«Венок Рождества» сплетен для вас

«Венок Рождества» сплетен для вас
22 декабря
14:20 2022

С 23 декабря 2022 по восьмое января 2023 года в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге будут звучать концерты V органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля пройдут в четырех храмах с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами.

Так, в преддверии Рождества по западному календарю — 23 декабря, в пятницу, в 19 часов 30 минут, в Римско-католическом храме Святого Станислава, по адресу: улица Союза Печатников, дом 22, прозвучит первый концерт «Времена года и музыкальные мистификации».

Подарите себе удивительное предпраздничное настроение в чудесной компании скрипки, виолончели и органа. Времена года Пьяццоллы — это четыре больших танго. Великий Астор назвал свой цикл Cuatro Estaciones Portenas, намекая словом «рorteno» на тех, кто родился и обитает в тесноте узких улочек портовых кварталов Буэнос-Айреса, именно там, где родилось аргентинское танго. Когда на европейском календаре зима, в Аргентину приходит жаркое лето. Правда, не на три, а почти на пять месяцев. Именно поэтому участники концерта остановили свой выбор на Весне и Лете — пусть будет немного новогодней непредсказуемости и рождественского волшебства!

Одна из самых нашумевших музыкальных «обманок» — культовое Адажио Альбинони, на самом деле принадлежащее перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто. По его словам, эта пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном им в 1945 на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных сочинений второй половины XX века, неоднократно использовалось в кино.

Очень часто, музыка, созданная несколько веков назад, становится настолько популярной, что мы не задумываемся о её авторе. Например, бессмертный Канон ре мажор Иоганна Пахельбеля, самого известного и талантливого композитора южнонемецкой школы эпохи барокко. Написанный к собственной свадьбе, Канон ещё при жизни его создателя пользовался большой популярностью, но, как это бывает, со временем композитора забыли и открыли заново лишь в двадцатом веке. Партитура была напечатана в 1919 году, а в 1929 — сделана аранжировка. В 1940 Артур Фидлер — дирижёр легендарного Бостонского симфонического оркестра популярной музыки, сделал первую запись возрождённого шедевра. Пик популярности Канона наступил в 1968, благодаря оркестровой записи под управлением французского дирижёра Жан-Франсуа Пайяра. И, наконец, в 1980 году, после использования Канона в саундтреке к культовому фильму американского режиссёра Роберта Редфорда «Обыкновенные люди», слава достигла воистину немыслимых масштабов, а знакомую и любимую музыку мы по сей день слышим в многочисленных песнях, фильмах и рекламных роликах.

Ожидание Рождества просто невозможно без звучания Ave Maria — самой искренней и великой молитвы, обращённой к Пречистой Деве. Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошёл эту тему. Каждый из мастеров «услышал» эту молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками. Самая известная Ave Maria Франца Шуберта написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера» изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен, композитор положил на музыку семь. Третья песня Эллен начинается с обращения к Деве Марии – это мольба о помощи и защите из уст юной девушки. Рождественского настроения добавит и Пастораль Йозефа Габриэля Райнбергера — мастера контрапункта и композиции, создателя чудесных по своей мелодичности шедевров. «Музыка — выше слов; она начинается, когда слов больше недостаточно», — сказал как-то композитор. Яркие акценты вечера — мировые рождественские хиты.

Времена года и музыкальные мистификации — праздник для вас!

Программа: Астор Пьяццолла (1921–1992) Времена года в Буэнос-Айресе: Весна – Лето Йозеф Габриэль Райнбергер (1839–1901) Пастораль из цикла «6 пьес для скрипки и органа op.150» Камиль Сен-Санс (1835–1921) Кантабиле из оперы «Самсон и Далила» Иоганн Пахельбель (1653–1706) Канон Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria Астор Пьяццолла (1921–1992) Либертанго Томазо Джованни (1910–1998) Адажио (приписывалось Томазо Альбинони) Джон Уильямс (1932) Саундтрек к кинофильму «Список Шиндлера» Frank Sinatra Let It Snow! We Wish You a Merry Christmas

Исполнители: Евгения Шереметьева, скрипка Галина Чмерина, виолончель Екатерина Александрова, орган

 

В этот же день — 23 декабря, в пятницу, но чуть позже в 20 часов 15 минут, в Римско-католическом храме Успения Пресвятой Девы Марии, на 1-й Красноармейской, дом 11 (станция метро Технологический институт), прозвучит концерт «Ave Maria». Открытие фестиваля «Венок Рождества»

Ave Maria — что может быть прекраснее накануне Рождественского сочельника? Фестиваль откроют замечательные петербургские музыканты Лилия Кузнецова (орган) и Самира Галимова (сопрано).

Аve Mariа — вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве. Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошёл эту тему. Каждый из мастеров «услышал» эту молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками. Вариант Баха-Гуно знаменит тем, что в качестве аккомпанемента французский композитор использовал до мажорную прелюдию Баха из первого тома Хорошо темперированного клавира. История другого шедевра, созданного Шубертом, очень интересна. Аve Mariа написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера» изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен, композитор положил на музыку семь. Третья песня Эллен начинается с обращения к Деве Марии – это мольба о помощи и защите из уст юной девушки. Текст Вальтера Скотта переведен на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева. А вот признанный шедевр, приписываемый Каччини, оказался мастерской мистификацией петербургского музыканта и композитора Владимира Вавилова.

Специальный гость вечера — Вольфганг Амадей Моцарт. Знаменитая виртуозная «Аллилуйя», написанная в стиле лирической арии, которой заканчивается мотет Exsultate, Jubilate, изначально была создана специально для знаменитого певца-кастрата Венанцио Рауццини, но в наше время является одной из самых исполняемых арий в репертуаре сопрано.  Ave verum — удивительный по своему мелодизму мотет, написанный Моцартом в последний год жизни. Panis Angelicus — самое известное сочинение выдающегося органиста и композитора, главы романтической органной школы Сезара Франка. Это предпоследняя строфа текста гимна Sacris Solemnis, написанного Фомой Аквинским для Праздника Тела и Крови Христовых. Отдельное сочинение, созданное для тенора, арфы, виолончели и органа, композитор впоследствии включил в свою мессу — Messe à troi voix. Сольный орган представлен сочинениями Баха, Мендельсона и Райнбергера. Фантазия соль мажор (Piece d’Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было принято в подобных сочинениях во Франции.

Творчество Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Окончив Мюнхенскую консерваторию в возрасте пятнадцати лет, Райнбергер вернулся в нее в двадцать, чтобы начать свою собственную долгую преподавательскую карьеру, за время которой воспитал выдающихся органистов, пианистов, композиторов и дирижеров. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал чудесные по своей мелодичности шедевры.

Непревзойденный виртуоз орган Мендельсон возродил интерес к безграничным возможностям Короля инструментов, создав революционный жанр романтической сонаты для органа. Цикл из Шести сонат – центр органного мира композитора. Они включают в себя все многообразие форм, отдавая дань многовековой традиции хоральных обработок. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. В первой части сонаты № 3 звучит хоральная тема, перерастающая в масштабную фугу, а финал перекликается со знаменитыми «Песнями без слов».

Ave Maria — проникновенный декабрьский вечер в ожидании Рождества.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль мажор BWV 572 Ария Schafe können sicher weiden (Овцы могут пастись спокойно) из Охотничьей кантаты Was mir behagt, ist nur die muntre Jagd BWV 208 Иоганн Себастьян Бах – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Мотет Ave verum corpus KV 618 Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната № 3 ля мажор op.65: Allegro maestoso – Andante tranquillo Сезар Франк (1822–1890) Panis angelicus из Торжественной мессы ля мажор op.12 Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria: Ля мажор Си-бемоль мажор Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Allegro moderato из Сонаты для органа № 16 соль-диез минор op.175 Ave Maria op.157/6 Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини) Вольфганг Амадей Моцарт Alleluja из Мотета Exsultate, jubilate (Ликуйте, радуйтесь) KV 165

И еще одним фестивальным событием в пятницу 23 декабря, ровно в 20 часов, под сводами Римско-католического храма Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), станет концерт «Под звездным небом».

Это концерт потрясающей органистки Лилии Печенкиной накануне Рождественского сочельника, в котором пересекутся две органные державы — Германия и Франция.

Рождество — самый главный праздник западного литургического календаря. Это удивительное время, исполненное радости, света и любви, и, конечно же, совершенно особой, прекрасной музыки. Философские размышления Баха и Букстехуде, неповторимый лиризм Брамса и Шумана, медитации Мессиана и симфонический размах Видора и Карг-Элерта. Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох – барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Не менее интересно и обращение мастера к циклам из прелюдий с фугами. Его особый и самобытный стиль объединил многочисленные традиции немецкой композиторской школы.

Творчество Шумана, другого немецкого гения-романтика, представлено одним из этюдов в форме канона шестичастного цикла для педального фортепиано — инструмента, снабжённого ножной клавиатурой по аналогии с органом. В изысканном и узнаваемом музыкальном почерке Карг-Элерта сконцентрировались черты переходной эпохи. 66 хоральных импровизаций — первое сочинение музыканта для органа, которое сразу же поставило его в один ряд с выдающимися композиторами его времени, писавшими для Короля инструментов. Благодаря этому сочинению, композитор привлёк к себе всеобщее внимание, а в Англии и Австралии стали устраивать фестивали органной музыки в его честь. Родоначальником жанра органной симфонии – Шарлем Мари Видором написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Творчество одного из величайших творцов двадцатого века Оливье Мессиана – непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине Католической церкви.  Сюрприз концерта — потрясающее попурри, в котором встретятся Уильямс и Керри, Чайковский и Хачатурян, Цой и Гребенщиков и…не только.

Под звездным небом — отыщите свою звезду!

Программа: Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия ми минор BuxWV 142 Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Allein Gott in der Höh sei er BWV 676 Роберт Шуман (1810–1856) Шесть пьес канонической формы N 4 Innig Иоганнес Брамс (1833–1897) Прелюдия и фуга ля минор WoO 9. Зигфрид Карг-Элерт (1877–1933) Unter dem gestirnten Himmel op.108 (Под звездным небом) Шaрль-Мари Видор (1844–1937) Симфония для органа N 6 соль минор, I Allegro Оливье Мессиан (1908–1992) II-III части из цикла L’Ascension (Вознесение) Попурри на музыку: Марайя Керри, Джон Уильямс, Евгений Крылатов, Арам Хачатурян, Георгий Свиридов, Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Игорь Корнелюк, Владимир Дашкевич, Пётр Чайковский

Там же на Ковенском, дом 7, но уже в сам день Рождества Христова по Григорианскому календарю — 25 декабря, в воскресенье, ровно в 16 часов будет дан органный гала-концерт «Фанфары Рождества».

Первый католического Рождества день, исполненный радости и света, ознаменуется роскошным гала-концертом любимых петербургских музыкантов. Под сводами одного из самых красивых храмов Петербурга зазвучат труба и орган, голос и ансамбль саксофонов.

Германия и Италия, Испания, Франция и Россия, россыпи барочных фейерверков и нежность романтической пасторали, задушевность колядок и торжественность рождественских гимнов, волшебство зимних снов и… китайские регтаймы! Да, все это возможно — настало время негаданных чудес и нечаянных радостей. Вечер откроется светлым и праздничным звучанием чудесного рождественского гимна Adeste fideles («Придите, верные»). Старейшая рукопись гимна, датированная 1743 или 1744 годом, была обнаружена во Франции в бумагах английского католика в изгнании Джона Френсиса Уэйда. Властелин органа Иоганн Себастьян Бах представлен одной из трио-сонат, вошедшей в шестичастный цикл, изначально созданный для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но и ставшего знаменитым органистом. «Если музыка Баха — это храм, то музыка Генделя — дворец», — сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы!

Современники Георга Филиппа Телемана — друга Иоганна Себастьяна Баха,— высоко ценили его творчество. При жизни он был настолько популярен, что многочисленные города и княжеские дворы оспаривали его друг у друга, а его слава дошла и до России. Несходство творческих предпочтений музыкантов не помешало дружбе Телемана и Баха. Более того, Георг Филипп даже стал крестным отцом одного из сыновей Баха — Карла Филиппа Эммануила — выдающегося композитора своего времени.

Густав Меркель – ученик Шумана и Райсигера. В его творческом наследии – сонаты, прелюдии, фантазии и фуги для органа, камерная инструментальная музыка с органным сопровождением. Большой популярностью пользуются сочинения композитора для органа в четыре руки. Итальянский лучик концерта — Антонио Вивальди, солнечный венецианец, чья надолго забытая музыка, возродившись вновь, не перестает восхищать нас по сей день. Пьетро Йон — американский органист и композитор итальянского происхождения, один из крупнейших американских авторов церковной музыки первой половины ХХ века. Колядки, праздничные песни, повествующие о рождении Иисуса Христа, в Польше начали сочинять и петь в конце XIV — начале XV века. Они стали неиссякаемым источником вдохновения для многочисленных музыкантов. Так Lulajże, Jezuniu (Баю-бай, Иисусе) использовал в своем знаменитом скерцо си минор гениальный польский композитор Фредерик Шопен. Это чудесную колыбельную полюбил и Хосе Каррерас. Культовый тенор перевел ее на испанский язык и включил в свой репертуар. А вот наш современник Роб Петерс написал на нее органные вариации. Молитва Олега Янченко, патриарха российской органной школы, на тему итальянского композитора Лоренцо Перози – эхо позднеромантической традиции. Яркие акценты концерта — неподражаемая звукопись Дебюсси и испанские ритмы Альбениса.

Фанфары Рождества — праздник начинается!

Программа: Рождественский гимн Adeste fidelis, аранжировка Сэмюэла Уэббе (1740–1816) Георг Филипп Телеман (1681–1759) Концерт для трубы I часть, обработка для трубы и органа Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Gloria In excelsis Deo, обработка для трубы и органа Густав Меркель (1827–1885) Рождественская пастораль ор. 56 Роб Петерс (1969*) Вариации на тему польской колядки Lulajze Jezuniu op.111 Олег Янченко (1939–2002 ) Рождественские сны Алессандро Пьетро Йон (1943*) Рождество в Сицилии IPY 5 Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Трио-соната ми-бемоль мажор BWV 525, III Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт ре мажор RV93 I часть Исаак Альбенис (1860–1909) Севилья из Испанской сюиты Клод Дебюсси (1862–1918) Девушка с волосами цвета льна Маленький негритенок Жан Матита (1952*) Китайский регтайм

Исполнители: Чжао Иньчжун, бас (КНР) Лауреаты международных конкурсов Алексей Иванов, труба Мария Лобецкая, орган Екатерина Маришкина, орган Ансамбль саксофонов художественный руководитель Константин Андреев

И еще одним праздничным концертом 25 декабря, в воскресенье, также в 16 часов по традиции станет концерт в храме католического францисканского монастыря Святого Антония Чудотворца, по адресу 9-я Красноармейская улица, дом 10А (станции метро: Балтийская, Технологический институт). Это будут «Сны и сказки Рождества».

Это праздничный подарок в первый день Рождества от выдающегося петербургского органиста Юрия Семенова. Загадочная история трех апельсинов и пасторальная тишина, неспешность колыбельной и мощь хоралов… Бах и Прокофьев, Мендельсон и Франк — лучшие страницы органной истории будут перевернуты специально для вас!

Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи, Иоганн Себастьян Бах, тем не менее прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Далеко не все эти шедевры вошли в пять сборников, сформированных самим Бахом. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, на самом деле, не является единым двухчастным циклом, а создана Бахом в качестве начала и завершения «Органной мессы», изданной как третья часть «Клавирного упражнения». Тем не менее, эти две части объединены символикой Святой Троицы: три темы в Прелюдии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов и тональность с тремя бемолями при ключе.

Особый интерес вызывает опус гениального композитора и пианиста Ференца Листа по сочинению, написанному Отто Николаи к юбилею Кёнигсбергского университета в 1844 году для большого оркестра, хора и органа получившему название «Праздничная церковная увертюра на хорал Ein feste Burg ist unser Gott».

Шесть Сонат занимают центральное место в органном творчестве Феликса Мендельсона. Завершенные за два года до кончины композитора, они представляют собой удивительное соединение различных форм и жанров: это церковные хоралы, фуги, фантазии, вариации, а число частей варьируется от двух до четырех. Одним из основных жанров в литургии была и остается хоральная обработка, которую не обошел вниманием в своем цикле и Мендельсон: три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. Убежденный «бахианец» Сезар Франк, бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы. Блестящий ученик Франка и Видора, Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии и удивительные циклы органных миниатюр по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. В этот вечер у вас появится уникальная возможность сравнить, как разные композиторы по-разному «слышали» колыбельные. Прозвучит колыбельная Луи Вьерна и колыбельная Игоря Стравинского из легендарного балета «Жар-птица».

Сны и сказки Рождества ждут вас!

Программа: Сергей Прокофьев (1891–1953) Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» Игорь Стравинский (1882–1971) Колыбельная из балета «Жар-Птица» Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия ми-бемоль мажор BWV 552/1 Пастораль фа мажор BWV 590 Хоральная прелюдия Liebster Jesu, wir sind hier BWV 731 Ференц Лист (1811–1886) Церковная праздничная увертюра на хорал Ein feste Burg ist unser Gott Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната си-бемоль мажор op.65 № 4: Allegrо con brio – Andante religioso – Allegretto – Allegro maestoso Луи Вьерн (1870–1937) Колыбельная из сборника «24 характерных пьес для органа» Сезар Франк (1822–1890) Хорал ми мажор

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.