Принцип Лукьянова: Будь «около». Не суди. Конструируй

Принцип Лукьянова: Будь «около». Не суди. Конструируй
17 ноября
17:06 2022

На минувшем XXXII Международном кинофестивале «Послание к человеку» вновь был вручен специальный приз Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП) «За лучший фильм о человеке труда». Его обладателем стал режиссер Дмитрий Лукьянов, снявший ленту «Тонкие поля». Что побудило молодого кинематографиста обратиться к этой теме? Совпали ли «профсоюзное» и авторское видение событий и восприятие героев? Об этом, а также о своем творческом пути и взглядах на документальное кино режиссер рассказал «Площади Труда».

— Дмитрий, профсоюзы увидели в вашем фильме рассказ о человеке труда, и — прежде всего — об ученом-селекционере Светлане Скатовой. А с вашей авторской позиции, о чем этот фильм? Насколько ваш режиссерский замысел совпал — или не совпал — с профсоюзным взглядом на «Тонкие поля»?
— Мне было очень приятно, что профсоюзы Петербурга увидели в моем фильме рассказ о человеке труда. Кстати, такой человек там не один. Да, на первом плане научный работник — Светлана Евгеньевна Скатова. Но и те московские ребята — бизнесмены из Москвы: Юрий и Алексей — с которыми она, увы, конфликтует — не менее трудолюбивы! Просто они смотрят на сельский труд, скажем так, немного иначе. Поэтому-то они и не сошлись со Светланой Евгеньевной в своем понимании того, как и зачем следует возделывать землю.

А так, да, я согласен — мой фильм действительно о человеке, точнее — о людях труда. Но, в то же время, мне было важно показать, что каждый из героев картины живет в своей реальности. Когда я учился, у нас в «Школе документального кино и театра» даже был предмет такой — «Конструирование реальности». Собственно, этим отчасти я и занимался, снимая на протяжении двух лет «Тонкие поля».

Кадр из фильма «Тонкие поля»

Кадр из фильма «Тонкие поля»

— Что это значит на практике?
— В фильме — напомню — три сюжетных линии. Помимо Светланы Евгеньевны, это бизнесмены из Москвы — те самые Юрий и Алексей, арендовавшие большую часть земель сельскохозяйственного НИИ, где работает наша ученая. Они обрабатывают эту землю, что называется в поте лица. Эти люди взвалили на себя сложное дело — вытаскивать из руин все эти поля, постройки, эту старую технику. И за несколько лет  им это удалось, с помощью современных технологий, финансирования и так далее. И, наконец, третья линия, третий герой — это Владимир, человек «исследующий энергетику полей и растений» с помощью не всем понятных практик и технологий. Он предпочитает называть себя «изобретателем», «специалистом по биоэнергетике». Да, он живет в своей очень странной реальности, но это тоже его право.

Признаюсь, что я чисто случайно попал в те места под Суздалем, и через некоторое время увидел как все эти люди пытаются сосуществовать вместе, в одном пространстве и не могут найти общий язык друг с другом — в результате возникает конфликт, который мне показался интересным и я решил что тут действительно может случиться кино. В итоге я зашёл в историю через одного героя, потом встретил другого, затем третьего.

После, на монтаже, попробовал собрать все эти три линии героев воедино. Так чтоб получилось увлекательно но не однозначно по драматургии. По-моему мне это удалось. Причем я стремился уйти от такого привычного нарратива в документальном кино, когда режиссер напрямую следует за героем, прилипает к нему.

Мне хотелось создать многослойную конструкцию, где у каждого своя правда и одно не следует из другого. Поэтому фильм, как мне кажется, дает общую картину происходящего, погружает в атмосферу, но каких-то ответов, готовых выводов не дает. Думаю это личное дело каждого зрителя, собрать свою историю, выработать отношение.

На экране — труд на «Тонких полях»

— Чем стала для Вас профсоюзная награда, полученная за этот фильм? Насколько, по-Вашему, сегодня актуальна тематика человека труда, в том числе — и в документальном кинематографе?
— Честно признаюсь — присуждение мне приза Ленинградской Федерации профсоюзов меня не сильно удивило, скорее очень порадовало, так как я безусловно закладывал тему человека труда в свой фильм. Мне хотелось, чтобы эта тема прозвучала, и я благодарен что петербургские профсоюзы это увидели и оценили.

Об актуальности темы человека труда судить не берусь. Не знаю. Но до меня доходили такие отзывы, в которых зрители благодарили за то, что увидели на экране образ труженика. Уверен, что фильмы с такой тематикой всегда будут достаточно востребованы и найдут свою аудиторию.

Специальный приз Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП) «За лучший фильм о человеке труда» был учрежден в 2010 году. Однако выбрать киноленту, отвечающую всем критериям фильма о человеке труда, оказалось возможным лишь в 2013 году. Тогда первым профсоюзным призером стал фильм режиссера Ирины Ланиной «А в троллейбусе мерцает окно». В последующие годы специального приза ЛФП были удостоены документальные фильмы: «Посланники Большой земли», «Корыто, лыжи, велосипед», «Территория успеха» и «Северяне», снятые в разные годы российскими режиссерами. В 2020 году Приз за лучший документальный фильм о человеке труда получила лента «Хуторянин», снятая молодым режиссером Софией Кулаковой.

— Во время своего видеообращения на торжественной церемонии закрытия XXXII МКФ «Послание к человеку» вы выразили особую благодарность, как самой главной героине фильма — Светлане Скатовой, так и креативному продюсеру фильма — известному российскому режиссеру и сценаристу Марине Разбежкиной. В чем для Вас роль и значение каждого из этих двух людей в работе над кинолентой «Тонкие поля»?
— Марина Александровна Разбежкина — руководитель «Школы документального кино и театра». Это мой учитель. Она сильно повлияла на меня как человека и на мою режиссерскую и операторскую манеру. Именно она и подала мне идею, что главным героем в «Тонких полях» должна была стать именно Светлана Евгеньевна Скатова.

Признаюсь, что я в начале путался между героями, но Марина Александровна сказала мне: «Главной героиней должна быть только она». И это правда: весь этот небольшой мир буквально вертится вокруг нее. Она там словно якорь, будто магнит притягивает к себе. Марина Александровна сразу это почувствовала, есть у нее особая такая «чуйка» на героев, драматургию жизни.

Я тоже что-то такое почувствовал и очень быстро подружился со Светланой Евгеньевной. Она даже, помню, сказала мне такую фразу: «Мы, Дима, с вами пассионарии, это редкость сейчас».

Мне кажется, она тоже увидела во мне человека труда, который фанатично, несколько лет приезжает и упорно снимает кино, человека, которому небезразлично, что происходит на этих полях.

Меня, в свою очередь, поразила ее фанатичная преданность своему делу. Я хорошо помню эти огромные делянки, где она выращивает лучшие сорта в регионе, работает с утра до вечера, практически в одиночестве. Это было настолько романтично, очаровательно, что я ясно чувствовал: вот она — героиня! Мимо такого пройти режиссеру невозможно!

Кадр из фильма «Тонкие поля»

Кадр из фильма «Тонкие поля»

— Как и почему вы, начав с физики, стали режиссером-документалистом? В чем ваша миссия, ваше послание к человеку?
— Вообще, я — фотограф. Много лет занимаюсь фотографией, в том числе, и документальной. Но в какой-то момент почувствовал: мне тесно в этом формате. Решил попробовать снимать видео. В тот момент я и узнал о «Школе документального кино и театра». С этого все и началось…

На самом деле, документалистика — это уникальная возможность, благодаря камере, прикоснуться к чему-то неизведанному, побывать в новой, чужой реальности. Быть свидетелем самых разных событий одновременно, но не становиться их участником. Такой подход позволяет режиссеру расширять свои знания, представления о мире, о жизни, более глубоко понимать все это. Документалистика, как ни одно другое искусство, на мой взгляд, позволяет проделывать такие фокусы. Она как бы обогащает твой внутренний мир через камеру.

При этом, мне кажется, было важно не вставать на чью-либо сторону, а просто наблюдать, фиксировать. И в этом фильме, и вообще. Но наблюдать не сверху, не занимать высокомерную позицию «над ситуацией», а быть именно — рядом «около» ее.

А ведь это очень трудно — не стать участником события! При грамотном подходе, которому мы учились в «Школе» , такое иногда становится возможным (смеется). Быть «около», всегда сохранять некоторую дистанцию — это сложно, но как-то правильно.

Да, ты не можешь не влиять на ситуацию в конечном итоге. Но, как минимум, ты не занимаешь никакой позиции — не осуждая героя, не искажая его взглядов, не относясь к тому, что ты снимаешь, предвзято, как будто ты что-то понимаешь лучше своих героев. Может миссия документалиста в этом? Не знаю. Это, скорее, не миссия, а метод и этика. Не стать ни рекламщиком, ни обвинителем своих героев. Всегда быть более нейтральным.

— Каковы ваши дальнейшие творческие планы?
— Взять паузу (улыбается). Так получилось, что еще обучаясь режиссуре, я снял за три года два полнометражных фильма. Оба они были представлены на МКФ «Послание к человеку». Это очень хороший результат за такой короткий срок. Но, если честно, я сильно выложился снимая эти ленты.

Обе картины только-только вышли на фестивали, обретают своего зрителя. Поэтому я сейчас очень хочу «сделать паузу» и накопить какой-то новый опыт для себя, чтобы прожить его и понять: о чем я хочу сделать следующий фильм. Я уже перевыполнил свой внутренний личный план и мне нужен отдых, я опустошен сейчас, но только лишь для того, чтобы наполниться заново.

Дмитрий Лукьяновроссийский режиссёр-документалист, фотохудожник, преподаватель. Многие его фотоработы награждены призами и дипломами престижных отечественных и зарубежных конкурсов. Учился в Московском инженерно-физическом институте на факультете теоретической физики. Позже окончил Московскую Школу Фотографии и Мультимедиа им. А.М.Родченко по специальности «Документальная фотография»; Два года назад завершил обучение в «Школе документального кино и театра» Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Первой работой Дмитрия Лукьянова, как кинорежиссера, стал документальный фильм «Клетки», завоевавший главный приз национального конкурса XXXI МКФ «Послание к Человеку». Фильм рассказывает о юноше по имени Никита, который страдает редким генетическим заболеванием. Его кожа становится все более хрупкой. Остановить это невозможно. Вместе со своей возлюбленной — Лерой и с помощью ученых-биологов Аллы и Вадима Зориных, Никита пытается побороть болезнь. Обе киноленты Дмитрия Лукьянова были отмечены на нескольких отечественных и международных кинофестивалях и конкурсах.

Фото из архива Дмитрия Лукьянова.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.