Теги

1 Мая Александр Беглов Александр Дрозденко Бах Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Дворец Труда Дмитрий Чернейко Екатерина Слепнева ЖКХ ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Минимальная заработная плата Михаил Шмаков Нина Леонтьева Орган Площадь Труда Профсоюз работников здравоохранения РФ Регион 47 Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Сергей Максименко Татьяна Новицкая Татьяна Пентешина Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР Форум Труда детский отдых защита прав работников в период пандемии коронавируса классика коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость охрана труда первичная профсоюзная организация профсоюз профсоюзы рынок труда социальное партнерство

Календарь

Сентябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Подписаться на новости

Путь в небо – из цехов Ижорского завода

Путь в небо – из цехов Ижорского завода
28 сентября
17:07 2022

В сентябре этого года свой 300-летний юбилей отметило одно из старейших предприятий Северной столицы – основанные еще в эпоху Петра Великого Ижорские заводы. Предприятие, сегодня в первую очередь известное своей уникальной продукцией, предназначенной для ядерной энергетики, за три столетия своей истории выпускало пароходы, тральщики, буксиры, первые отечественные танки и двигатели внутреннего сгорания, ракетные снаряды и трубы для блокадного трубопровода по дну Ладожского озера. Еще одна знаменательная страница в истории Ижорского завода – постройка трех дирижаблей оригинальной отечественной конструкции, принявших участие в Первой Мировой войне.

Начало ХХ века… В эти годы мир был увлечен покорением пятого океана, а на летательные аппараты смотрели как на одно последних достижений научно-технического прогресса. В те годы многие были убеждены, что будущее принадлежит дирижаблям, способным преодолевать большие расстояния, обладавшим большой грузоподъемностью, а не похожим на этажерки первым аэропланам. В том числе – и в военном деле. В Первую Мировую Воздушный флот Российской империи вступил с эскадрой дирижаблей, насчитывавшей около десяти управляемых аппаратов легче воздуха – как отечественного производства, так и приобретенных за рубежом.

Дирижабль Голубь

В 1910 году первый полет совершил построенный на Ижорском легкий дирижабль «Голубь», разработанный известными кораблестроителями, видными теоретиками в области аэродинамики, профессорами Политехнического института Александром Фан дер Флитом и Константином Боклевским, а также капитаном Борисом Голубовым – опытным воздухоплавателем, в 1901 году окончившим Офицерскую воздухоплавательную школу.

В этом же году дирижабль успешно участвует в проходившей на Коломяжском ипподроме первой авиационной неделе, получив приз от организаторов. В 1912 Главное инженерное управление Военного министерства принимает решение вооружить дирижабль, с которого были успешно проведены стрельбы по цели из пулемета Мадсена.

Построенный в 1912 году по проекту Бориса Голубова и Д.С. Сухоржевского дирижабль «Сокол», во многом повторявший «Голубь», имел лучшую аэродинамику, управляемость, был оснащен более мощным двигателем, который при помощи механической передачи приводил в действие два пропеллера. По одним данным, он был оснащен пулеметами, по другим –  оборудован радиостанцией с радиусом действия 90 километров.

«Альбатрос» над Петроградом

«Альбатрос» над Петроградом

Самым совершенным дирижаблем, построенным в России в предвоенные годы,  и также вышедшим из цехов Ижорского завода, стал совершивший первый полет в 1913 году «Альбатрос», получивший, в том числе, более мощные двигатели. Аллюминированная ткань, из которой на заводе «Треугольник» была изготовлена оболочка, отражала солнечные лучи, предотвращая нагрев газа, и способствовала маскировке. «Альбатрос» был оборудован двумя пулеметами «Максим» и устройствами для сбрасывания бомб.

До августа 1914 года «Альбатрос», как и «Сокол» использовались для обучения экипажей дирижаблей в Офицерской воздухоплавательной школе (ОВШ). Напомним, что ОВШ, ставшая первым центром подготовки российских авиаторов и воздухоплавателей, находилась неподалеку от железнодорожной платформы Воздухоплавательный парк. Архитектурный ансамбль военного городка в основном сохранился, и группа энтузиастов в течение многих лет борется за создание здесь музея. Об этом мы не раз рассказывали в материалах «Площади Труда».

«Это место — святое»: посвящение воздушному флоту

Отметим, что при постройке дирижаблей использовались (за исключением двигателей) исключительно отечественные материалы и комплектующие. А качество оболочки «Сокола», изготовленной на «Треугольнике», по оценкам специалистов, не уступало аналогичным изделиям ведущих западных компаний, таких, к примеру, как французские «Континенталь» (Continental) и «Парсеваль» (Parseval) .

Небо войны
С началом военных действий было принято решение перебросить «Альбатрос» в Лиду, а затем – в прифронтовой Белосток. Под командованием своего конструктора капитана Бориса Голубова дирижабль за 12 часов при сложных метеоусловиях преодолевает путь в 680 километров, один раз сбившись с пути и будучи обстрелян своими солдатами (увы – не первый и не последний подобный случай!).

Вскоре перед экипажем ставится боевая задача – бомбардировка железнодорожных путей у осажденной германскими войсками крепости Осовец. Однако дирижабль был снова обстрелян солдатами 4-го Сибирского корпуса, только что прибывшими на фронт и не предупрежденными командованием.

Оболочка получила повреждения, но после ремонта аппарат вернулся в строй. После перевода Голубова на другую должность временным командиром дирижабля стал капитан Афанасий Шабский, до этого – командир дирижабля «Лебедь» в Офицерской воздухоплавательной школе, тоже конструктор, по проекту которого в Москве на заводе «Дукс» был построен дирижабль «Кречет».

Капитан Шабский (справа) у гондолы дирижабля

Капитан Шабский (справа) у гондолы дирижабля

Известно, что «Альбатрос» семь раз вылетал на бомбометание, но в основном использовался для разведки. 14 октября 1914 года «Альбатрос» потерпел аварию неподалеку от линии фронта и был разобран, так как капитальный ремонт в полевых условиях был невозможен.

На фронт отправился и первенец отечественного дирижаблестроения «Голубь». Аппарат поступил на вооружение 3-й воздухоплавательной роты, использовавшей также заказанный во Франции дирижабль «Астра». «Голубь »выполнял разведывательные полеты в районе линии фронта, а в ноябре 1914 года порядком потрепанный аппарат был разобран и сдан на склад.

Командиром роты стал один из конструкторов «Голубя» Борис Голубов, уже подполковник. В 1916 году аппарат снова собрали – интерес к небольшому дирижаблю проявили военные моряки, рассчитывавшие использовать его для патрулирования Балтийского моря. Однако планам этим не суждено было сбыться – во время шторма оболочка «Голубя», находившегося на открытой стоянке, получила серьезные повреждения.

Опыт боевых действий показал весьма ограниченную эффективность дирижаблей – большие тихоходные аппараты становились легкой добычей для истребителей противника и зенитной артиллерии. И тут, конечно же, следует отдать должное мужеству военных аэронавтов, с риском для жизни выполнявших задания командования. Пожелтевшие листы архивных документов сообщают о том, что подполковник Борис Голубов был награжден орденом Святого равноапостольного великого князя Владимира IV степени с мечами и бантом, а также орденом Святого Владимира III степени.

Недостроенный гигант
Рассказывая о летательных аппаратах, вышедших из цехов Ижорского завода, нельзя не вспомнить и о недостроенном «Воздушном крейсере», который мог стать крупнейшим в мире дирижаблем того времени. Проект огромного дирижабля был разработан незадолго до начала войны Голубовым и Сухаржевским и привлек интерес Военного министерства. Длина аппарата, в соответствии с проектом, должна была составить 130 метров, высота – 28 метров.

По замыслу конструкторов, он должен был поднимать в воздух двойной состав экипажа, двух наблюдателей, телеграфиста, пулеметчиков, не менее двух пулеметов, радиостанцию, запас горючего на 20 часов полета. К концу 1915 года основные детали гигантского аппарата были изготовлены. Работникам Ижорского – профессионалам высокого класса — пришлось решить непростые технологические задачи, связанные с силовыми установками и производством цельнотянутых труб для каркаса жестких частей дирижабля. Однако сборка дирижабля была отложена.

Штаб верховного главнокомандующего с учётом военной действительности предъявил новые требования — поднимать не менее одной тонны бомб. Вносились изменения в проект, заводу пришлось переделывать многие детали. Летные испытания планировались на середину 1916 года. Однако к тому времени в Военном министерстве сложилось мнение о бесполезности больших дирижаблей на фронте. Работы были прекращены.
Так была закрыта непродолжительная, но яркая страница в истории Ижорского завода, связанная с освоением пятого океана.

Эпилог
Опыт Первой Мировой подтвердил не оставлял сомнений в том, что в военном деле будущее за аппаратами тяжелее воздуха – аэропланами. Впрочем, забегая немного вперед, отметим, что эра дирижаблей не заканчивалась – 20-е и начало 30-х годов ХХ века стали временем расцвета дирижаблестроения – огромные аппараты возили пассажиров из Европы в Америку, достигали Северного полюса, в Москве действовала организация «Дирижаблестрой», конструировавшая и строившая дирижабли, обучавшая пилотов и механиков.

Однако к концу 30-х годов дирижабли окончательно уступают небо самолетам. Впрочем, и сегодня есть немало сторонников возвращения дирижаблей  – с использованием современных материалов, двигателей, электроники. По их оценкам, аппараты легче воздуха могли бы быть экономически эффективны, к примеру, при перевозке крупногабаритных грузов. На небольших дирижаблях летают пилоты-любители.  В 2013 году на авиасалоне МАКС был продемонстрирован небольшой дирижабль с экипажем из двух человек, построенный с использованием современных технологий и предназначенный для аэрофотосъемки. Но возвращение и перспективы дирижабля в ХХI веке – отдельная большая тема…

А.П. Фан дер Флит

Судьбы конструкторов дирижаблей, вышедших из цехов Ижорского завода, сложились по-разному.
Профессор Фан дер Флит эмигрировал и с 1921 года жил в Праге, преподавал в Чешском высшем техническом училище, участвовал в работе Русского народного университета. Умер в Праге 1 сентября 1940 года.

К.П. Боклевский

Его коллега по Политехническому профессор Константин Боклевский после революции продолжил работу в СССР, руководил проектированием торговых судов, преподавал в Военно-Морской академии, был председателем Технического регистра СССР. Умер в 1928 году и был похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

 

Конструктор и воздухоплаватель Борис Голубов, не принявший революцию, присоединился к белому движению. Известно, что в 1919 году в звании полковника он был комендантом станции Одесса-главная. В 1920 году в Симферополе полковник Голубов был взят в плен частями Красной армии и направлен в лагерь военнопленных под Рязанью. Далее следы его теряются.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.