Профсоюзное образование: вчера, сегодня, завтра

Профсоюзное образование: вчера, сегодня, завтра
27 октября
21:24 2022

В Петербурге отметили юбилей учебно-методического центра профсоюзов

Ровно 50 лет назад — 27 октября 1972 года — по решению Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) в Ленинграде были созданы Межобластные профсоюзные курсы, впоследствии — Зональный учебно-методический центр (ЗУМЦ) профсоюзов Санкт-Петербурга. За минувшие полвека ЗУМЦ обучил более миллиона человек из разных регионов страны. Сегодня в Петербурге, во Дворце Труда, отметили юбилей этого учреждения образования. Торжество стало поводом не только для поздравлений, но и дискуссии о сегодняшнем и завтрашнем дне профсоюзного образования в России.

В штаб-квартире Ленинградской Федерации профсоюзов, являющейся учредителем ЗУМЦ, собрались руководители территориальных организаций отраслевых профсоюзов, профсоюзных образовательных учреждений из разных уголков страны, профсоюзные преподаватели, слушатели курсов ЗУМЦ разных лет. А главными спикерами пленарного заседания стали заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александр Шершуков, председатель ЛФП Владимир Дербин, профессор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП), заведующий кафедрой социально-культурных технологий, и.о. заведующего кафедрой конфликтологии, доктор культурологии Григорий Бирженюк.

Пленарное заседание открыл директор ЗУМЦ Максим Чирков. Он отметил, что сегодня в профсоюзном образовании накопилось немало вопросов и предложил обсудить следующие: кого, где и как учить профсоюзу? Роль учебных центров в профсоюзной системе. Что считать фактом обучения — диплом или полученные знания. Чему учиться: профсоюзной работе или универсальным навыкам?

Еще в 1906 году, в первом Уставе Центрального бюро профсоюзов Санкт-Петербурга одной из задач ставилась организация профсоюзных школ, курсов и лекций. А в 1926-м, во Дворце Труда, была открыта Высшая школа профсоюзного движения. С этими и другими фактами из истории профсоюзного образования участники и гости сегодняшнего мероприятия смогли познакомиться на развернутой на галерее Дворца Труда выставке, подготовленной специально к юбилею ЗУМЦ.

Хороший лектор — качественное обучение

Тон дискуссии задал председатель Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП) Владимир Дербин. Он напомнил, что в Петербурге существуют два профсоюзных образовательных учреждения — ЗУМЦ и Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП). Они тесно сотрудничают и, подчеркнул председатель ЛФП, не конкурируют, а дополняют друг друга: «Они находятся в разных весовых категориях, но и то, и другое нужно». Отметив высокое качество образования в петербургском учебном центре и постоянную поддержку, которую оказывает ему Федерация, руководитель ЛФП, в то же время, обратил внимание и на проблемный вопрос. А именно — подготовку профсоюзных лекторов, которую, по его словам «за прошедшие десятилетия мы несколько выпустили из поля зрения».

А ведь, подчеркнул Владимир Дербин, от уровня преподавания во многом зависит качество образования профсоюзных кадров. По мнению профлидера, этот важный для профсоюзной работы институт должен быть воссоздан, причем в ближайшее время.

Он выразил надежду, что на базе ЗУМЦ в течение ближайших полутора лет будут подготовлены профессиональные лекторы, которые смогут донести информацию о профсоюзах, их деятельности в доступной форме для любой аудитории.

…Тему взаимодействия учебных центров продолжил Григорий Бирженюк. По словам ученого, сегодня потребность в курсах выше, чем в университетском образовании. «Университеты опираются на выверенные программы. Это, с одной стороны, стабильно, но с другой —  маломобильно. А система курсов обладает высокой гибкостью и способностью реагировать на динамичное и малопредсказуемое изменение ситуации в профсоюзной среде, которая, в свою очередь, зависит от экономической, политической и кадровой ситуации в стране», — считает Бирженюк.

Пять ресурсов профсоюзного образования

Профессор СПбГУП обозначил основные ресурсы профсоюзного образования. В первую очередь, конечно, исторический. Ведь без знания опыта прошлого невозможно вести профсоюзную работу в настоящем. Второй — организационный — создание единой профсоюзной базы, основанной на новых информационных технологиях. Третий ресурс, конечно, кадровый, о чем уже говорил Владимир Дербин: отбор преподавателей, которые умеют работать с практикующими профсоюзными работниками, имеющими другие компетенции, нежели студенты. Четвертый ресурс— использование, так называемого, «Общего профсоюзного опыта». Делиться им слушатели профсоюзных курсов могут, если проводить обучение в игровых и интерактивных форматах — на круглых столах, в дискуссиях, деловых играх. «Лекция — это дешево, но не эффективно», — высказался ученый.

И, наконец, ресурс научный, где большую помощь, по словам профессора, может оказать СПбГУП, создавший монографии по профсоюзной учебе, обучающие кейсы — по конкретным случаям трудовых конфликтов, фильмы по направлениям профсоюзной работы, а также ежегодные обзоры по фактам защиты прав работников — из материалов Верховного Суда и практики правового управления ЛФП.

Создание единого образовательного пространства ФНПР

Александр Шершуков в своем выступлении обнажил одну из современных проблем профсоюзного образования — необходимость создания единого образовательного пространства ФНПР. В своей презентации он представил структуру профсоюзного образования, которую сегодня нужно выстраивать. Для создания единого образовательного пространства профсоюзов в 2021 году была принята «Концепция профсоюзного образования ФНПР». Документ регламентирует, напомнил Шершуков, что ФНПР признает профсоюзным только то образование, которое проведено согласно одному из четырех уровней, отраженных в Концепции, проводится по сертифицированным внутри системы программам, организовано одним из центров профсоюзного образования (территориального объединения профсоюзов или Центрального Комитета отраслевого профсоюза) с привлечением сертифицированных внутри системы преподавателей.

Зампред ФНПР высказался и о качестве профсоюзного образования, отметив, что ЗУМЦ Санкт-Петербурга в первых рядах, тех, кто эффективно ищет новые направления развития. При этом Александр Шершуков критично высказался в адрес учебных центров, которые не имеют своего штата преподавателей (либо — ограниченный штат), не выпускают «нового», используют архаичные методики, оборудование, подходы по сравнению с тем, как сегодня обучают в бизнес-структурах. Он также раскритиковал организации, привлекающие в качестве преподавателей «свободных художников»  или «инфоцыган», кочующих по регионам, которые «не несут никакой ответственности за свои слова — отчитал и уехал».

«Нужно, чтобы профсоюзные структуры всех уровней не только оценили необходимость образования профсоюзных кадров и актива, но и приняли соответствующие организационные решения», — подчеркнул зампред ФНПР.

И самообучающаяся организация

Александр Симагин руководил Зональным учебно-методическим центром профсоюзов Петербурга 20 лет. Он рассказал о том, как возглавляемому им коллективу удалось преодолеть проблемы конца девяностых — начала двухтысячных и, с помощью руководства ЛФП, наладить работу центра так, что он был и остается одним из ведущих профсоюзных образовательных учреждений в стране. А сегодня Александр Симагин предложил использовать в профсоюзном обучении модель «самообучающейся организации», предложенной американским исследователем Питером Сенге.

Ведущий преподаватель ЗУМЦ, заместитель председателя Территориальной организации Российского профсоюза работников химических отраслей промышленности по  Санкт-Петербургу и Ленинградской области Вера Кучина высказалась по ряду аспектов профсоюзного образования, в том числе она заявила, что «Недопустимо, чтобы председатель первички приступил к своим обязанностям без обучения. Он может быть суперпрофессионалом в своей основной работе, но это вовсе не значит, что он сможет грамотно оформить мотивированное мнение профкома или доходчиво объяснить работнику — зачем вступать в профсоюз».

От «Кипиша» до «Профсоюзного форума»

Также на сегодняшней встрече был представлен опыт образовательных центров профсоюзов из разных регионов России, причем две практики — коллег из Татарстана и Ростовской области — в этом году были удостоены премии «Профсоюзный авангард».

Welcome-курс «Pro-Профсоюз», созданный Федерацией профсоюзов Ростовской области (ФПРО) совместно с Молодежным советом ФНПР, представила заведующая сектором по информационной работе, развитию профсоюзного движения, учёбе и молодёжной политике ФПРО Анжелика Толочная. Это серия видеороликов об основных направлениях деятельности профсоюзов. В краткой и доступной форме они рассказывают молодежи о защите прав, льготах и гарантиях, оплате труда, профсоюзной идеологии, истории профсоюзов и т.д. Молодежный формат роликов можно определить уже по названию. Например курс о льготах и гарантиях для членов профсоюза называется «Ништяки», а о коллективных действиях и акциях солидарности — «Кипиш».

Директор Учебно-исследовательского центра профсоюзов Татарстана Светлана Безбородова познакомила коллег с проектом «Профсоюзный университет» — программой по развитию личной эффективности и ключевых компетенций профлидеров, профсоюзного актива самых разных возрастов, работников аппарата Федерации и погружению молодежи в профсоюзную среду.

Руководитель Учебно-методического центра Нижегородского областного Совета профсоюзов Лариса Белокопытова рассказала, что профсоюзные преподаватели Нижнего Новгорода начали практиковать онлайн обучение — вебинары, видеоконференции еще в начале двухтысячных. Поэтому здесь не составило трудности организовать дистанционное обучение во время пандемии

При обучении в очном формате популярностью у профлидеров и актива пользуется ежегодный выездной «Профсоюзный форум», поскольку, по признанию Ларисы Белокопытовой, «собрать профсоюзные кадры в аудиторию сложно».

Дополнением к выступлениям стал фильм о музее истории профсоюзного движения Санкт-Петербурга: занятия по истории профдвижения — неотъемлемая часть образовательных программ ЗУМЦа.

Коллеги из Казани, Ростова, Нижнего Новгорода, а также генеральный директор Учебно-исследовательского центра Московской Федерации профсоюзов Ирина Муравьева поздравили петербургский учебно-методический центр профсоюзов с юбилеем и вручили его директору Максиму Чиркову подарки.

Разговор о профсоюзном образовании продолжился затем в более узком кругу — на совещании директоров учебных центров.

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.