Риски: не только выявить, но и предотвратить

Риски: не только выявить, но и предотвратить
25 октября
10:55 2022

или новое в охране труда

C 1 марта 2022 года вступила в силу новая редакция Х раздела Трудового кодекса РФ («Охрана труда»). Она несет в себе много новелл в вопросах охраны труда, в первую очередь – это внедрение риск-ориентированного подхода, главная цель которого — не извлекать горькие уроки из уже произошедших трагедий на производстве, а заранее просчитать и предотвратить возможные риски.

Работа над документом шла долго и непросто, чтобы внести в него необходимые поправки профсоюзам даже пришлось организовать всероссийскую акцию. В итоге в окончательной редакции были учтены многие предложения и замечания защитников прав работников. Однако новые правила требуют серьезного анализа, тем более, как и полагается, введению обновленного раздела сопутствовал выход большого числа подзаконных актов. Как разобраться в этой массе новых документов, которые до сих пор вызывают много вопросов, на что обратить внимание профсоюзным организациям на местах при их реализации, «Площади Труда» рассказала главный технический инспектор труда Ленинградской Федерации профсоюзов Татьяна Пентешина (на снимке).

«Еще раз напомню, что во главу угла в новеллах законодательства по охране труда поставлен риск-ориентированный подход. Государство переходит от доктрины возмещения вреда пострадавшим на производстве работникам к доктрине оценки возможных рисков и в итоге недопущения несчастных случаев, усиливается ответственность работодателя и, соответственно, вырастает роль профсоюзного контроля», — подчеркнула в начале беседы профсоюзный эксперт.

А теперь, непосредственно о новых документах.

Приказ Минтруда «Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда. Начал действовать с 1 марта нынешнего года.

«Главная его идея понятна — работодатель обязан информировать работников об их правах и обязанностях в сфере охраны труда. В связи с введением документа необходимо актуализировать Положение о Системе управления охраной труда (СУОТ) и приказы по охране труда.

Со своей стороны профсоюз должен проконтролировать, чтобы с ним согласовали все изменения, которые будут вноситься в эти локальные нормативные акты, потому что ответственность за новое направление работы — информирование — лежит и на профсоюзе. Профсоюз должен разъяснить работникам непонятные моменты, размещать информацию на своих стендах. Задача уполномоченных профкомов по охране труда — в своих подразделениях следить, чтобы вся информация была доведена до работников», — рассказала Татьяна Пентешина.

«Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков». Вступили в силу с 1 марта.

«Их введение требует пересмотра положения по управлению профессиональными рисками, положения о СУОТ и приказов по оценке профессиональных рисков», — уточнила Пентешина.

«Сегодня существует более 50 методик оценки уровней рисков и их снижения — отрасли разные, даже в одной есть предприятия, имеющие свою специфику, и разработать универсальную методику невозможно. Также у работодателя есть право на основе существующих методик разработать свою», — отмечает профсоюзный эксперт.

Профсоюз, по ее словам, должен обязательно согласовать выбранную методику, при этом обратить внимание: насколько она прозрачна, понятна работникам и результативна. «К оценке методики надо привлечь и работников. Ведь кто лучше них знает проблемы и скрытые опасности на своем рабочем месте. И не только работнику, но и работодателю лучше это озвучить, оценить возможный риск и разработать мероприятия для его предупреждения, даже если они дорогостоящие, чем в итоге получить травмы на производстве», — справедливо считает главный технический инспектор труда ЛФП.

О совершенно новом понятии «микротравма» и приказе Минтруда, которым утверждены рекомендации по учету микроповреждений, вступившем в силу с 1 марта, мы уже рассказывали на страницах «Площади труда».

«Но хотелось бы еще напомнить, на что должен обратить внимание профсоюз, тем более, что ранее учет микротравм не велся, — отмечает собеседница. — Во-первых, нужно актуализировать положение о расследовании несчастных случаев. Во-вторых, профсоюз должен проконтролировать, чтобы при поиске причин травмирования работодатель не переусердствовал в обвинениях самого пострадавшего, а работник — из боязни быть наказанным — не скрыл микротравму. Основная задача — не найти виноватого, а выявить причину — почему человек, например, порезался и сделать все возможное, чтобы подобная травма не повторилась — выдать другие СИЗ, изменить технологию. В противном случае микротравмы будут повторяться и в итоге могут привести к тяжелому несчастному случаю. Ведь, как следует из пирамиды происшествий Дюпона-Хейнриха, или как ее еще называют «пирамиды безопасности» «на 30 000 опасных действий или условий будет один смертельный несчастный случай».

«Общие требования к организации безопасного рабочего места» — действуют с 1 марта.

«В документе очень подробно расписано — как должно быть оснащено рабочее место, как размещены зоны управления машинами и оборудованием, чтобы максимально сохранить жизнь и здоровье работника. В связи с нововведением необходимо актуализировать правила и инструкции по охране труда и обязательно согласовать их с профсоюзом. При согласовании профсоюз должен обратить внимание на то, какие изменения внесены и не ухудшают ли они условия труда работника. Также профсоюз должен проконтролировать, чтобы работодатель учитывал этот документ в своей деятельности и строго ему следовал», — прокомментировала Татьяна Пентешина.

«Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами». Они вводятся поэтапно. Окончательно — с 1 сентября 2023 года.

«Нужно пересмотреть приказы по обеспечению работников СИЗ и смывающими средствами, перечни профессий и должностей работников, имеющих право на их бесплатное получение и положение о порядке обеспечения работников этими средствами», — уточнила главный технический инспектор труда ЛФП.

Она считает, что с его реализацией возникнет много вопросов. «Вводится принципиально новый подход к обеспечению СИЗ. Раньше существовали типовые нормы — в зависимости от отрасли и профессии, если профессия есть в нескольких отраслях, дополнительно использовали, так называемые, сквозные нормы выдачи. Теперь они будут выдаваться с учетом проведенной оценки рисков. Но! Система оценки только начинает работать! Будут ли выявлены все из них и, соответственно, не пропадут ли из действующего сейчас перечня средства индивидуальной защиты, если какой-то риск не будет просчитан, обоснован? Приведу пример: при расследовании несчастных случаев сталкиваюсь с такой проблемой, что работнику, который летом трудится на улице, не выдали головной убор, результат — тепловой удар. Работодатель помнит о перчатках, спецовках, сапогах, а на такую «мелочь», по его мнению, как панамка не обращает внимание», — рассказывает главный технический инспектор труда ЛФП.

«Увы, но можно прогнозировать: если сейчас на предприятии недостаток СИЗ, они неудобны для работников, то скорее всего эти проблемы останутся», — уверена Татьяна Пентешина.

Еще один «скользкий» момент на который обращает внимание собеседница. «Раньше приобретение дополнительных средств индивидуальный защиты — не входящих в типовые нормы, но необходимых для работы — или замену одних СИЗ на другие работодатель согласовывал с профсоюзом, закрепив соответствующие договоренности в коллективном договоре, соглашении или ином локальном документе. И расходы на такие дополнительные СИЗ относились на счет себестоимости продукции и услуг. То есть работодателю было выгодно их приобретать. А работник, соответственно, был обеспечен спецодеждой и другими средствами в достатке. А с учетом новых правил, выдачу дополнительных СИЗ профсоюзу нужно будет обосновывать наличием соответствующих рисков. Только тогда затраты на эти средства будут учитываться в себестоимости. Если же риск не будет выявлен, не будет дано обоснование для приобретения отдельных СИЗ, работодатель должен покупать их за счет прибыли. Нетрудно спрогнозировать, что работодатель вряд ли пойдет на такие затраты.

И здесь перед профсоюзом стоит очень серьезная задача — доказать работодателю необходимость приобретения тех или иных СИЗ, реагировать на каждую жалобу работника — на недостаток, неудобство, обращать внимание не только на их количество, но и качество», — резюмирует профсоюзный эксперт.

«Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)». Документ введен впервые и начал действовать с 1 марта.

«У нас на множестве предприятий часть дополнительных работ выполняют подрядные структуры. От правильно организованного труда подрядчиков зависит жизнь и здоровье не только их работников, но и работников основного производства. И, наконец-то появился документ, который наделяет заказчика правом контролировать, как ведет работы исполнитель», — с удовлетворением отмечает собеседница.

А что касается реализации документа, то, по ее мнению, нужно обратить внимание на следующее: «На протяжении всего периода проведения работ должны быть просчитаны риски и отражены в этом примерном перечне. Например, рабочий подрядной организации попросил уборщика основного производства убрать за собой мусор, а тот поранился металлической стружкой. Кто будет отвечать за травму? Если такой риск существует, его надо прописать, назначить ответственного и предусмотреть меры профилактики.

Ознакомить с этим перечнем всех работников, не зависимо от того в какой организации они трудятся, нужно еще на вводном инструктаже.

А задача профсоюза — опять-таки контролировать, как выполняются мероприятия, как взаимодействуют между собой работодатели».

А в заключении главный технический инспектор труда ЛФП со страниц нашей газеты обратилась к работникам — членам профсоюза: «Если какой-либо вновь введенный документ вызывает вопросы — не стесняйтесь их задавать, обращайтесь в свой отраслевой профсоюз, в Ленинградскую Федерацию профсоюзов, чтобы мы могли их решать, обмениваться опытом — пока нет наработанной практики применения новых документов это необходимо».

 

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.