Екатерина Ионас — драматическая актриса в «Кукольном формате»

Екатерина Ионас — драматическая актриса в «Кукольном формате»
05 декабря
13:10 2022

На Международном фестивале «Рождественский парад» возможно все! И вот известная всем актриса театра и кино вдруг становится актрисой кукольного театра. Оригинальные кукольные спектакли с участием нашей героини родились в авторском театре с европейской камерной атмосферой под названием «Кукольный формат», или же сокращенно «КУКФО». Он был создан в 2003 году художником и режиссером Анной Викторовой. На этот раз в программе фестиваля его спектакль «Птифуры. Дедушки». Автором его идеи, а также одной из тех, благодаря кому куклы вдруг обретают в спектакле настоящую жизнь и стала наша нынешняя собеседница — петербургская актриса Екатерина Ионас. А сам XXIX фестиваль негосударственных театров и театральных проектов «Рождественский парад» — напомним — проходит сейчас в Северной столице с 3 по 14 декабря.

— Расскажите о спектакле «Птифуры. Дедушки». Что это? О чем это? Для кого это? Какова история создания этого спектакля? насколько нам известно, есть еще и «Птифуры. Бабушки»…
— Спектакль «Птифуры. Дедушки» как раз и родился после «Бабушек». В основе обоих спектаклей лежат короткие истории — «лимерики», похожие на маленькие пирожные — «Птифуры». Кукольные старички и старушки, несмотря на огромный жизненный опыт, в них беззащитны и нуждаются во внимании, и никак не хотят взрослеть.

После первого спектакля зрители нам задавали вопрос: — А где «Дедушки»? В конце концов, уже коллеги по цеху поставили вопрос ребром: — Когда будут «Дедушки»?

Но с дедушками оказалось сложнее. Бабушки, ведь они ориентированы на домашний очаг, детей, на внуков, на общение, на выставки… Дедушки имеют совсем другой характер, и поэтому они долго не хотели нам показываться. Они любят понаблюдать за жизнью. Они сосредоточены, к примеру, на книжках. Они больше на внутреннюю жизнь направлены. Сценически найти выражение этому оказалось сложнее, чем в «Бабушках». Но мы подумали: а что было бы, если Пушкин смог дожить до возраста дедушки? Представляете — седой Пушкин! Потом мы решили вообще брать знаменитых петербургских персонажей. Так в спектакле появились композитор Олег Каравайчук и драматург и писатель Александр Володин, а также поэт Даниил Хармс.

Фрагмент спектакля «Птифуры. Дедушки»

Фрагмент спектакля «Птифуры. Дедушки»

Подчеркну, что каждая такая маленькая история лимерик — это копия большой истории, в которой можно рассказать целую жизнь. Мы, таким образом, создали мозаику из коротких историй и стихов. У Пушкина, кстати, нет своей сцены он лишь смотрит, мы наблюдаем. Он общается с Александром Володиным, а мы как будто смотрим в щелочку, рассуждая: какой он постаревший Пушкин. За основу этого эпизода мы взяли разговор двух пожилых людей из «Записок нетрезвого человека» Александра Володина. Просто такое наблюдение. Эскиз. Набросок…

По мысли создателей, спектакль «Птифуры. Дедушки» поможет детям взглянуть на родителей и просто взрослых через призму доброго, веселого, ироничного, порой парадоксального взгляда писателя, артиста или художника, восхититься и полюбить уникальность другого человека. Также спектакль напоминает, что живое и непосредственное восприятие мира следует сохранять и беречь в себе в любом возрасте. Автор идеи: Катя Ионас. В спектакле звучат стихи: Эдварда Лира, Самуила Маршака, Даниила Хармса, Генриха Сапгира и Олега Григорьева. Режиссер, художник-постановщик Анна Викторова.

— Так как все же как родился сам замысел?
— С идеей «Бабушек» я пришла к режиссеру Анне Викторовой. До этого я была просто очарована и восхищена ее работой и фантазией как режиссера и художника. Это большое счастье для актера — встретиться с таким режиссером. Как она творит, она придумывает, буквально из ничего создает. Это высший талант, когда из воздуха художник «достает» то, что мы не видим, но есть и наивысший талант — создать в воздухе то, чего еще не было.
Ну а «Дедушек» мы уже творили вместе — втроем: Анна Викторова я и актер театра «КУКФО» Кирилл Смирнов.

— То есть Вы пришли к кукольному театру благодаря режиссеру? Именно так Вы и кукольный театр нашли друг друга? Ведь изначально вы драматическая актриса и певица. Почему куклы? Что это для Вас?
— Да, сначала был режиссер, а потом я влюбилась в кукольный театр, потому что он дает огромные возможности в выражении сложного простым языком.

В отличие от драматического театра, в кукольном есть во-первых, невероятное содружество артистов, они как муравьи делают одно общее дело! Там сильная поддержка друг друга — настоящая «масонская ложа» (смеется). Такое редко встретишь в драматическом театре. Во-вторых, когда приходишь на спектакль, ты должен поздороваться с куклой, подготовить не только свое место работы, но и проверить абсолютно все. В общем, это осознанность и вовлеченность, доведенная до высочайшего уровня.

Кукла — это партнер. И меня восхищает то, что кукла ощущается как живая. Это необъяснимо, но она тебе открывает дверь в то пространство, где ты можешь отказаться от себя. И тогда все получается лучше и чище.

— «Рождественский парад». Почему участвуете именно в нем?
— Мы — артисты очень любим фестиваль «Рождественский парад» за то, что его организаторы с невероятной любовью каждый раз формируют репертуар и так искренне любят зрителя, театр вообще и конкретные маленькие театры. Любят по-настоящему. Поэтому для этого фестиваля всегда очень приятно работать. На «Рождественском параде» каждый раз точно знают какому зрителю нужен тот или иной спектакль и наоборот. Здесь очень трепетно относятся к актерам и к самому событию.

Декабрь. Театры на «Параде»

— Немного о Вашем личном участии в фестивале, ведь это не в первый раз…
— В третий! В первый раз была награждена за лучшую женскую роль. До последнего не догадывалась об этом. Особо важно то, что диплом мне лично подписал профессор Лев Иосифович Гительман — наш известнейший театровед. Это величина, о которой без трепета говорить невозможно.

Потом было гран-при фестиваля — и это стало для меня полной неожиданностью. Такая высочайшая оценка. Помню как критики — члены жюри фестиваля  Александр Савчук, Алексей Пасуев и Марина Старовойтова — строго смотрели на меня во время спектакля и настойчиво, а потом почему-то очень настойчиво приглашали меня на заключительное мероприятие… Там мне и вручили гран-при. Помню как заслуженный артист России Михаил Морозов вдруг произносит мое имя. А я даже и не пошла — думала, что просто ослышалась. Меня толкает режиссер: — иди, иди! Ощущение такое, как будто ты долго ехал к морю и вот оно! И ты с разбегу прыгаешь в него.

— Какие из представленных спектаклей на фестивале хотели бы увидеть сами?
— Я очень хочу увидеть спектакль «Иерусалим», который привез «Летучий театр» из Сургута. Я видела его уже этот спектакль, и он меня восхитил как режиссерской работой, так и актерской работой.

Фрагмент спектакля «Птифуры. Дедушки»

Фрагмент спектакля «Птифуры. Дедушки»

— В чем, на Ваш взгляд, значение, миссия «Рождественского парада»?
— На «Рождественском параде», прежде всего, особый зритель. Он подготовленный, не случайный. Я вспоминаю как в детстве я не понимала слова мамы о том, что Ленинград город большой и в нем не встретить дважды одного и того же человека. «Как так, — думала я — вот этого дяденьку я вчера видела в филармонии, а сегодня мы встретились в Эрмитаже. И тетеньку эту в театре недавно видела. Я всех в городе знаю!». Вот и на «Рождественском параде» также — здесь знаешь и узнаешь всех!

Это, в то же время, большая ответственность, ведь когда зритель «насмотренный» его уже всякими фокусами, вроде громкой музыки и красивых декораций не поразить. Здесь нужен уже как у Лермонтова: «Немой, но внятный разговор. Язык любви, язык чудесный»…

Миссия и уникальность «Рождественского парада» в том, на мой взгляд, что он не громкий, здесь нет спектаклей Вахтанговского театра, или «Современника». Он камерный, а сейчас камерные театры вышли на такую высоту, так подняли свою планку, что иногда, приходя в камерный театр, я думаю: — какие здесь артисты! То, что они делают должны увидеть все!

Мы — участники — всегда ходим на спектакли других театров во время фестиваля. Это очень нужно и полезно всем нам, особенно в наше время, когда мы одиноки и так разобщены. И когда ты чувствуешь, видишь, что твои собственные мысли кем-то творчески, художественно оформлены, что они живые — эти мысли! В этот момент, ты соприкасаешься, как зритель, с соседом зрителем, и это большая поддержка. Большая для каждого из нас, и для меня в том числе. Поэтому большое спасибо «Рождественскому параду», что он находит лучшее и показывает его нам.

Екатерина Ионас. Актриса, преподаватель. Родилась в Ленинграде в семье известных актеров. В 1996 году окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. В разные годы служила в БДТ им. Г.А.Товстоногова, Академическом театре  Комедии имени Н.П.Акимова, в драматическом театре им. В.Ф.Комиссаржевской,  а также в театрах «Комедианты»,«Особняк»,  в Мюзик-Холле, и Камерном театре Малыщицкого. Вокалистка группы «Именины сердца Каникулы ума». Третий раз принимает участие в Фестивале «Рождественский парад». Впервые в 2007 году, была удостоена звания лауреата, «В 2014 году, помимо лауреатства, завоевала Гран-При фестиваля за лучшую женскую роль.

Фото из архива Екатерины Ионас и с сайта Театра «Кукфо»

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.