Ближайшие выходные — окно в «Романтическую Европу»

Ближайшие выходные — окно в «Романтическую Европу»
11 августа
16:27 2022

Как вам сочетание органа с ксилофоном и виброфоном, особенно если исполняют музыку Антонио Вивальди? Наверное, это также прекрасно, как сочетание музыки Баха и французской готики… Ведь все это — «Романтическая Европа», одной из подлинных вершин культуры которой, несомненно стала положенная на музыку молитва Ave, Maria. Приобщиться ко всему этому так просто. Нужно всего лишь прийти на концерт.

Сделать это можно уже в ближайшую пятницу 12 августа. Так, в этот день в 19 часов 30 минут в Римско-католическом храме святого Станислава, что на улице Союза Печатников, дом 22, продолжится цикл концертов «Органные истории Старого города». На этот раз будет сыгран концерт «Времена года с Антонио Вивальди. Орган, вибрафон, ксилофон».

Это потрясающий концерт петербургских виртуозов — лауреатов международных конкурсов Павла Чижика (ксилофон, вибрафон) и Марии Лобецкой (орган). Хиты рыжего аббата прозвучат в сочетании вибрафона, ксилофона и органа! Это сочинение Вивальди настолько популярно, что за века своего бытия обрело и продолжает обретать множество новых жизней в самых невероятных транскрипциях. Вариант для ударных и органа сделан самими музыкантами и он – потрясающий. Времена года – наверное, самое популярное сочинение эпохи барокко, прошедшее проверку временем. Вивальди сегодня – проверенная временем классика, но для современников рыжий харизматичный аббат был дерзким новатором и экспериментатором. Мастерски, изображая птичье пение и летнюю грозу, лихие пляски итальянских крестьян и азарт охоты, композитор создал весьма философский опус, заключив в 40-минутный цикл всеобъемлющую картину жизни мира и человека.

«Гармоническое вдохновение» — первый цикл скрипичных концертов, созданный Вивальди за 12 лет до «Времен года», изданный в Амстердаме, и тотчас же заслуживший восторженное признание публики. Цикл раскрывает все самые оригинальные черты стиля великого мастера. «Гармоническое вдохновение» признано одним из самых значимых опусов восемнадцатого столетия, повлиявшим на дальнейшее развитие мирового музыкального искусства.

Времена года с Антонио Вивальди на ударных и органе – такого вы еще не слышали!

В этот же вечер пятницы — 12 августа, но уже ровно в 20 часов, в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, по адресу Ковенский переулок, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском» дадут концерт «Бах и готика Франции».

Великолепная петербургская органистка — лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова приглашает вас отправиться во Вселенную самого органного композитора мира и взлететь над шпилями парижских соборов. Вершина органного Олимпа – Бах, творивший на протяжении жизни для Короля инструментов в самых разнообразных жанрах. Органные транскрипции Иоганн Себастьян делал абсолютно гениально и с великим удовольствием. Например – обработка скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского, прекрасного примера сочинительства этим правителем талантливейшей музыки. Сезар Франк – основоположник французской традиции эры симфонического органа, возродивший искусство органной импровизации. Романтическая линия концерта также представлена творчеством Видора, ярчайшей фигуры XIX-XX на музыкальном Олимпе Франции.

Бах и готика Франции – присоединяйтесь к невероятному органному вояжу!

Там же — на Ковенском, дом 7 — но уже в воскресенье 14 августа, в 16 часов состоится органный концерт «Ave Maria».

Ave Maria – приветствие Архангела Гавриила Марии в момент благовещения — вечная тема, к которой на протяжении веков не устают обращаться композиторы и исполнители. Ave Maria давно вышла за рамки церковного пространства, а к нескольким сотням сочинений, созданных на этот текст, постоянно продолжают присоединяться новые, написанные уже в наши дни. В исполнении московского дуэта — лауреатов международных конкурсов Татьяны Сучковой-Гаврииловой (меццо-сопрано) и Александра Орлова-Снеговского (орган) прозвучат редко звучащие шедевры Ave Maria Тости, Масканьи и Массне. Прелюдия и фуга ми минор написана Иоганном Себастьяном Бахом во время его пребывания в Лейпциге. Сочинение часто называют «симфонией из двух частей» для органа в силу его масштабов. Связь с Бахом безошибочно прослеживается в музыке Сезара Франка – великого композитора, органиста Парижской базилики Святой Клотильды, которого сам Ференц Лист сравнивал с Бахом.Великолепное владение незаурядным композиторским мастерством проявилось в его органных импровизациях, жанре, забытом со времен великого кантора.

Ave Maria – вечер созерцания.

И еще один органный концерт состоится в воскресенье 14 августа, также в 16 часов в храме католического францисканского монастыря святого Антония Падуанского чудотворца, что на 9-й Красноармейской, дом 10-А (станции метро: Балтийская, Технологический институт). Там, в цикле концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев» для вас будет дан концерт «Бах и романтическая Европа».

Это концерт известного петербургского органиста, выдающегося педагога и исследователя органной культуры Юрия Семенова. В центре внимания – Бах и музыка немецкого и французского романтизма. В органном репертуаре Пассакалия Баха занимает прочное и почетное место. Ранний шедевр гения объединяют двадцать вариаций, басовая линия разделяется на две отдельные темы, и сопровождается третьей, которая становится предтечей монументальной фуги. Самое известное сочинение органного репертуара? Ну, конечно же Токката и фуга ре минор. Известно ли вам, что уже много десятилетий исследователи творчества Баха ведут по поводу авторства этого сочинения самые горячие дебаты? Впрочем, музыка не перестает от этого быть гениальной. Сезар Франк – основоположник французской традиции эры симфонического органа, возродивший искусство органной импровизации. Великого органиста Парижской базилики Святой Клотильды сам Ференц Лист сравнивал с Бахом, восхищаясь его незаурядным композиторским мастерством. Три хорала для большого органа – абсолютно новый тип французского концертного органного стиля. Феликс Мендельсон, вернувший творчество Баха из забвения, совершил переворот в жанре органной сонаты, создав шестичастный цикл, ставший центром его органного творчества.

Бах и романтическая Европа – золотой фонд органного репертуара.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.