный спутник любого концертирующего органиста, предстанет в окружении своих предшественников.

Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Мы никогда не узнаем, быль это или легенда, что провинциальный небогатый музыкант Бах копил деньги на путешествие в Любек для встречи с Букстехуде и преодолел сотни километров пешком по осенней распутице. Важно, что Букстехуде моментально разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна, назвав его своим дорогим собратом.

Николаус Брунс – немецкий органист, скрипач и композитор. Один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Николаус Брунс при жизни он был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа.

Продолжателю баховских традиций, величайшему композитору и блестящему органисту-виртуозу Феликсу Мендельсону по праву принадлежит первенство в создании нового жанра – романтической органной сонаты, в которой встретились барочные и романтические традиции, прелюдии и фуги, хоралы и вариации. Из множества импровизацией и эскизов для органа родились отдельные пьесы, впоследствии составившие основу Шести сонат, что вполне объясняет их эклектичность.

Блистательный ученик Франка и Видора Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар Короля инструментов.

Жан Арист Ален объединил в своих сочинениях самые разнообразные стили и жанры, Восток и Запад. Продолжая традиции своих великих наставников Марселя Дюпре и Поля Дюка, он также был созвучен выразительному языку Дебюсси и Мессиана. Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы услышим определенную связь с полифоническим баховским мышлением. Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Второй концерт для органа «Полифоническая тетрадь» был создан в 1987 году. Здесь композитор точно следует канонам барочного концерта, которые удивительно органично сочетаются с современным языком высказывания. Это дань классической органной традиции, пронизанная аурой XX столетия.

Под вечерней звездой — насладитесь лучшей органной музыкой!

Программа: Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия соль мажор; Луи Вьерн (1870–1937) Вечерняя звезда из цикла «24 Пьесы-фантазии»: Вестминстерские колокола op. 54; Жан Арист Ален (1911–1940) Литании AWV 100. Исполняет Елизавета Толмасова. Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия и фуга ми минор BuxWV 143; Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната №3 ля мажор op. 65: Con moto maestoso – Andante tranquillo; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ля минор BWV 543; Микаэл Таривердиев (1931–1996) Basso ostinato из Концерта для органа №2. Исполняет Полина Курдюкова.

И в этот же день — воскресенье 29 января, также в 16 часов в храме католического Францисканского монастыря Святого Антония чудотворца Падуанского, что на Девятой Красноармейской, дом 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт), в цикле «Органные воскресенья в монастыре францисканцев», прозвучит последний концерт этого органного уик-энда — «Бах и музыкальные мистификации».

Бах и музыкальные мистификации. Скрипка и орган. Космос Баха, романтический полет Мендельсона, музыкальные обманки Крейслера и…не только. Исполнят все это: Вероника Григорьева (скрипка) и Алие Абдурашитова (орган).

Бах — вечный спутник любого концертирующего органиста, некая постоянная ось, вокруг которой вращаются разнообразные устремления музыкантов-исполнителей и композиторов. Неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием. От хоральных обработок, до грандиозных циклов, подобных звуковым фрескам. В развернутом цикле из Токкаты с фугой ми мажор виртуозная токката соседствует с двумя грандиозными фугами. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления.

Шесть сонат — центр органной вселенной Мендельсона. Завершенные за два года до кончины композитора, они представляют собой удивительное соединение самых разнообразных форм, включая церковные хоралы и фуги, фантазии и вариации. Одним из основных жанров литургии была и остается хоральная обработка. Не обошел ее в своем цикле и Мендельсон: три из шести сонат написаны на темы церковных песнопений.

Один из шедевров репертуара Короля инструментов, Пассакалия фа диез минор композитора Христофора Кушнарёва, — его экзаменационная работа по полифонии во время обучения в Ленинградской консерватории. Она посвящена выдающемуся русскому органисту и педагогу Исайе Браудо — первый исполнитель этого сочинения, которому оно посвящено.

Скрипач-виртуоз и композитор Фриц Крейслер создал цикл скрипичных пьес «Классические рукописи» — 19 миниатюр, написанных в стилистике сочинений XVIII века. В целях мистификации он скрыл свое авторство, выдав пьесы за транскрипции. Параллельно шутник издал и свои стилизации старинных венских вальсов, которые подверглись уничтожающей критике и противопоставлялись транскрипциям как истинной музыке.

Пожалуй, самое известное сочинение, заявленное в это вечер, – хит Габриэля Форе «Пробуждение». Творческая жизнь выдающегося французского композитора, органиста, пианиста, дирижера, музыкального критика, — проходила в эпоху масштабных исторических перемен, а в чертах его стиля переплелись особенности двух столетий.

Бах и музыкальные мистификации — самое яркое музыкальное событие января.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ми мажор BWV 566; Фриц Крейслер (1875–1965) Прелюдия и аллегро в стиле Пуньяни; Иоганн Себастьян Бах Хоральные прелюдии Nun komm, der Heiden Heiland BWV 659-661; Габриэль Форе (1845–1924) Пробуждение; Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната ля мажор ор.65 №3: Con moto maestoso-Andante tranquillo. Джон Уильямс (1932*) Мелодия Ave Maria; Христофор Кушнарев (1890–1960) Пассакалия;

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.