Художники приглашают к столу

Художники приглашают к столу
16 декабря
16:57 2022

О чем может рассказать сервиз? Не смейтесь… Очень и очень о многом. Если чашки, блюдца, тарелки, соусницы, креманки — изготовленные из настоящего фарфора — расписаны с любовью и вдохновением ведущими художниками-фарфористами Императорского фарфорового завода — одного из старейших петербургских предприятий, основанного еще по повелению императрицы Елизаветы Петровны. Здесь на «Порцелиновой мануфактуре», как некогда именовался завод, и где работал сам Дмитрий Виноградов — отец русского фарфора, не просто чтут традиции, а творчески переосмысливают их в соответствии с эпохой.

На этот раз сервизы, расписанные Анной Трофимовой, Виолеттой Шаль, Верой Бакастовой, Галиной Белаш, Сергеем Русаковым и другими маститыми и еще молодыми мастерами ИФЗ, рассказали нам о скором праздновании Нового года и Рождества.

Выставка их работ так и называется — «Приглашение к столу». Открылась она на минувшей неделе в Галерее Императорского фарфорового завода.
О том, как менялся русский фарфор от эпохи к эпохи, от императора к императору или императрице на торжественной церемонии открытия выставки рассказала генеральный директор ИФЗ Татьяна Тылевич.

«Во времена императрицы Екатерины Алексеевны завод делал на 50 и 100 персон. При императоре Павле — который вел более уединенный и скромный образ жизни — мода на фарфор меняется. Появляются сервизы тет-а тет», — совершила она экскурс в историю.

Истоки вдохновения

Однако в наши дни в выставочной галереи ИФЗ можно увидеть сервизы разных эпох… Но сегодня главной темой стали зимние праздники. Откуда же черпали художники — наши современники свое вдохновение.

Сервиз «Морские звезды». Художник Анна Трофимова

Сервиз «Морские звезды». Художник Анна Трофимова

Одна из них Любовь Цветкова, признанный мастер своего дела, неоднократный участник российских и зарубежных выставок, призналась что полетом своей творческой фантазии обязана Эрмитажу и Гансу Христиану Андерсену.

«Каждый раз Новый год начинается для меня уже в начале декабря в Эрмитаже на выставке. Это предвосхищение праздника. Темой для своего новогоднего сервиза выбрала сказку “Снежная королева”», — рассказала она. Так, от прибора к прибору совершается описанное великим датским сказочником путешествие Герды, ради спасения Кая из плена Снежной королевы. Мы видим Герду на северном олене, а рядом зимние пейзажи города. Да, да… Ведь сервиз-то все же петербургский!

А далее в зале — помимо оригинальных новогодних сервизов — нас ждут украшенные фарфоровыми шарами елки, яркие фарфоровые зайцы и даже кошки, а также белые медведи и, конечно же, Снегурочка… А рядом картины с видами Петербурга….

Логично, что первыми — после того, как Татьяна Тылевич перерезала голубую ленточку — в это порцелиновое королевство вступили его главные граждане — художники ИФЗ.

Анна Трофимова

Анна Трофимова

Вот перед нами настоящий морской сервиз, отсылающий нас своим рисунком к морской тельняшке,  а своей белизной — к северным широтам. Его название  — «Морские звезды».  Между приборами большие белые мишки, а рядом с ними новогодние елочные шары. Это творение Анны Трофимовой, как почти все художники ИФЗ, она выпускница Мухинского училища — ныне Академии имени А.Л.Штиглица. Откуда берется вдохновение? Этого Анна сказать не может. Оно просто приходит и все…

Перелом в судьбе

А ее коллега — Татьяна Афанасьева вспоминает, что еще в юности — мечтая стать живописцем — она вдруг увидела на выставке знаменитый сервиз «Цветущий кобальт» известного советского художника Владимира Городецкого… «Так, наступил перелом в судьбе. После которого был только фарфор», — вспоминает она.

На этот раз, представленные на выставке два ее сервиза также отсылают нас к советскому прошлому. «Их роспись я выполнила на старой форме еще одного знаменитого советского художника, работавшего на Ленинградском фарфоров заводе имени М.В.Ломоносова (как тогда назывался ИФЗ) — Серафимы Яковлевой. Эту форму Серафима Евгеньевна создала еще в 1949 году.

«Эту форму сервиза даже хотели даже снять с производства, как устаревшую, но я осовременила ее, взяв, как основной элемент росписи, взяла полоску. Хотя, замечу, это традиционный декор для фарфора от XVIII до XXI века. Полоску можно хорошо варьировать. В моем случае, синяя полоска подчеркивает красный цвет», — рассказала Татьяна Афанасьева.

Собственно, как заметила художница, на ее столе не один, а два сервиза. Первый — синяя полоска с золотом, другой — с красным, тем самым «цветущим кобальтом».

«Вместе они дополняют друг друга. Все предметы у меня выполнены так что полоска проходит по всей его форме, заходя за разные изгибы и как бы не прерывается. Кстати, то все это цвета нашего — российского флага», — поведала она, заметив, что ее сервизы могут быть отличным подаркам не только дамам, но и мужчинам.

Татьяна Афанасьева (слева) и ее сервиз.

Итак, Императорский фарфоровый по-прежнему верен своим традициям, когда буквально каждый маленький прибор обновится предметом высокого искусства….

Ну а как же живется и работается здесь тем, кто создает это порцелиновое чудо каждый день. О социальном микроклимате на предприятии и о гарантиях, на которые могут рассчитывать художники и не только они, но и все труженики ИФЗ, нам рассказала председатель его первички Наталья Ястребова.

«На предприятии действует коллективный договор, а это самое главное! Среди гарантий, предусмотренных коллективным договором отмечу материальную помощь от работодателя в различных ситуациях, частичная оплата детского оздоровительного отдыха для детей работников и многое другое. Ветеранам завода предусмотрены ценные подарки — заводские сервизы. В целом на заводе сложился хороший социальный микроклимат. Отношение профсоюза и работодателя носят партнерский характер, что позволяет нам и далее стараться улучшать условия труда наших работников», — сказала она.

Кстати, профлидер подчеркнула, что среди художников, чьи работы представлены на выставке также есть члены профсоюза, причем активные. «Например, Татьяна Афанасьева или Любовь Цветкова, которая верна профсоюзу все годы работы на заводе», — заметила она.

Порцелиновый Петербург выглядит примерно так.

Порцелиновый Петербург выглядит примерно так.

Нам остается лишь добавить, что в преддверии новогодних и рождественских праздников выставка продолжает свою работу в помещении Галереи современного искусства фарфора Императорского фарфорового завода по адресу: проспект Обуховской обороны, 151 (станция метро Ломоносовская).

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.