Электротранспорт встанет на новые «рельсы»?
В Государственной Думе прошли большие парламентские слушания, посвященные развитию общественного электротранспорта в регионах. Как сообщила пресс-служба ГД, в парламенте обсудили вопросы обновления подвижного состава, его функционирования и финансирования, модернизации инфраструктуры, восстановления удобных маршрутов. Своим видением ситуации поделился и отраслевой профсоюз.
По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, проведение слушаний инициировали жители регионов.
Большая делегация представляла на слушаниях Петербург. Это вполне объяснимо, ведь наш город — родина российского трамвая и считается «трамвайной столицей» страны. В ее составе были председатель городского комитета по транспорту Валентин Енокаев, председатель Межрегионального профсоюза работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Нина Леонтьева, директор СПб ГУП «Горэлектротранс» («ГЭТ») Денис Минкин, председатель первичной профорганизации предприятия Галина Крылова и члены Молодежного совета профсоюзной ячейки «ГЭТ».
Износ парка и низкая заплата
…Эти проблемы в городском электрическом транспорте участники слушаний назвали основными.
Так Вячеслав Володин заявил, что «за прошедшие 30 лет количество подвижного состава — трамваев и троллейбусов — уменьшилось почти в два раза. Если говорить о троллейбусах, их осталось 7910. При этом средний возраст у троллейбусов — 14 лет. Если говорить о трамваях, их осталось 7428, средний возраст — 20 лет», — цитирует спикера пресс-служба Госдумы.
Председатель Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения Александр Василевский рассказал, что на городском электротранспорте самые низкие заработки среди всего транспортного комплекса России — 60% от средней по отрасли. Это, заострил внимание профсоюзный лидер, не способствует закреплению квалифицированных специалистов и рабочих — сообщает пресс-служба профсоюза
Большинство из выступавших признали, что для решения этих и других проблем необходимо увеличить финансирование из федерального бюджета, поскольку регионы, многие из которых дотационные, самостоятельно с ними справиться не могут.
Какие шаги будут предприняты?
По словам Вячеслава Володина, «Модель финансирования общественного электротранспорта в регионах следует учесть в проекте федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».
Министр транспорта РФ Виталий Савельев дополнил, что «для восстановления и дальнейшего развития электротранспорта необходима систематическая адресная и экономически обоснованная государственная поддержка городского электротранспорта». По мнению главы министерства для развития отрасли нужны и внебюджетные источники.
По словам председателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгения Москвичева, в этом году будет создана федеральная целевая программа «Развитие городского наземного общественного электрического транспорта», рассчитанная не менее чем до 2030 года. Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры подготовил предложения по выделению бюджетных средств — уточнил парламентарий
Профсоюз: помощь федерального бюджета необходима
В отраслевом профсоюзе нашего региона такие решения властей, безусловно, приветствуют и надеются, что они будут реализованы.
Председатель Межрегионального профсоюза работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Нина Леонтьева подчеркивает: «На моей памяти впервые федеральные органы власти задумались о работе городского электрического транспорта. Поскольку он находится в ведении регионов, раньше на него внимание особо не обращали. И это при том, что трамваи и троллейбусы самый экологичный и востребованный вид транспорта».
По словам профсоюзного лидера, «вселяет надежду решение о принятии федеральной целевой программы, на которую только в 2023 году собираются направить 33,6 млрд рублей, и планируемое выделение средств из федерального бюджета. Это позволит обновить и увеличить подвижной состав, развивать новые виды транспорта, например, трамваи на магнитной подушке».
«Конечно, ситуация в Петербурге на фоне большинства субъектов гораздо лучше — в СПб ГУП «Горэлектротранс» за счет собственных средств и поддержки бюджета значительно обновлен и отремонтирован парк. Но для того, чтобы полностью заменить устаревшие трамваи и троллейбусы нужна помощь федерального центра», — отмечает Нина Леонтьева.
По мнению профлидера, «очень важно предложение заместителя руководителя фракции «Новые люди» Сарданы Авксентьевой, которая сказала о необходимости государственного контроля за частными перевозчиками и концессионерами».
«Однако, — сетует Нина Леонтьева, — на слушаниях не прозвучало — предусматривает ли новая федеральная программа повышение зарплаты в отрасли. А ведь это одна из самых острых проблем — на что обратил внимание председатель нашего профсоюза Александр Василевский. Водитель троллейбуса из Орла рассказала, что у них на предприятии люди получают 25-30 тысяч. В Петербурге побольше — средняя зарплата в «Горэлектротрансе» 64-65 тысяч. Но это со всеми сверхурочными и переработками, когда приходится трудиться буквально на износ, потому что людей не хватает по той самой причине низких заработков! При этом средняя зарплата в городе уже более 80 тысяч! Учитывая сложность, ответственность, напряженность труда водителей трамваев и троллейбусов — это не достойная зарплата!», — отмечает председатель Межрегионального профсоюза работников жизнеобеспечения.
Но позитивные новости тоже есть. Как рассказали в городском ЗакСе, с октября этого года зарплата специалистов транспортных предприятий должна вырасти на 10%. «По информации Комитета по транспорту, необходимое финансирование на эти цели составляет 1,197 млрд рублей и включено в проект изменений в бюджет Санкт-Петербурга на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», — сообщила пресс-служба городского парламента.
«Я очень надеюсь, что это произойдет, — поделилась Нина Леонтьевна. — Повышения добивался и наш профсоюз. Мы поднимали этот вопрос на встрече председателей профорганизации СПб ГУП «ГЭТ» и его структурных подразделений с руководством городского Комитета по транспорту, инициированной нашим Межрегиональным профсоюзом. Ну а как будет по факту — узнаем в ноябре».
В то же время — уверена собеседница: «Расходы на повышение заработной платы региональных транспортников должны быть заложены и в федеральном бюджете, потому что большинство регионов — дотационные!»
Что предложил Петербург
Участники слушаний от Северной столицы направили целый пакет предложений в профильный комитет Госдумы — с учетом опыта нашего города — рассказали в «Горэлектротрансе». Так, по мнению петербуржцев, развитие электротранспорта в регионах должно носить комплексный характер — с обновлением подвижного состава нужно модернизировать инфраструктуру. Необходимо поднимать уровень оплаты труда и создавать систему для обучения персонала. С обновлением транспорта важно не снижать технические требования к подвижному составу, делать технику максимально современной и в то же время сохранять историческое наследие, традиции и накопленный опыт, изучать историю развития отрасли.
«В общем, — резюмировала Нина Леонтьева, — предложений и планов было озвучено много. Главное, чтобы они были реализованы».
Фото вверху — сайт СПб ГУП «Горэлектротранс».
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий