Бах по-итальянски? Это возможно!

Бах по-итальянски? Это возможно!
16 ноября
11:20 2022

Как насчет того, чтобы «пофантазировать на темы Баха»? А может ваша душа просит «движения и созерцания»? Или же вам вовсе не чужды «Печаль Пьяццоллы и сады Аранхуэса»? Или же вы не прочь поговорить «На языке барокко»? Все это и не только возможно с «Королем инструментов» — органом. Как всегда, требуется лишь одно — прийти на концерт…

Уже вечером в пятницу — 18 ноября, в 19 часов 30 минут, в Римско-католическом храме святого Станислава, что на улице Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города» будет дан концерт «Фантазии на темы Баха».

Это концерт харизматичной органистки Марии Короновой. Бах — вечный спутник любого концертирующего органиста, некая постоянная ось, вокруг которой вращаются разнообразные устремления музыкантов-исполнителей и композиторов.

Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Есть предположение, что развернутый, исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор, сам Бах исполнил впервые в церкви Святого Павла в Лейпциге 17 октября 1727 года, на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. В те времена многие композиторы использовали тональность си минор для передачи скорби, меланхолии, печали. Для открытия процессии он выбрал прелюдию си минор, фуга же была исполнена по ее завершении.

Связь с музыкой Баха была одной из определяющих для творчества Феликса Мендельсона, благодаря которому Иоганн Себастьян вернулся в мир музыки из долгого забвения. Непревзойденный виртуоз органа, Мендельсон возродил интерес к безграничным возможностям Короля инструментов, создав революционный жанр романтической сонаты для органа. Как и у Баха, их шесть. В них переплетены и церковные хоралы, и фуги, и фантазии, и вариации, а число частей варьируется от двух до четырех.

Органные сонаты Августа Готтфрида Риттера, немецкого композитора, органиста-виртуоза, музыковеда и эксперта в органостроении, – лучшие страницы романтического органного репертуара. В них объединены богатейшие немецкие традиции, изучением которых он целенаправленно занимался при составлении своего глобального труда по истории органной музыки. Это настоящие шедевры подлинно симфонического масштаба. Творчество одного из величайших творцов двадцатого века Оливье Мессиана – непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине католической церкви.  «Бог среди нас» – апофеоз цикла из 9 медитаций молодого Мессиана «Рождество Господне». Баховская тема завершит вечер самобытным сочинением «БахОрама» нашего современника Наджи Хакима.

Фантазии на темы Баха — ощутите связь времен.

Программа: Дитрих Букстехуде (1637–1707) Токката фа мажор BuxWV156 Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга си минор BWV 544 Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната N 6 ре минор ор. 65/6: I. Chorale: Andante sostenuto. Allegro molto II Fuga: Sostenuto e legato III Finale: Andante Август Готтфрид Риттер (1811–1885) Соната №3 ля-минор, op. 23 Франц Данкзагмюллер (1969*) Кантио Оливье Мессиан (1908–1992) La Nativité: – IX. Dieu parmi nous (Бог среди нас из цикла «Рождество Христово») Наджи Хаким (1955*) Бахорама (Фантазия на темы Баха)

В этот же день — в пятницу 18 ноября, но уже ровно в 20 часов, под сводами Римско-католического храма Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», для вас дадут концерт «В движении и созерцании».

Это — эксклюзивная программа замечательной петербургской органистки Марии Вяйзя. Знакомые и малоизвестные имена, органные хиты и редко звучащие опусы. Космос Баха, лиризм Йонгена, зажигательные кельтские и латиноамериканские ритмы и не только.

Иоганн Адам Рейнкен — композитор и органист, один из значимых представителей северогерманской школы, друг великого Дитриха Букстехуде, оказавший большое влияние на молодого Иоганна Себастьяна Баха. Говорят, что после прослушивания, на котором молодой Бах импровизировал на тему лютеранского хорала An den Wasserflüssen Babylon, Рейнкен сказал: «Я полагал, это искусство уже умерло, но сейчас я вижу, что оно еще живёт в Вас». Бах использовал произведение Рейнкена Hortus musicus (Музыкальный сад) в качестве темы для своих сочинений.

Сам Бах представлен во всем многообразии своей органной вселенной. Знаменитый цикл Токката, адажио и фуга до мажор, написанный им в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего органного творчества мастера. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой. Особый акцент вечера — органные версии неорганных сочинений Иоганна Себастьяна: легендарная Ария из Третьей оркестровой сюиты, а также Симфония из кантаты № 29. Симфония представлена в транскрипции Марселя Дюпре, музыкального вундеркинда, выдающегося композитора, ученика великих органных мэтров – Гильмана, Видора и Вьерна, за свою долгую жизнь гастролировавшего с головокружительным успехом в многочисленных странах Европы, а также в Австралии, Канаде и Америке. Он известен также двумя сериями из десяти концертов, включавших все органные опусы Баха, которые были исполнены наизусть.

Жозеф Йонген — бельгийский музыкант, представитель валлонской композиторской школы и церковный органист. Его творчество соприкасается с традициями великого Сезара Франка. Два рондо, созданные в кельтском и латиноамериканском духе — хиты знаменитого немецкого органиста и композитора Ханса Андре Штамма, вот уже несколько десятков лет являющегося одним из ярчайших музыкантов своего поколения. Финал концерта — органная версия шедевра Камиля Сен-Санса из Карнавала животных — Лебедь.

В движении и созерцании — от медитации до безудержного танца!

Там же, на Ковенском, дом 7, но уже в субботу 19 ноября, также в 20 часов будет сыгран концерт «Печаль Пьяццоллы и сады Аранхуэса».

Признанные музыкальные хиты прозвучат в неожиданном сочетании инструментов. Герои вечера — орган, скрипка и виолончель. Исполнители: Евгения Шереметьева (скрипка), Галина Чмерина (виолончель) и Екатерина Васильева (орган).

«Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы – четыре больших танго, объединенные темой бытия маленького человека в большом городе. Cuatro Estaciones Portenas — истории обитателей портовых кварталов, в которых собственно и родилось аргентинское танго. Любовь и разлука, страсть и печаль — все это в гениальных танго великого Астора.

Самое исполняемое в мире испанское сочинение – Аранхуэсский концерт Хоакина Родриго. На создание этого шедевра композитора побудила неповторимая красота королевских садов Аранхуэса, где познакомившись со своей будущей женой, он совершал долгие прогулки. Бессменная спутница жизни композитора, пианистка Виктория Камхи написала книгу «Рука об руку с Хоакином Родриго. История нашей жизни».

Творческое наследие немецкого композитора Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал чудесные по своей мелодичности шедевры. «Музыка — выше слов; она начинается, когда слов больше недостаточно», — сказал как-то композитор.

Луи Николя Клерамбо, придворный музыкант Людовика XIV, на протяжении всей жизни занимал пост органиста в различных парижских храмах. Был музыкальным руководителем пансиона для девушек Сен-Сир, для хора которого написаны многие его кантаты. Им создано множество церковных песнопений, сонаты для скрипки и basso continuo, сборники пьес для клавесина и органа. В Сюите второго тона из первой Органной книги Клерамбо ощутимо итальянское влияние, проявляющееся в неожиданно ярких гармониях и фундаментальных контрапунктах.

Знаменитое Адажио Альбинони, на самом деле, принадлежит перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто, по утверждению которого, пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном им в 1945 на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Неожиданный поворот в драматургии концерта — саундтрек Джона Уильямса к кинофильму «Список Шиндлера».

Пройдите сквозь весну и лето с великим Астором и прогуляйтесь по королевским садам Аранхуэса!

И вновь в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской (Ковенский переулок, дом 7), воскресным вечером — 20 ноября, в 16 часов прозвучит концерт «Бах по-итальянски и танго Пьяццоллы».

Петербургские музыканты: органистка, лауреат международных конкурсов Екатерина Маришкина, заслуженный артист России, скрипач Марк Таубе и бандеонистка, лауреат международных конкурсов Наталья Козлова покажут вам страсть и нежность, медитацию и действие.

Баха и Пьяццоллу разделяют века, но объединяет нечто большее – вселенские масштабы и универсальность их творчества. Астор родился в Аргентине, детство провел с родителями в Нью-Йорке, где в девять лет начал обучение на бандонеоне, а чуть позже стал брать уроки по фортепиано у ученика Рахманинова Белы Вильды, хорошенько познакомившись с Бахом, и одновременно изучая основы аранжировки и переложения фортепианных пьес для бандонеона. В Нью-Йорке король танго Карлос Гардель пригласил юного Пьяццоллу на запись музыки к своему фильму. Вернувшись в 1937 году на родину, Пьяццолла успешно выступает с оркестром Анибаля Тройло, продолжая свое классическое образование у Альберто Хинастеры. Музыкант получает стипендию от правительства Франции, берет уроки в Париже у Нади Буланже. «Моя музыка – это просто новый способ ощущения моего города, Буэнос-Айреса, – писал Пьяццолла.  Под влиянием баховской полифонии Маэстро Нового Танго создал особую музыкальную форму – танго-фугу. Это уникальный выразительный стиль музыки XX века, полный драматизма и страсти, лирики и меланхолии. Удивительный синтез итальянской, испанской, немецкой культур. Открытие открытий, неожиданное и гениальное! Астор Пьяццолла сочинял и аранжировал музыку, используя сочетание различных инструментов, но истинная душа его музыки – бандонеон – инструмент, завораживающий своим магическим тембром. Вы услышите фугату из Пяти танго-ощущений для бандонеона, легендарное «Забвение» и «Акулу» в аранжировке блистательной Натальи Козловой. Пять танго ощущений. Сон – Любовь – Тревога – Отчаяние – Страх — пять состояний, увлекающих в бездонную глубину любви. Любовь и одиночество, страсть и разлука в большом городе – вот о чем знаменитые танго Пьяццоллы.

Сольный орган представлен Арией в итальянском стиле Баха и Пассакальей Бернардо Стораче. Орган в альянсе со скрипкой погрузит вас в солнечный мир неугомонного аббата Антонио Вивальди. Все это напомнит об итальянских корнях Астора по материнской линии, а хит Жозефа Косма «Опавшие листья» окунет в поток парижских дней Пьяццоллы. Жемчужинки концерта — клавирные и виолончельные сочинения Баха в транскрипции для бандонеона соло.

Бах по-итальянски и танго Пьяццоллы — музыка, открывающая сердце.

И последним концертом этого органного уик-энда станет концерт из цикла «Органные воскресенья в монастыре францисканцев». Как вы уже догадались он пройдет в воскресенье 20 ноября, в 16 часов под сводами католического францисканского монастыря святого Антония чудотворца Падуанского, по адресу 9-я Красноармейская улица, дом 10-А (станции метро: Балтийская, Технологический институт). Называется он: «На языке Барокко».

Это концерт известной, талантливой, любимой публикой органистки Натальи Михайловой. В программе концерта — органные шедевры одной из самых ярких эпох в истории человечества. В каждой стране этот причудливый стиль формировался по-разному, но наибольшее количество известных и плодовитых композиторов удивительной эпохи породили Германия и Италия – родина Барокко.

Дитрих Букстехуде — глава северо-немецкой органной школы, знаменитый предтеча Баха, по достоинству оценивший его талант и оказавший бесспорное влияние на стиль великого Мастера. Иоганн Каспар Керль — один из самых виртуозных органистов своего времени, обучался в Риме, служил при мюнхенском и венском дворах, познакомив немецкую публику с самобытным итальянским церковным стилем. Сам император Леопольд I был восхищён искусством органной импровизации Керля, сопровождавшей его коронацию. Георг Муффат – интереснейшая фигура. Предки музыканта по отцовской линии были выходцами из Англии и Шотландии. Он учился в Париже у Люлли и в Риме у Паскуини. Служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество – важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для Короля инструментов Apparatus Musico-Organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью. Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.

Иоганн Себастьян Бах представлен рядом гениальных органных транскрипций: обработкой легендарного Адажио из гобойного концерта Алессандро Марчелло и скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского, – очередного примера сочинительства этим правителем талантливейшей музыки.

Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди! Никогда не встречаясь, они стали соавторами ряда безусловных шедевров, проверенных временем. Концерт ля минор, представленный в баховской органной транскрипции, – один из самых популярных в репертуаре Короля инструментов.

Английский гость вечера Джон Стэнли, будучи фактически слепым, обладал уникальной памятью, позволяющей свободно аккомпанировать ораториям Генделя, писать музыку и … наслаждаться карточными играми со своими многочисленными приятелями. Он часто играл на органе в Воксхолл-Гарденз и первым снимал пробу с новых церковных органов, а еще успевал преподавать.

На языке Барокко — ждем вас на празднестве ЗВУКА!

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.