Вспомним о Бахе!

Вспомним о Бахе!
15 декабря
13:48 2022

В этом нам помогут «Чистые воды» органной музыки. Особенно, если за органом сразу двое. «В ожидании Рождества» провести время с «Королем инструментов» — что может быть лучше? А всего лишь надо прийти на концерт…

Уже завтра в пятницу 16 декабря, в 19 часов 30 минут, в Римско-католическом храме святого Станислава, по адресу: улица Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города», состоится концерт «Воспоминание о Бахе и чистые воды».

Бах и чистые воды — за органом Виталия Котова. Изыски Куперена и космос Баха, мощь Вьерна и философская лирика Франка: безграничные возможности органа откроются в течение одного вечера.

Франсуа Куперен — непревзойденный мастер рококо, ещё при жизни получивший титул «Великий», представитель одного из самых больших музыкальных семейств Франции XVII-XVIII веков. Основу творческого наследия Куперена составляют сочинения для клавесина: это более 250 пьес, изданных в четырех сборниках. Богатство фантазии Великого Мастера воплотилось в его программных пьесах, имеющих самую разную направленность: портретную, пейзажную, жанровую. Важная часть наследия композитора – его органные мессы. По мнению некоторых музыкальных критиков, на них учился сам Иоганн Себастьян Бах, представленный в концерте циклом из Прелюдии и фуги ми мажор, где виртуозная токката соседствует с двумя грандиозными фугами.

Сезар Франк – органист по призванию, в сочинениях которого явственно прослеживается связь с Бахом. Наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд, писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Они не связаны с каноническими церковными песнопениями, и воплощены как романтические инструментальные поэмы.

Творчество Баха привлекало и продолжает привлекать композиторов разных стран и эпох. Не остался в стороне и гений симфонического органа, родоначальник жанра органной симфонии Шарль-Мари Видор, создав уникальный цикл Bach’s Memento (Воспоминание о Бахе), где многочисленные опусы самого Иоганна Себастьяна, созданные для различных инструментальных составов, засверкали новыми гранями. Отец Видора был органистом и строителем органов, другом крупнейшего органного мастера, великого новатора XIX века Аристида Кавайе-Коля, по рекомендации которого Видор поступил в Брюссельскую консерваторию. По окончании курса Видор был приглашён временно занять пост органиста в парижской церкви Сен-Сюльпис, взамен умершего Лефебюра-Вели, и состоял в этой должности в течение 64 лет.

Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Выдающийся виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. Жан Арист Ален – французский органист и композитор, ученик Марселя Дюпре, брат выдающейся органистки Мари Клер Ален. Прожив всего 29 лет, геройски погиб во Второй Мировой войне, оставив в наследии самобытнейшие сочинения. В музыкальном языке Алена ощутимо влияние Оливье Мессиана, Клода Дебюсси, интерес к барочной музыке и культуре Востока. Наряду с органной музыкой, прославленный органист и композитор Тьерри Эскеш создал десятки сочинений в самых разнообразных жанрах, включая симфоническую, камерную, вокальную музыку. Страстный поклонник кинематографа, музыкант импровизировал на органе и фортепиано во время показов немых фильмов «Призрак оперы» и «Метрополис».

Воспоминание о Бахе и чистые воды — только позитивные эмоции.

Программа: Франсуа Куперен (1668–1733) Офферторий из Приходской мессы Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ми мажор BWV 566 Шарль – Мари Видор (1844–1937) Сицилиана из Шести пьес для органа «Воспоминание о Бахе» Сезар Франк (1822–1890) Хорал для органа No 2 си минор FWV 39 Жан Ален (1911–1940) Фантазия для органа No 2 Луи Вьерн (1870–1937) Финал из Симфонии для органа ор. 28 No 3 фа-диез минор Тьерри Эскеш (1965) Поэмы для органа: Чистые воды, Маски, Стих надежды

В этот же день — пятницу 16 декабря, ровно в 20 часов, уже в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», будет дан концерт «Двое за органом: от Баха до Чайковского».

Двое за органом: от Баха до Чайковского — предрождественский подарок чудесной органной пары. Алла Морозова и Егор Колесов представят необъятный спектр органной музыки в дуэтах и соло.

Кантата № 147 — одно из самых популярных сочинений Иоганна Себастьяна Баха в этом с жанре, написана на праздник Посещения Пресвятой Девой Марией Святой Елизаветы. Хорал из нее прозвучит в переложении для органа Мориса Дюрюфле, продолжателя традиций отца-основателя французской органной романтической школы – Сезара Франка. Ярко одаренный композитор и виртуозный органист, он по праву снискал славу последнего французского романтика.

Немецкий композитор и органист Адольф Фридрих Хессе – сын плотника, который в качестве частного увлечения занимался органостроением и стремился дать сыну все возможности для занятий музыкой, которые увенчались безусловным успехом. Став главным органистом Бернардинского собора, он давал концерты в Лондоне и Париже, а его органную игру высоко оценил Роберт Шуман. Позднее Хессе также дирижировал симфоническими концертами в опере Бреслау. Композитором созданы симфонические и органные опусы.

Феликс Мендельсон — первооткрыватель Баха в XIX веке, продолжил традиции великого учителя, привнося в них неповторимый дух своего времени. Центр его органного творчества — Цикл из шести сонат. Они включают в себя всё многообразие форм, отдавая дань многовековой традиции хоральных обработок. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. В основе вариаций из Шестой Сонаты (первая часть) лежит тема «Отче наш», восходящая еще к XIV веку. Густав Меркель – ученик Шумана и Райсигера. В его творческом наследии – сонаты, прелюдии, фантазии и фуги для органа, камерная инструментальная музыка с органным сопровождением. Большой популярностью пользуются сочинения композитора для органа в четыре руки. Князь Владимир Федорович Одоевский, чье сочинение заявлено в программе, преклонялся перед феноменом Баха и написал о нём романтическую новеллу, положившую начало русской бахиане. Нильс Гаде – крупнейший датский композитор XIX века, органист и дирижер, в творчестве которого органично соединились приемы романтизма и фольклор. Яркий акцент вечера — знаменитый Вальс цветов из Щелкунчика, предвосхищающий удивительное рождественское время.

Двое за органом — незабываемый органный вечер.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Хорал Werde munter mein Gemüte из кантаты Herz und Mund und Tat und Leben BWV 147 (переложение для органа Мориса Дюрюфле) Адольф Хессе (1809-1863) Фантазия до минор для органа в 4 руки Нильс Гаде (1817-1890) Andante до мажор для органа в 4 руки Пьеса №1 фа мажор op.22 Владимир Одоевский (1804-1869) Сарабанда ля бемоль мажор в 4 руки Петр Чайковский (1840-1893) Вальс цветов из балета «Щелкунчик» (переложение для органа Егора Колесова) Феликс Мендельсон (1809-1847) Соната №6 ре минор op.65: I. Chorale: Andante sostenuto. Allegro molto II. Fuga: Sostenuto e legato III. Finale: Andante Густав Меркель (1827-1885) Соната для органа в 4 руки ре минор op.30: Allegro con fuoco. Fuga. Piu moderato

Там же, на Ковенском, дом 7, но уже в субботу 17 декабря, ровно в 20 часов состоится концерт под названием «Musica Italiana».

Петербургские музыканты: органистка Наталья Михайлова и домристка Екатерина Забайрачная приглашают насладиться неповторимым звучанием мандолины в ансамбле с органом, ощутить ласковое итальянское солнце в первый месяц долгой петербургской зимы. Нестандартное, завораживающее сочетание тембров и чудесный барочный репертуар не оставят равнодушными самых привередливых ценителей музыки.

Эпоха барокко известна своим причудливым музыкальным языком, чредой пышных балов, неподражаемыми туалетами и ослепительными фейерверками. Мандолина появилась в Италии в XVI веке, а первыми опусами, созданными для нее, стали обработки популярных танцев и песен. В следующем столетии голос мандолины все чаще стал звучать в оркестре, вписавшись в партитуры кантат, опер и ораторий. Век XVIII — расцвет искусства игры на мандолине. Снискавшая необычайную популярность в соседних с Италией странах, она стала излюбленным инструментом в камерном музицировании. Особый успех она приобрела в Париже, куда вслед за оперными певцами устремились и итальянские мандолинисты-виртуозы.

Родина барокко, как и родина мандолины – Италия, но Германия – вторая страна, где этот блестящий стиль был доведен до совершенства великим Бахом. Антонио Вивальди, неуемный и эксцентричный аббат, чья гениальная музыка необыкновенно популярна в наши дни, – вершина стиля барокко в Италии. В концерте прозвучит мастерское переложение струнного концерта Антонио Вивальди, ставшего настоящим хитом органного репертуара, а также органная версия скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского, сделанные Бахом. Биографические данные о Филиппо Саули крайне немногочисленны. Единственный дошедший до нас опус — шесть партит для мандолины соло в единственной сохранившийся рукописи, которая находится в библиотеке замка Nelahozeves в Чехии. Уроженец Неаполя Джованни Баттиста Жервазио был одним из первых мандолинистов-виртуозов, покинувших Италию и активно концертирующих по Европе. Другой виртуоз – Пьетро Дени, обучавшийся Неаполе, обосновался в Париже. Известен также как блестящий педагог и автор методики обучения игре на мандолине без учителя.

Musica Italiana – самый солнечный концерт декабря!

Программа: Антонио Вивальди (1678-1741) – Иоганн Себастьян Бах Концерт ля минор, BWV 593: Tempo giusto – Adagio – Allegro Соната ре минор для мандолины и органа: Adagio – Allegro – Allegro – Presto Филиппо Саули (ок 1660 – 1720) Партита I для мандолины соло: Аллеманда – Куранта Иоганн Себастьян Бах Концерт соль мажор BWV 592a (обработка концерта герцога Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского): Tempo giusto – Grave – Presto Джованни Баттиста Жервазио (XVIII век) Камерная соната соль мажор для мандолины и бассо-континуо: Allegro – Largo – Allegro Пьетро Дени (XVIII век) Каприс №1 для мандолины соло Аддиего Гуэрра (XVIII век) Соната соль мажор для мандолины и бассо континуо: Allegro – Largo – Allegro

И в воскресенье 18 декабря, но у же в 16 часов в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской прозвучит концерт «В ожидании Рождества».

Это чудесная программа московской гости органных вечеров на Ковенском Маргариты Еськиной.

Адвент (от латинского adventus — пришествие) — название предрождественского периода в католической церкви и некоторых протестантских конфессиях, тождественное периоду Рождественского поста в православной традиции. Это время ожидания Рождества Христова, когда христиане готовятся к светлому и радостному празднику. В органном творчестве Баха хоральные обработки занимают особое место. Их основа – мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря, в том числе и к Адвенту. В творчестве Баха этот жанр достиг запредельного совершенства, явив божественный мелодизм, богатейшую полифоническую фактуру и необозримое тембровое богатство органа. В последнее десятилетие своей жизни Бах собрал и завершил серию из восемнадцати аранжировок хоралов. В этот сборник вошли композиции ранних лет, когда Бах еще работал органистом в Веймаре, Арнштадте и Мюльхаузене. Это собрание вскоре стало известно как «18 лейпцигских хоралов». Хоральная обработка «Приди, язычников Спаситель», вошедшая в цикл, наполнена образами предрождественских размышлений. Части, вошедшие в масштабный цикл Прелюдия и фуга до мажор, заявленный в концерте, написаны Бахом в разные периоды творчества, но тем не менее, объединились в нем необычайно естественно и органично.

Наверно, нет композитора, в чьём творчестве не отразилось бы влияние Баха. Органные сонаты Мендельсона, возродившего в XIX столетии интерес к забытому творчеству Мастера и продолжающего в своих сочинениях следовать традиции баховской полифонии, — новая эра в развитии органной романтической сонаты. Как и у Баха, их тоже шесть. Количество частей варьируется от двух до четырех, это темы хоралов, фуги, фантазии. В Сонате № 3, которая прозвучит в концерте, использована хоральная тема, перерастающая в масштабную фугу, а финал перекликается со знаменитыми «Песнями без слов». Французская линия концерта объединит рококо и романтизм. Представленный одним из ноэлей Луи Клод Дакен — французский композитор, клавесинист и органист, блестящий импровизатор и виртуоз эпохи рококо. Ноэль — изложение евангельских сюжетов, связанных с Рождеством, чаще всего — о поклонении Младенцу пастухов и волхвов. Жанр пережил расцвет в XVI веке, когда Европа испытала первый серьезный всплеск нотопечатания. Наряду с одноголосными создавались и многоголосные ноэли, рождаясь из григорианских хоралов, секвенций, гимнов. Они были переложены для самых различных музыкальных инструментов, в том числе и для органа.

Александр Гильман — выдающийся органист, композитор и педагог, редактор изданий старинной музыки, в творчестве которого органные сонаты занимают особое место. Интродукция и вариации на старинную польскую рождественскую мелодию позволит вам ощутить предрождественскую атмосферу Восточной Европы. Яркий акцент вечера – Бретонское и Парижское Рождество — две атмосферные пьесы малоизвестного в России композитора Шарля Кефа.

В ожидании Рождества — подарите себе незабываемый вечер накануне самого чудесного зимнего празднества!

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Прелюдия и фуга до мажор Хоральная прелюдия Nun Komm der Heiden Heiland (Приди, язычников Спаситель) из Лейпцигских хоралов Луи Клод Дакен (1694 – 1772) Noël X Grand jeu et Duo Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) Соната ля мажор № 3 ор.65 Джузеппе Динелли (1884-1914) Рождественская пастораль Александр Гильман (1837-1911) Интродукция и вариации на старинную польскую рождественскую мелодию (op.60, книга II, №1) Шарль Кеф (1873-1931) Бретонское Рождество и Парижское Рождество ор. 26

Как всегда, еще один воскресный органный концерт пройдет вечером 18 декабря, в 16 часов в храме католического францисканского монастыря Святого Антония Падуанского чудотворца. Здесь на 9-й Красноармейской улице, дом 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт), в цикле концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев», сыграют концерт «Сквозь времена с Бахом и Вивальди».

Орган и виолончель. Петербургские музыканты: виолончелист Дмитрий Сатушев и органистка Алие Абдурашитова проведут вас через несколько миров: барокко, романтизм и день сегодняшний в обществе Баха, Вивальди и Мендельсона.

Баховские сюиты для виолончели соло стилистически очень схожи со скрипичными партитами. Открыв новые технические возможности инструмента, великий мастер вновь обогнал время. В каждой из шести сюит объединено семь номеров: танцевальные номера предварены обязательной прелюдией. Отдельные пьесы настолько выделяются оригинальностью стиля и новаторством музыкального языка, что некоторые из них уже давно исполняются в концертах в качестве отдельных номеров. Три сонаты для виолы да гамба и клавира были написаны Иоганном Себастьяном в период пребывания на посту капельмейстера и в Кётене. В отличие от сольных виолончельных сюит, сонаты для виолы да гамба с клавесином гораздо легче в техническом отношении; а клавесинист является полноправным участником ансамбля. Этот цикл разделил участь большинства баховских опусов, не опубликованных при жизни автора: они впервые увидели свет в 1860, а в наше время прочно вошли в репертуар виолончелистов.

В этот вечер прозвучит и соната «солнечного» итальянца Антонио Вивальди, признанного короля итальянского барокко. Яркий акцент концерта — сочинение нашего современника, блестящего виолончелиста и самобытного композитора Джованни Соллимы.

Сольный орган представлен ранним шедевром Баха: Пассакалией – она делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа.

Шесть Сонат заслуженно занимают центральное место в органном творчестве Мендельсона. Завершенные за два года до кончины композитора, они представляют собой смешение типичных для органной музыки форм. Одним из основных жанров в литургии была и остается хоральная обработка. Можно сказать, вся музыкальная эстетика культа выросла из переосмысления одноголосного хорала, сначала григорианского, а затем, с 1517 года, — и протестантского. Этому жанру отдает дань в своем цикле и Мендельсон: три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.

Сквозь времена с Бахом и Вивальди — незабываемый музыкальный вояж.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пассакалия и фуга до минор BWV 582 Антонио Вивальди (1678–1741) Соната для виолончели и бассо-континуо № 5 ми минор: Largo – Allegro – Lento ed espressivo – Vivo Иоганн Себастьян Бах Прелюдия ре минор из Сюиты для виолончели соло № 2 BWV 1008 Сарабанда до мажор из Сюиты для виолончели соло № 3 BWV 1009 Джованни Соллима (1962) – Дмитрий Сатушев (1983) Terra Aria для виолончели соло Феликс Мендельсон (1809–1947) Соната ля мажор ор.65 №3 :Con moto maestoso – Andante tranquillo Иоганн Себастьян Бах Соната для виолы да гамба и клавира № 3 соль минор BWV 1029: Vivace-Adagio-Allegro

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.