Проведи выходные с «властелинами»!

Проведи выходные с «властелинами»!
28 октября
13:36 2022

Удивительное сочетание органа и армянского дудука, встречи композиторов, живших в разные столетия… Все это «Магия органа». Прикоснуться к ней очень просто: надо, всего лишь, прийти на концерт…

Уже сегодня 28 октября в пятницу, вас ждет сразу три органных концерта!

Первый из них начнется в 19 часов 30 минут в римско-католическом храме святого Станислава, что на улице Союза Печатников, дом 22. Здесь в цикле концертов «Органные истории Старого города» сегодня сыграют органный концерт «Властелины органа».

Речь идет о двух гениях – Бахе и Франке. Они встретятся в программе органистки, лауреата международных конкурсов Светланы Фурник.

Бах – непререкаемый идеал музыкантов всех последующих поколений, остается таковым и в наши дни. Связь с его композиторскими традициями безошибочно прослеживается и музыке Сезара Франка – основателя французской романтической органной школы, великого органиста Парижской базилики Святой Клотильды, которого сам Ференц Лист сравнивал с Бахом. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии этих жанров стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество духовной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления. Органная книжечка – сборник хоральных обработок, в основу которых легли более 40 протестантских хоралов. Лаконизм формы и проникновенность музыкального языка этого опуса вновь погружают нас в космос Баха. В цикле из Прелюдии с фугой до мажор, написанные в разные периоды творчества части, объединились необычайно естественно и органично. Фантазия и фуга до минор столь впечатлила выдающегося британского композитора сэра Эдварда Элгара, что он создал ее блестящую оркестровую версию. Токката и фуга ре минор – самый органный хит, авторство которого оспаривается и по сей день.

Великолепное владение незаурядным композиторским мастерством проявилось в органных импровизациях Сезара Франка, жанре, забытом со времен великого Баха. Орфей из Сен-Клотильд представлен масштабной Фантазией, грандиозной Героической пьесой и проникновенным Кантабиле. Лиричные и героические, камерные и масштабные опусы двух гениев соединятся в уникальной акустике одного из самых прекрасных храмов Петербурга.

Властелины органа: Бах и Франк – лучшие сочинения органного репертуара!

А в 20 часов 15 минут в этот вечер пятницы, в римско-католическом храме Успения Пресвятой Девы Марии, по адресу 1-я Красноармейская улица, дом 11 (станция метро Технологический институт) можно будет послушать концерт «Орган и магия дудука».

Орган и дудук – два древнейших духовых инструмента с абсолютно разной историей, тем не менее, прекрасно сочетающиеся и дополняющие друг друга. Дудук, благодаря частому вибрато созвучный человеческому голосу, и орган, ассоциирующийся с мощью и космизмом. Сочетание тембров, рождающее абсолютно уникальный спектр звукописи. Кроме армянских авторов, прозвучат русские народные песни и … вокальный шедевр Шуберта Ave Maria.

В этот вечер замечательный музыкант, лауреат международных конкурсов Руслан Шмельков (дудук, кларнет) в сопровождении харизматичного органиста — лауреата международных конкурсов Егора Колесова будет переходить от дудука…к кларнету. Сочетание органа и кларнета является очень редким и необычным явлением в музыкальном мире. Многие аранжировки, которые входят в репертуар ансамбля, сделаны самими музыкантами. Сочетание этих двух инструментов рождает абсолютно новые версии хорошо известных опусов, например, Вокализа Рахманинова. Неожиданными гранями откроется Adagio и Allegro из концерта для кларнета с оркестром Моцарта в сопровождении органа. Финал концерта — одно из последних сочинений Франсиса Пуленка, его кларнетовая соната, где с истинно французским юмором сочетается глубокий трагизм.

Сольный орган представлен опусом самого органного композитора – Иоганна Себастьяна Баха и Александра Гильмана – выдающегося органиста, композитора и педагога, редактора изданий старинной музыки, в творчестве которого органные сонаты занимают особое место.

Орган и магия дудука – незабываемый вечер в обществе любимых петербургских музыкантов.

Еще одним органным концертом 28 октября станет «Бах и романтическая Германия». Это масштабное выступление органистки Лилии Кузнецовой состоится сегодня ровно в 20 часов под сводами римско-католического храма Матери Божией Лурдской, что расположен на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания). Это очередной концерт цикла «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском».

В этот вечер самый органный композитор Вселенной, Иоганн Себастьян Бах, предстанет в окружении немецких романтиков.

Органные сочинения Мастера – не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в вечность. Музыка Баха неизменно вызывает эмоциональный отклик у самой разной публики, а композиторы, творившие после Иоганна Себастьяна в самых разных странах и эпохах, продолжают развивать приемы его музыкального письма в своих опусах. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, на самом деле, не является единым двухчастным циклом, а создана Бахом в качестве начала и завершения «Органной мессы». Тем не менее, эти две части объединены символикой Святой Троицы: три темы в Прелюдии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов и тональность с тремя бемолями при ключе.

Величайшие композиторы мира в разное время использовали в своих сочинениях код имени Иоганна Себастьяна Баха B-A-C-H, в котором четыре буквы соответствуют четырём звукам. Этот музыкальный мотив живет более, чем в 400 сочинениях. Прелюдия и фуга на тему BACH – одно из трёх масштабных сочинений для органа Ференца Листа. Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Самое популярное сочинение Мендельсона для органа — именно цикл из 6 сонат, опубликованный в 1845 году, одновременно с работой композитора над редакцией хоральных прелюдий Баха. Количество частей варьируется в них от двух до четырех, это темы хоралов, фуги, фантазии. Прекрасное знание инструмента позволило Мендельсону достичь ошеломляющих звуковых и тембровых эффектов.

Творчество Шумана, другого немецкого гения-романтика представлено этюдами в форме канонов для педального фортепиано, инструмента, снабжённого ножной клавиатурой по аналогии с органом. Музыка Йозефа Габриэля Райнбергера начинает звучать в России все чаще. Творческое наследие композитора охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. «Музыка – выше слов; она начинается, когда слов больше недостаточно», – сказал как-то композитор.

Бах и романтическая Германия – фейерверк стилей и жанров в течение одного вечера!

Следующий день — суббота 29 октября также богат органными концертами.

Так в 20 часов 15 минут в римско-католическом храме Успения Пресвятой Девы Марии, на 1-й Красноармейской, дом 11, будет дан концерт «Вселенная Баха».

Концерт лауреата международных конкурсов, петербургской органистки Юлии Глазковой охватывает широчайший спектр органной музыки великого уроженца Германии.

Бах — планета, вселенная, океан. Его музыка востребована и актуальна во все времена. Композиторы самых разных стран в разные эпохи неизменно обращались к его творчеству, не только используя прямое цитирование, но и прибегая к самым дерзким и неожиданным экспериментам. На протяжении всей жизни Бах сохранил непроходящую любовь к органу, написав для него множество шедевров — от миниатюрных хоральных прелюдий до развернутых масштабных звуковых фресок. В репертуаре каждого органиста присутствие Баха непременно и обязательно. Прелюдия и фуга ми минор написана Иоганном Себастьяном в период между 1727 и 1736, во время его пребывания в Лейпциге. Сочинение часто называют «симфонией из двух частей для органа» в силу его масштабов. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре и названная Великой, поражает грандиозностью воплощения.

В творчестве Баха хоральные обработки занимают особую нишу, являясь вершиной айсберга этого жанра. Органные обработки хоралов в эпоху барокко были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа – мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря.

Иоганн Себастьян Бах и Антонио Вивальди — титаны, надолго забытые после окончания своего земного пути, две вершины удивительной эпохи барокко. В их творчестве своего апогея достигли достижения немецкой и итальянской музыки, накопленные предшественниками. Они никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неистового аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов ради собственного удовольствия. Вселенная Баха – прикосновение к вечности.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ми минор BWV 548 Две Хоральные прелюдии из цикла «Шюблеровские хоралы»: Wo soll ich fliehen hin BWV 646 (Куда мне убежать от тяготеющих над мной великих и бесчисленных грехов?) Meine Seele erhebt den Herren BWV 648 (Моя душа взывает ко Господу) Пастораль BWV 580 Антонио Вивальди – Иоганн Себастьян Бах Концерт ре минор BWV 596 в трех частях: Allegro. Fuge – Grave e spiccato – Allegro Прелюдия и фуга ля минор BWV 543

А ровно в 20 часов этим субботним вечером в римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, на Ковенском, дом 7, можно будет послушать «Сюиту в старинном стиле: от Баха до Таривердиева».

Это новое воплощение творческих фантазий Санкт-Петербургского концертного дуэта: заслуженного артиста РФ Марка Таубе (скрипка) и лауреата международных конкурсов Екатерины Маришкиной (орган).

Жанр сюиты, рожденный несколько веков тому назад, объединяет несколько частей, включая разнохарактерные танцы, контрастирующие между собой. В середине XIX века появился принципиально новый формат сюиты, основанный на музыке к театральным постановкам, операм и балетам, а в XX веке – на музыке к кинофильмам. Тем не менее, интерес к старинной сюите у композиторов последующих эпох не угас и они создали мастерские стилизации для различных инструментальных составов. Именно об этом – наш концерт.

Все начнется с Баха, неизменно любимого и желанного гостя любого органного концерта. Прелюдия к музыкальной встрече – хоральная партита, жанр органных вариаций на мелодию хорала. Король инструментов безграничен в своих возможностях, поэтому нет ничего удивительного в том, что оркестровая сюита прозвучит в транскрипции для скрипки и органа. Микаэл Таривердиев, чьи песни и музыку к кинофильмам мы знаем наизусть, создал множество сочинений для органа, а крупнейший международный органный конкурс носит его имя. Две хоральные прелюдии из цикла «Подражание старым мастерам» — виртуозная стилизация на тему ушедшей блистательной эпохи барокко. Особый интерес вызывает обращение к жанру старинной сюиты самобытное сочинение Александра Гречанинова, более известного как автора многочисленных хоровых шедевров, а также Ефрема Цимбалиста, блестящего скрипача, создателя виртуозных сочинений для скрипки. Яркий акцент программы – прикосновение к творчеству Хесуса Гуриди, баскского композитора ХХ столетия, чей самобытный стиль объединил традиции позднего романтизма, унаследованного от Вагнера, и аутентичную музыкальную культуру басков. Медитация Олега Янченко, патриарха российской органной школы, на тему итальянского композитора Лоренцо Перози – эхо позднеромантической традиции.

Сюита в старинном стиле – фантазии и мистификации от блестящих музыкантов Екатерины Маришкиной и Марка Таубе.

Здесь же — на Ковенском переулке, дом 7, но уже в воскресенье 30 октября, в 16 часов, в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», для вас повторится концерт «Орган и магия дудука» в исполнении Руслана Шмелькова и Егора Колесова.

Орган и магия дудука – незабываемый вечер в обществе любимых петербургских музыкантов.

И последним органным концертом этого уик-энда станет 30 октября вечер в храме католического францисканского монастыря святого Антония чудотворца Падуанского, что на 9-й Красноармейской улице, дом 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт). Здесь, в цикле концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев», в 16 часов прозвучит «Космогония Баха».

Космогония Баха – концерт молодых петербургских музыкантов, лауреатов международных конкурсов Марьи Коноваловой (сопрано) и Елизаветы Бузеровой (орган).

Константа баховского творчества — орган. В его необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. Бах – вечный спутник любого концертирующего органиста, некая постоянная ось, вокруг которой вращаются разнообразные устремления музыкантов-исполнителей и композиторов. Фантазия и фуга до минор создана в Веймарский период, цикл Прелюдия с фугой до мажор, части которого, написанные в разные периоды творчества, объединились необычайно естественно и органично.

Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи, Иоганн Себастьян Бах, тем не менее прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко, но именно Бах достиг в этом жанре абсолютного совершенства.

Жемчужины концерта – одна из самых проникновенных арий великой оратории «Страсти по Матфею» и Ave Maria, шедевр, созданный Шарлем Гуно, где в качестве аккомпанемента к вокальной мелодии использована до мажорная прелюдия из Первого тома «Хорошо темперированного клавира».

Космогония Баха – прикосновение к вечности.

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.