Труд в блокадном кольце

Ровно восемьдесят лет назад войска Ленинградского и Волховского фронтов под командованием маршалов Леонида Говорова и Кирилла Мерецкова с ожесточенными боями вышли навстречу друг другу в южном Приладожье, освободив от врага небольшую полоску земли вдоль Ладожского озера. Однако это событие стало началом Ленинградской победы. Блокада города была прорвана и Северная столица получила, наконец, сухопутный коридор для связи с большой землей. Операция «Искра» — под этим названием прорыв блокады вошел в историю — через год обернется «Январским громом» — новой операцией, которая окончательно разрушит мощь Группы армий «Север», 900 дней терзавшей наш город, а ее последний командующий Георг Линдеман (так и не ставший фельдмаршалом, не взяв Ленинграда) капитулирует перед нашими войсками уже в Прибалтике.
Ленинградская победа — пример не только воинской доблести, но и мужества и сплоченности гражданского населения: рабочих, служащих, учащихся. А с ними и профессиональных союзов города, которые тогда объединяли большинство трудящихся.
Не случайно, в штаб-квартире Ленинградского областного совета профсоюзов (Леноблсовпроф) — Дворце Труда (на фото вверху — дворец в дни блокады. Макет — экспонат Музея истории профсоюзного движения СПб и ЛО во Дворце Труда) в блокаду был организован воинский госпиталь, а сами защитники прав трудящихся стали одними из организаторов жизни горожан в условиях небывалой осады.
Металлисты блокады
«Узка была полоска земли вдоль южного берега Ладоги, отбитой у противника, но нашему ликованию не было предела. И хотя мы продолжали жить в суровых фронтовых условиях, хотя нам не хватало тепла и света, хотя рационы по-прежнему оставались скудными, а враг продолжал сидеть на некоторых концевых трамвайный остановках и с еще большим ожесточением обстреливать город — ленинградцы стали уже другими. … Мы теперь были уверены — немцы штурмовать город не будут: теперь штурмовать будем мы», — это строки из блокадного дневника Георгия Кулагина, бывшего в годы блокады главным механиком «Ленинградского металлического завода» (ЛМЗ).
Мы не случайно начали именно с этого предприятия — знаковое для города в целом, оно стало знаковым и для его обороны. Заводской музей хранит память о том, что за годы войны и блокады в его цехах, многие из которых пострадали от ударов врага, был построен 71 танк, выпущено более 74 тысяч снарядов, свыше 116-ти тысяч мин, отремонтировано 347 танков, построено восемь бронепоездов.

1941 год. Строительство укрытий на территории ЛМЗ. Источник фото.
«Находясь под обстрелами старики, женщины и подростки работали героически и самоотверженно, — говорит председатель первичной профсоюзной организации ЛМЗ (АО «Силовые машины») Виталий Артюхин. — А враг стал наносить удары по заводу уже в первый день блокады — 8 сентября, когда над корпусами ЛМЗ появились сразу 9 немецких бомбардировщиков «Юнкерс».Они прошли сомкнутым строем и сбросили на завод зажигательные бомбы. Это был первый массированный налет гитлеровской авиации на наш город».
Все это время на заводе действовала его профсоюзная первичка. Ее главными задачами стали мобилизация металлистов на защиту предприятия — например, тушение тех же зажигательных бомб — а также забота о каждом заводчанине. А они были настоящими героями. Вспомним кочегара заводской котельной Евгения Митрохина, который во время бомбежки, с оторванной рукой предотвратил взрыв котла и гибель своих товарищей.
«Профсоюз ЛМЗ работал персонально с каждым работником. Если кто-то не вышел на работу — профактивисты шли к нему: живой или нет? Много людей было спасено таким образом, потому что их не забывали — навещали. Всего в блокаду от голода и бомбежек умер 3021 работник завода и, если бы не профсоюз, то жертв было бы гораздо больше», — уверен Виталий Артюхин.
Профсоюзная организация вела и учет всех погибших заводчан. «Знаем всех поименно. Кто и где похоронен на Богословском и Пискаревском кладбищах. Копии этих документов мы недавно передали в музей Пискаревского кладбища, где установлена и памятная доска в честь погибших работников ЛМЗ», — рассказал профлидер.

Запись на фронт работников ЛМЗ. 1941 год. Источник фото.
Герои с «Красного выборжца»
А по соседству с корпусами ЛМЗ работал «Красный выборжец» — металлургическое предприятие, также перешедшее на военные рельсы. Именно поэтому налеты и артобстрелы его цехов шли с такой же интенсивностью. И также, как и на ЛМЗ, «выборжцы» являли примеры героизма: скромные уборщицы становились бесстрашными наблюдателями на вышках Местной противовоздушной обороны во время бомбежек, простые механики — умельцами, превращавшими обычные автомобильные двигатели в электростанции, от которых питались станки, выпускавшие снаряды для фронта. И здесь вместе с работниками жил и работал их профсоюз.
Как свидетельствует в вышедшей в 1957 году книге «Столетие» бригадир литейщиков И.Львовский, заботы профсоюза простирались не только на тех, кто стоял у станков и плавильных печей, но и на заводскую амбулаторию, где лежали уже истощенные голодом заводчане. Суровой зимой 1942 года профсоюзная первичка добивалась установки в амбулатории печей для отопления, а также достаточного количества свечей и фонариков.
Знаменательно, что именно «Красному выборжцу» совместно с Ленинградским монетным двором выпала особая честь — отчеканить медаль «За оборону Ленинграда». В его цехах происходила плавка латуни и прокат латунной ленты, из которой после вырубали основу будущей медали.
Пять нитей жизни или прорыв энергетической блокады Ленинграда
Электротехники в осаде
Среди тех, на чьей груди вскоре засияла эта медаль были и работники завода «Электросила». Как рассказывает его профлидер Борис Шмелев, завод продолжал работать все 900 дней блокады, хотя основные мощности были выведены в Новосибирск.
«Те, кто остался в Ленинграде ремонтировали электродвигатели и генераторы для тепловых электростанций, работавших в черте города. В то же время продолжался выпуск электротехнической продукции, при чем разрабатывались ее новые модели! К обычной продукции завода — электротехнике — прибавилась и оборонная, например, гильзы для снарядов. Выпускал завод и весьма нужные в блокадном городе бытовые товары. Это механические карманные фонарики «Жучки». Они питались электричеством от встроенного в них маленького генератора, который приводился в действие частым нажатием на рычаг. Это была помощь ленинградцам, вынужденным ходить по неосвещенным улицам города», — рассказал Борис Шмелев.
К сожалению, сведений о профсоюзной первичке сохранилось совсем мало, но и здесь она действовала все 900 дней блокады всего лишь в четырех километрах от фронта.

Ленинградский рабочий у станка во время блокады. Источник фото.
«С толстой сумкой на ремне»
Связь — это жизненно важная система блокадного города. Под артиллерийскими обстрелами приходилось прокладывать линии связи, почтальоны и доставщики телеграмм во время артобстрелов, ползком, перебежками в сроки доставляли корреспонденцию. Своим героическим трудом связисты обеспечивали бесперебойную работу телефонно-телеграфных линий вблизи передовых позиций и связь между тылом и фронтом, а также работу городской радиотрансляционной сети. А их самих поддерживал профсоюз.

Почтальон блокадного Ленинграда у городского почтамта 1943 год. Источник фото.
Как рассказала председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Профсоюза работников связи России Елена Довгалева, из хроники тех лет известно, что даже в самые тяжелые месяцы блокады областной комитет Профсоюза работников связи не прекращал свою работу.
«В первую очередь решались вопросы оказания материальной помощи работникам, семьям фронтовиков и истощенным. Обком также занимался эвакуацией детей связистов вместе с детскими садами и пионерлагерями, с последующим контролем, переводом денег и передачей посылок. Оставшимся взрослым ближе к лету он помогал в получении семян и рассады для огородничества. В то же время, профсоюз поддерживал соревнования среди связистов, стахановские школы, рационализаторство, производственные совещания. Так, например, в Ленинградском почтамте работники соревновались за лучшее обслуживание клиентов, своевременную доставку корреспонденции. Газету «Ленинградская правда» жители города получали в день выхода со второй доставкой. Письма опущенные в любом районе города до 12 часов дня, доставлялись адресату в тот же день до 21 часа. Успешной работе почтальонов способствовал объявленный обкомом общественный смотр доставки корреспонденции и газет. Итоги обсуждались, и лучшие почтальоны отмечались денежными премиями и почетными грамотами. Киоскеры также не прерывали своей работы распространяя газеты», — рассказала профлидер.

Огород возле Исаакиевского собора. Источник фото.
Как вспоминает очевидец тех событий — член Профсоюза работников связи России Антонина Гломадова, работники отвечали на эту заботу своей ответственностью за порученное дело.
«Во время войны и блокады почтовые работники были очень сплоченные. Наше отделение связи № 193012 находилось рядом с Обуховским заводом, поэтому очень часто бомбили. Мы доставляли письма, а иногда и похоронки, поэтому понимали какую работу выполняли. Когда несли письма или похоронки, обязательно заходили в квартиру, разговаривали, поддерживали родных. Поэтому очень часто, жители приходили и благодарили за работу почтальонов. Дети работников, которые во время войны находились с родителями всегда помогали и в отделении, и в доставке до адресатов. Было холодно, голодно, но находили в себе силы работать и даже иногда слушать репродуктор, который был в отделении. Слушали новости с фронта, слушали песни. Коллектив отделения выжил, мы более молодые равнялись на старших, таких как почтальон Мария Васильевна Смирнова, которой в блокаду было 80 лет! Она всегда нас, молодых подбадривала своей самоотверженностью», — рассказывает ветеран, бывшая тогда 19-летним заместителем начальника отделения связи.
Подвиг и за прилавком
В условиях голода и острой нехватки продовольствия настоящий подвиг совершили и работники торговли. Отраслевой профсоюз — ныне носящий название «Торговое единство» — мобилизовал своих членов для проведения учета остатков продовольствия и пищевого сырья на базах и складах, чтобы использовать их для снабжения всего города. С начала 1942 года для поддержания ослабевших от голода работников, при содействии Профсоюза работников торговли, было организовано лечебное питание по повышенным нормам в стационарах при заводах и фабриках.
На многие тысячи рублей шел счет собранным работниками торговли по призыву профсоюза вещам для красноармейцев и краснофлотцев. Не один раз труженики торговли — как и представители других отраслей — перечисляли свои однодневные заработки на нужды фронта.
Являли они и личный героизм, реализуя и распределяя продукты, и умирая при этом от дистрофии. Или просто жертвуя собой, как это было в магазине №22 Кировского райпищеторга, где после попадания вражеского снаряда директор магазина Лидия Щепина, будучи раненой, сначала организовала помощь и эвакуацию пострадавших покупателей, и только потом, истекая кровью, сама обратилась за медицинской помощью.
Движение — жизнь
Дорога жизни… Обычно на память сразу приходит ледовая ладожская трасса. Подвиг ее водителей у всех на слуху. Но от них эстафету принимали железнодорожники. Об этом сегодня нам напоминают особые — памятные километровые столбы Ириновского направления, установленные от Финляндского вокзала до станций «Ладожское озеро» и «Невская дубровка» на всем протяжении пути. Подчеркнем, что уже спустя 17 дней после прорыва блокады в Ленинград со станции Волховстрой-1 отправился первый поезд с продовольствием.

Художник М.В.Петров-Маслаков «Первый поезд „Дороги Победы“». Источник иллюстрации.
Как рассказали в Дорожной территориальной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на Октябрьской железной дороге, уже в первые дни войны движением под лозунгом: «Все для фронта, все для Победы!» руководил именно профсоюз. При его участии создавались боевые дружины, отряды народного ополчения, формировались партизанские отряды на оккупированных территориях. В тылу профсоюзные активисты организовали помощь блокадному Ленинграду и, конечно же обеспечивали работу Дороги жизни.
Профсоюзные организации на Октябрьской магистрали также участвовали в работе по обучению и подготовке бойцов-лыжников, медсестер, в сборе теплых вещей для фронта и средств в Фонд обороны, проведению субботников и воскресников.
«Ведь мы же с тобой ленинградки, мы знаем, что значит война»
Так поступали все
Так трудились практически все работники Ленинграда, и их отраслевые профсоюзы. Можно много говорить о том, как профсоюз организовывал соревнование среди жилищно-коммунальных предприятий за самый чистый двор, что помогало избавить город от угрозы эпидемий, а еще поднять и боевой дух людей. Можно вспомнить и многочисленные огородные комиссии при месткомах, распределявших между работниками грядки в садах парках, скверах и на пустырях. Все это спасло не одну сотню жизней.
Профсоюзы мобилизовали своих членов на борьбу с последствиями блокадных зим, восстановление движения городского транспорта, создавали курсы повышения квалификации, школы передового опыта «Средь крови, железа и льда» занимались трудоустройством, помогали семьям фронтовиков, окружая их товарищеским вниманием по призыву Леноблсовпрофа, не забывали и тех, кого искалечила война. Организовывали сдачу крови для раненных бойцов.
Отдельная тема — подвиг медиков Ленинграда и их отраслевого профсоюза. Десятки тысяч раненых после бомбежек и обстрелов, больные цингой, авитаминозами, а после и сыпным тифом, дистрофия у детей и взрослых. Все это требовало от медиков чрезвычайно напряженной работы. В дни блокады под руководством профессора Ленинградского педиатрического института Александра Тура была разработана специальная диета для дистрофиков и больных другими болезнями. Строгий учет рабочего времени и рабочую дисциплину помогал поддерживать профсоюз, заботясь и о самих медработниках, помогая им выжить и выстоять в эти тяжелые дни.
Заметим, что уже вскоре после снятия блокады для ленинградских рабочих и служащих открылись профсоюзные здравницы, а еще раньше — зимой 1942 года для маленьких жителей блокадного города была организовала Новогодняя елка.
Так, профсоюзы Ленинграда вместе со всеми его жителями испили до дна чашу страданий, принесенных войной и блокадой, по праву они разделили с ними и славу Ленинградской победы.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий