Ответственность, вежливость, выдержка

Ответственность, вежливость, выдержка
28 октября
12:26 2022

 30 октября – День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта

Что такое современный общественный транспорт большого города? — Это мастерство рабочих, профессионализм инженеров, а также руководителей транспортных предприятий и ученых отраслевой науки. Многое зависит здесь и от качества подготовки выпускников профильных вузов и средних специальных учебных заведений. И все же ключевым звеном на транспорте всегда были и остаются те, кто сидят за рулем автобуса и троллейбуса, чья рука уверенно держит контроллер в кабине трамвая. О двух из них — настоящих мастерах своего дела — мы и расскажем вам сегодня…

Трудовая династия Федоровых

Для водителя Автобусного парка №1 — филиала ГУП «Пассажиравтотранс» Александра Федорова эта профессия – дело глубоко семейное. С ней неразрывно связана вся трудовая биография его отца, Тимофея Николаевича, профессиональным свершениям которого главная советская газета «Правда» в 1974 году посвятила целую полосу. Не удивительно, что в 1976 году после возвращения с армейской службы и Александр Федоров решил сесть за баранку автобуса. Отец для него на всю жизнь стал прекрасным примером для подражания, заботливым, но требовательным наставником, советы которого буквально на вес золота.

В профессии водителя Александру Тимофеевичу больше всего нравится возможность постоянно общаться с людьми. На своем водительском веку ему довелось развозить пассажиров и междугородних, и даже международных маршрутов. Публика в салоне автобуса бывала разная, но даже с самыми привередливыми попутчиками Александр Федоров умеет находить общий язык. Помогают неписаные водительские заповеди, которые он унаследовал от отца.

«Представителям нашей профессии не чуждо ничто человеческое, но в рейс водитель обязан выходить в хорошей физической форме, — поделился он одним из главных секретов профессионального ремесла. – Ведь он несет ответственность за жизнь и безопасность пассажиров. Только хорошо отдохнувший, бодрый водитель может сохранять предельную концентрацию во время пути».

С пассажирами Александр Федоров всегда предельно вежлив. Он умеет быстро «разруливать» конфликтные ситуации, но старается гасить разгорающиеся страсти еще в самом зародыше. Другим серьезнейшим вызовом для водителей общественное транспорта Александр Тимофеевич считает наглое, вызывающее поведение таких автолюбителей, которых в народе метко окрестили «автохамами».

«При вынужденной встрече с ними всячески стараюсь подавить в себе чувство глубочайшей досады, — признался он. – Отец всегда настоятельно советовал мне просто не обращать внимания на их выкрутасы. Водитель автобуса обязан внимательно следить за ситуацией на дороге, не отвлекаться и не должен импульсивно реагировать на мелкие «шалости» недобросовестных автолюбителей».

Александр Федоров.

Александр Федоров.

За долгие десятилетия своей водительской карьеры Александру Федорову довелось управлять автобусами самых разных марок. Ему есть, что с чем сравнивать.

«Вне всякого сомнения, и водителю, и пассажирам гораздо комфортнее ездить на современном поколении автобусов, — отмечает Александр Тимофеевич. – Несравненно лучше стало и их техническое обслуживание. Когда я еще был молодым водителем, ремонтировать автобус приходилось самому, в ночное время, прямо в автопарке. Сейчас в случае поломки составляешь заявку, и все неисправности оперативно устраняют работники ремонтной службы. Нередко ремонт производится прямо на линии».

Александр Федоров состоит в профсоюзе уже более полувека. В профсоюз он вступил в 16 лет, когда в самом начале своей трудовой биографии работал токарем на ЛОМО.

«Александра Тимофеевича по праву можно назвать образцовым работником, — убеждена председатель первичной профсоюзной организации автобусного парка №1 Татьяна Маркова. – Он – очень грамотный специалист, предельно ответственно относится к вверенной ему технике. За долгие годы работы Александр Федоров имеет множество различных поощрений и не получал дисциплинарных взысканий. Спокойный, вежливый человек, он доброжелательно относится к коллегам по работе и охотно делится своим профессиональным опытом с молодыми водителями.
По просьбе профкома Александр Тимофеевич следит за техническим состоянием отстойно-разворотных станций. В этих пунктах находятся диспетчеры, которые подписывают путевые листы. Здесь же водители автобусов могут отдохнуть и пообедать. На основе информации, которую сообщает нам Александр Федоров, профком инициирует переговоры об оптимизации работы этих очень важных для водителей автобусов технических пунктов».

Побольше бы таких работников!
Сергей Панюков с юных лет относится к троллейбусам с благоговейным интересом. В этих многотонных механических гигантах ему нравится решительно все, от пульта управления в водительской кабине до экзотических токоприемников на крыше, Еще в подростковом возрасте Сергей мечтал освоить профессию водителя, сесть за руль троллейбуса и развозить пассажиров.

Эта мечта достаточно быстро сбылась. Однако так получилось, что во Владимире, откуда родом Сергей Панюков, гораздо больше внимания уделяли развитию автобусного сообщения. Поэтому зарплата водителей троллейбусов была несравнимо ниже. Сергею пришлось, скрепя сердце, временно поменять водительскую специальность.

Переехав в Петербург, он устроился на работу в Троллейбусный парк №1 СПб ГУП «Горэлектротранс». И окончательно убедился в том, что именно к этому виду пассажирского транспорта у него лежит душа. Сергей Панюков готов часами рассказывать о неповторимом колорите работы водителя троллейбуса. Эту профессию он считает очень интересной, творческой и, самое главное, чрезвычайно нужной для людей.

«Представим себе на минуту, что по каким-то причинам город останется без пассажирского транспорта, — не по годам зрело рассуждает 30-летний Сергей Панюков. – Жизнь, конечно, полностью не замрет, но трудности возникнут неимоверные. За то, что мой труд очень нужен людям, я и люблю свою профессию. Главное задача водителя троллейбуса – предельно быстро развозить пассажиров, позаботившись при этом об их безопасности. Огромная ответственность ко многому обязывает и является хорошим стимулом для повышения профессионального мастерства».

Работа водителя троллейбуса жестко регламентирована ведомственными инструкциями. Ему во время рейса, в частности, категорически запрещено разговаривать по мобильному телефону, слушать музыку, принимать пищу. «Иной раз, простаивая в огромной транспортной пробке, можно было бы основательно перекусить, но если нельзя – значит, нельзя», — говорит Сергей Панюков.

К сожалению, на маршруте водителям троллейбусов — как и их коллегам из автобусных парков — нередко приходится сталкиваться с неуважительным отношением со стороны владельцев легкового автотранспорта. Порой дело доходит до вопиющих случаев.

«Некоторые автовладельцы умудряются парковать свои машины прямо у троллейбусной остановки, — возмущается Сергей Панюков. – Из-за их безответственных действий возникают серьезные проблемы с посадкой в троллейбус, например, у женщин с детскими колясками. При этом весь естественный в таких случаях негатив пассажиры изливают не на истинного виновника, а на водителя. Есть и такие лихачи, которые готовы заехать во двор, развернувшись прямо под носом у троллейбуса. Когда им делаешь замечание, они еще и претензии предъявляют. Мол, что тебе было трудно притормозить? Им совершенно невдомек, что при резком торможении троллейбуса могут серьезно пострадать пассажиры».

Сергей Панюков

Сергей Панюков

Очень важным для водителей троллейбусов Сергей Панюков считает взаимопонимание с начальством. Ведь в такой высокотехнологичной сфере, как электротранспорт, периодически возникают технические проблемы, которые надо оперативно решать, —

«Начальство не должно «закрываться» от работников и обязано реагировать на их обращения, — убежден Сергей Панюков. – Приятно, что руководство Троллейбусного парка №1 это понимает. Большинство наших обращений получает положительный отклик. Наши трудовые интересы очень энергично отстаивает первичная профсоюзная организация, которую возглавляет Наталья Александрова. В частности, наш профсоюзный лидер уже много лет ставит вопрос о бесплатном проезде работников нашего троллейбусного парка на общественном транспорте. Надеюсь, что и эта проблема будет решена».

Наш герой состоит в профсоюзе с 24 лет. И уже успел зарекомендовать себя в профсоюзной работе с самой лучшей стороны.

«Сергей Панюков – очень инициативный и креативный, в лучшем смысле этого слова, человек, — подтвердила председатель профсоюзного комитета Троллейбусного парка №1 СПб ГУП «Горэлектротранс» Наталья Александрова – Он принимает самое деятельное участие в профсоюзных акциях. Сергея никогда не надо было уговаривать выйти на первомайскую демонстрацию. Вместе с коллегами по работе он организовал сообщество «Творческая группа», которое снимает и потом размешает в социальной сети «ВКонтакте» очень полезные для нашей работы видеоролики. Например, как молодым матерям с детскими колясками правильно садиться в троллейбус. Это сообщество также подготовило красочное поздравление к 115-летию петербургского трамвая. Побольше бы таких работников, как Сергей Панюков!».

Профессиональный праздник транспортников был учрежден еще во времена СССР. С этих же времен он отмечается в последнее воскресенье октября. С 1976 по 1996 год он назывался «День работников автомобильного транспорта». Затем его переименовали в «День работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», но вскоре дорожники обрели собственную праздничную дату. С 2012 года в последнее воскресенье второго месяца осени чествуют не только автомобилистов, но и работников городского пассажирского транспорта.

Об авторе

Михаил Кореневский

Михаил Кореневский

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.