Выходные от Баха до Пярта
Изведать «Магию парижских соборов», побывав, при этом на «Планетах Пьяццоллы и Интерстеллар»… Кроме этого, есть возможность посетить «Органную вселенную», где вашим гидом станет «Хранитель королевской соли». А может вы хотите увидеть «Британские пасторали», или заново открыть для себя «Миры Баха»?. Это и многое другое возможно в компании с органом. Как всегда, надо лишь прити на концерт…
Уже завтра — в пятницу 25 ноября, в 19 часов 30 минут, под сводами Римско-католического храма святого Станислава, по адресу — улица Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города», будет дан концерт «Магия парижских соборов».
Это будет грандиозный гала-концерт известной петербургской органистки — лауреата международных конкурсов, доцента Санкт-Петербургской государственной консерватории Юлии Глазковой и ее талантливых учеников (лауреатов и дипломантов международных конкурсов: Эльдара Абдураманова, Сергея Буслова, Цзе Жэнь, Анны Кирилловой, Ильи Лиховидова и Андрея Мартюшова), представляющих масштабную органную панораму разных эпох.
Творчество Николя де Гриньи — квинтэссенция французской органной культуры XVII века, основанная на богатейших традициях и достижениях предшественников. За свою недолгую жизнь потомственный музыкант сумел поработать органистом знаменитого Реймского собора, где короновали французских королей, создать органную мессу и обработки церковных гимнов, объединенных в его единственную Органную книгу, которую сам Бах скопировал для детального изучения. Гимна Ave Мaria Stella, прославляющий Деву Марию, основан на григорианском хорале.
Франсуа Куперен — непревзойденный мастер рококо, ещё при жизни получивший титул «Великий», представитель одного из самых больших музыкальных семейств Франции XVII-XVIII веков. Основу творческого наследия Куперена, родившегося в семье с вековыми музыкальными традициями, составляют сочинения для клавесина: это более 250 пьес, изданных в четырех сборниках. Важная часть наследия композитора – его органные мессы. По мнению некоторых музыкальных критиков, на них учился сам Иоганн-Себастьян Бах.
Фантастический и бескрайний мир французского симфонического органа, рождённого благодаря гению органострения Аристида Кавайе-Коля, который, по свидетельству современников, гораздо ближе к звуковому миру Баха, чем его немецкий собрат, представлен сочинениями блестящей плеяды композиторов-органистов. Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Блестящий ученик Франка и Видора Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. Музыкант умер 2 июня 1937 года от сердечного приступа в Соборе Парижской Богоматери во время своего 1750-го сольного концерта. Воспитанник Парижской консерватории Морис Дюрюфле занимался под руководством таких органных титанов, как Луи Вьерн и Шарль Турнемир. Его по праву называют одним из последних выдающихся представителей основанной Сезаром Франком и Шарлем-Мари Видором французской органной школы. Сюита ор. 5 Дюрюфле — вершина органного репертуара ХХ века.
Магия парижских соборов — незабываемый французский вояж.
Также в пятницу 25 ноября, в 20 часов 15 минут, но уже в Римско-католическом храме Успения Пресвятой Девы Марии, что на 1-й Красноармейской улице, дом 11 (станция метро Технологический институт), в цикле концертов «Время органа» прозвучит концерт «Планета Пьяццоллы и Интерстеллар».
Это будет потрясающее приключение в компании виолончели и органа с харизматичными петербургскими музыкантами: виолончелисткой Татьяной Тутыниной и органисткой Виталией Котовой. Пьяццолла и Бах, Чайковский и Рахманинов, легендарные саундтреки Голливуда, музыкальные мистификации …и не только.
Бах и Пьяццолла. Этих двух композиторов разделяют века, но объединяет нечто большее – величайший гуманизм и универсальность их творчества. Под влиянием баховской полифонии Маэстро Нового Танго создал особую музыкальную форму – танго-фуга. Это уникальный выразительный стиль музыки XX века, полный драматизма и страсти, лирики и меланхолии. Самое исполняемое в мире испанское сочинение – Аранхуэсский концерт Хоакина Родриго, написанный в 1939 году. На создание шедевра композитора побудила неповторимая красота королевских садов Аранхуэса, где он совершал долгие прогулки со своей будущей женой. Бессменная спутница жизни композитора, пианистка Виктория Камхи написала книгу «Рука об руку с Хоакином Родриго. История нашей жизни».
Знаменитое Адажио Альбинони, на самом деле, принадлежащее перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто, по утверждению которого, пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном им в 1945 на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Адажио, одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века, неоднократно использовалось в кино.
История другого шедевра, созданного Шубертом, очень интересна. Аve Mariа написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера» изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен, композитор положил на музыку семь. Третья песня Эллен начинается с обращения к Деве Марии – это мольба о помощи и защите из уст юной девушки. Текст Вальтера Скотта переведен на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева.
Вокализ Сергея Рахманинова, посвящённый примадонне Большого театра Антонине Неждановой, обрел такую популярность, что стал исполняться в переложениях для самых различных инструментов. Самая известная в мире мелодия Джонни Мэндела — The shadow of your smile из фильма Винсента Миннелли «Кулик» с Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном в главных ролях. Мэндел написал ее, побывав на съемочной площадке фильма, вдохновленный калифорнийскими видами, на фоне которых разворачивалась знаменитая любовная история.
Сюрпризы концерта — музыка Ханса Циммера из культового голливудского блокбастера «Интерстеллар» и «Одинокий пастух» Джеймса Ласта.
Планета Пьяццоллы и Интерстеллар — космос ждет!
И еще одним концертом, который состоится вечером в пятницу 25 ноября станет концерт под названием «Органная вселенная и хранитель королевской соли». Начнется он ровно в 20 часов в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания). Как всегда, это один из концертов цикла «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском».
Концерт органистки Ольги Котляровой, в котором пересекутся две страны и встретятся два абсолютно разных композитора одной эпохи.
Какой композитор в первую очередь ассоциируется с Королем инструментов? Конечно же, Иоганн Себастьян Бах, которого смело можно назвать Органной вселенной. Великий уроженец Германии до сих пор продолжает вызывать неугасающий интерес у композиторов, исполнителей и публики. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления.
Германия может состязаться за статус самой органной страны мира разве что с Францией. Знаете ли вы, что в настоящий момент в Германии установлено около 50 тысяч действующих духовых органов разных эпох и мастеров. Что касается композиторов –органистов обеих стран, то это история, охватившая века. Немецкое барокко и романтизм. Букстехуде и Бем, Мендельсон и Регер. Изыски рококо: Куперен, Клерамбо, Дакен. В XIX веке, благодаря гению французского органного мастера Аристида Кавайе-Коля, в мир пришли «симфонические» органы, которые мощью и многообразием звучания способны соперничать со звучанием целого симфонического оркестра. Новый тип инструмента стал толчком к созданию принципиально нового композиторского подхода к Королю инструментов. Франк и Видор, Вьерн и Дюпре — и это далеко не весь список блестящей плеяды композиторов. Французский гость концерта, органист и композитор Пьер дю Маж учился у своего отца – органиста собора города Бовэ. Служил органистом королевской коллегии Сен-Квентин, затем продолжил свою органную историю в Лионе. В возрасте 45 лет вышел в отставку, так как не смог совмещать работу органиста с обязанностями управляющего королевскими хранилищами соли в городе. Вместе с выдающимися музыкантами своего времени, в числе которых Клерамбо, Дакен и Кальвьер, дю Маж феерически выступил на торжественном открытии нового органа собора Парижской Богоматери. Из дошедших до нас сочинений, известна лишь Первая органная книга, содержащая одну сюиту первого тона.
Органная вселенная и хранитель королевской соли — возвышенное и земное.
На следующий день в субботу 26 ноября вас также ждет несколько органных концертов.
Первый из них начнется в 20 часов 15 минут в Римско-католическом храме Успения Пресвятой Девы Марии на 1-ой Красноармейской, дом 11 (станция метро Технологический институт). Здесь, в цикле концертов «Время органа», для вас прозвучит «Ave Maria».
Ave Maria – вечная тема, к которой на протяжении веков не устают обращаться композиторы и исполнители. Приветствие Архангела Гавриила Марии в момент благовещения. Молитва, обращенная к Пречистой Деве, которая переведена на множество языков, и кроме католической, принята также в англиканской, лютеранской и грекокатолической традициях. Ave Maria давно вышла за рамки церковного пространства, а к нескольким сотням сочинений, созданных на этот текст, постоянно продолжают присоединяться новые, написанные уже в наши дни.
Любимые публикой петербургские музыканты — лауреаты международных конкурсов: Александра Зарянкина и Екатерина Маришкина исполнят сочинения, которые никого не могут оставить равнодушным. Наряду с такими шедеврами, как Ave Maria Шуберта и Баха-Гуно, Пьяццоллы и Сен-Санса, прозвучит и знаменитая мистификация XX – хит петербургского лютниста и композитора Владимира Вавилова, долгие годы приписываемый Джулио Каччини.
Орган соло представлен опусами Баха, Куперена, Гуриди и Хакима. Король рококо Франсуа Куперен, еще при жизни получивший титул «Великий», – представитель одного из самых больших музыкальных семейств Франции XVII-XVIII веков. Он стал непревзойденным мастером клавесина и органа не только по количеству, но и по качеству написанного. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Яркий акцент программы – прикосновение к творчеству Хесуса Гуриди, баскского композитора ХХ столетия, чей самобытный стиль объединил традиции позднего романтизма, унаследованного от Вагнера, и аутентичную музыкальную культуру басков. Основанная на трёх григорианских мелодиях колоритнейшая пьеса Gregoriana написана Наджи Хакимом, французском композитором и органистом ливанского происхождения, учеником знаменитого органиста, импровизатора и композитора Жана Лангле и преемником выдающегося Оливье Мессиана на посту органиста в церкви Святой Троицы в Париже.
Другим субботним концертом 26 ноября, ровно в 20 часов, станет концерт «В мирах Баха». Он будет дан — в цикле «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском» — уже в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, на Ковенском переулке, дом 7 (метро Площадь Восстания).
Он станет погружением в музыку сфер вместе с московским гостем органных вечеров на Ковенском Игорем Гольденбергом.
Органный мир Баха условно разделен на две части. Одна из них — большие музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами; другая — одночастные хоральные прелюдии. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки истинные шедевры, подчеркивающие необозримое тембровое богатство органа, исполненные божественного мелодизма и насыщенные богатейшей полифонической фактурой. В 1721 году Иоганн Себастьян участвовал в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого нужно было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но и виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической Фантазией соль минор. Прелюдия и фуга до мажор относится к Веймарскому периоду творчества. Фантазия соль мажор (Piece d’Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было принято в подобных сочинениях во Франции.
Финал концерта — легендарная Токката и фуга ре минор, авторство которой вызывает много вопросов в наши дни.
В мирах Баха — экскурс в органное пространство немецкого гения.
Там же, на Ковенском, дом 7, в воскресенье 27 ноября, ровно в 16 часов для вас исполнят концерт «Британские пасторали», приуроченный к 150-летию Ральфа Воана Уильямса (1872 – 1958гг.). Сделают это замечательные музыканты: Михаил Мищенко (орган) и Борис Баринов (альт).
Британские пасторали — приношение одному из величайших английских композиторов ХХ века. Дирижер, композитор, органист и педагог Ральф Воан Уильямс, чье 150-летие отмечается в этом году, принадлежит ко второму поколению музыкантов «нового английского музыкального возрождения», вслед за Пэрри, Стэнфордом и Элгаром. Основными жанрами в его творчестве были симфонические и вокальные опусы, благодаря которым музыкант занял ведущее положение в английской музыке межвоенного двадцатилетия. Крупнейший мастер симфонии, создавший 9 шедевров, он объединил в них традиции старинных народных песен и религиозных гимнов, приемы джаза и импрессионизма. В творчестве мастера встретились традиции английской, немецкой и французской композиторских школ: его учителями были Пэрри и Стэнфорд в 1890-х, затем последовало обучение под руководством Макса Бруха в Берлине (1897) и у Мориса Равеля в Париже (1908). Воан Уильямс не переставал удивлять способностью к переменам. После раннего увлечения музыкой романтического века (Брамс, Вагнер, Чайковский, Верди) он одним из первых британских мастеров успешно ассимилировал влияние Дебюсси и Равеля, позднее – Бартока, Стравинского, Сибелиуса, а в поздние годы даже молодого Бриттена. Влияние самого Воана Уильямса наиболее значительным было в 20-30-е годы, в том числе, на композиторов, не обучавшихся под его руководством. В программе, помимо сочинений самого юбиляра, прозвучит музыка его соотечественников, охватывающая несколько столетий британской музыки. Находка концерта — фрагмент из Первой симфонии Воан Уильямса в переложении для органа.
Британские пасторали — встреча альта и органа в последние дни петербургской осени.
И завершает органный уик-энд концерт, который начнется в воскресенье 27 ноября, в 16 часов, в храме католического францисканского монастыря святого Антония чудотворца Падуанского, по адресу 9-я Красноармейская улица, дом 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт). Там, в цикл концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев», будет сыгран концерт «Annum per annum: от Баха до Пярта».
В концерте петербургского органиста Сергея Буслова представлен широчайших спектр возможностей Короля инструментов.
Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Георг Бём известен своим влиянием на творчество Баха и является признанным основоположником хоральной партиты – сочинения, состоящего из нескольких вариаций на мелодию хорала. Музыка Бёма замечательна тем, что она написана в «фантастическом стиле», основанном на импровизации.
Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди. Никогда не встречаясь, они стали соавторами ряда безусловных шедевров, проверенных временем. Концерт ля минор, представленный в баховской органной транскрипции, – один из самых популярных в репертуаре Короля инструментов. Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд, Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. «Орфей из Сент-Клотильд», этот удивительный человек писал божественную музыку, соединяя в ней землю и небеса: отмеченная высокой духовностью и безупречностью формы, она доходит до самого сердца, продолжая волновать и восхищать наших современников. Цикл из Трех хоралов для большого органа по сей день вызывает непреходящий интерес у исследователей органной культуры. Не связанные с каноническими церковными песнопениями, хоралы представляют собой развернутые и захватывающие романтические поэмы, масштабные по своей по форме и замыслу.
Annum per annum, что в переводе значит «Из года в год», написано Арво Пяртом к 900-летию кафедрального собора в Шпaйере. На протяжении долгой творческой жизни, мастер экспериментирует в самых различных техниках и стилях, включая изоритмию, минимализм серийность, неоклассицизм, коллаж и сонорику, ни разу не примкнув ни к одной из школ и следуя собственным путём.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий