К «Сокровищам Германии» через «Пять веков»

К «Сокровищам Германии» через «Пять веков»
08 июня
10:13 2022

Любителей органной музыки в эти выходные ждет не мало сюрпризов. Помимо ночного органного Марафона, их приглашают в путь за сокровищами, а также в путешествия сквозь века и даже в космос. Как всегда, начнутся органные концерты в католических храмах Северной столицы в пятницу 10 июня и продолжатся до воскресного вечера.

Концерт «Органные сокровища Германии», из цикла «Органные истории Старого города», состоится в пятницу, 10 июня, в 19 часов 30 минут в Римско-католическом храме святого Станислава на улице Союза Печатников, дом 22.

Для вас играет обаятельная и талантливая органистка, лауреат международных конкурсов Екатерина Васильева. Богатейшая панорама самой органной страны мира познакомит вас с музыкой барокко и романтизма. Редкий органный концерт обходится без Иоганна Себастьяна Баха, и в этот вечер он представлен во всем богатейшем многообразии своего органного творчества. Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Музыка Йозефа Габриэля Райнбергера постепенно набирает силу в России. Творческое наследие композитора охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе.

Неожиданный французский гость вечера – Фернан де ла Томбель, композитор и органист, сфера интересов которого поражает своей разносторонностью – он проявил себя на ниве литературы, скульптуры, живописи, фотографии и астрономии!

В этот же день — пятницу, 10 июня, в 20 часов 15 минут уже в Римско-католическом храме Успения Пресвятой Девы Марии, что на 1-й Красноармейской улице, дом 11 (станция метро Технологический институт) сыграют концерт «Космос Баха и роскошь Франции».

Космос Баха и роскошь Франции – уникальная программа одной из самых известных органисток Петербурга, лауреата международных конкурсов  Натальи Михайловой. Вершина органного Олимпа, Иоганн Себастьян Бах представлен различными гранями своего необъятного наследия. Иоганн Себастьян Бах и Антонио Вивальди — два гения блистательной эпохи барокко. Философская сдержанность Германии и неуемная энергетика Италии соединились в гениальных транскрипциях струнных концертов рыжего аббата, сделанных лейпцигским кантором для органа. Новая эра органа началась во Франции с появлением симфонического органа, связанного с именем знаменитого французского органостроителя-новатора Аристида Кавайе-Коля. Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия!

Космос Баха и роскошь Франции – насладитесь бриллиантами органного репертуара.

Здесь же, на 1-й Красноармейской, дом  11, но уже в субботу 11 июня, также в 20 часов 15 минут, прозвучит концерт «Пять веков органной музыки».

Пять веков органной музыки. Сочинения золотого фонда органного репертуара XVII-XXI столетий прозвучат в исполнении известной московской органистки, лауреата международных конкурсов Анны Юрковой.

Старший современник Баха, глава северонемецкой органной школы, великий Дитрих Букстехуде, разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна и оказал значительное влияние на творчество гения, как и Георг Бём, –  признанный основоположник жанра хоральной партиты – сочинения, состоящего из нескольких вариаций на мелодию хорала. Музыка Бёма замечательна тем, что она написана в «фантастическом стиле», основанном на импровизации.  Французская линия представлена одним из трех хоралов Сезара Франка, убежденного бахианца, основоположника органной романтической традиции Франции. Сюрприз концерта – «Эпилог на тему Фрескобальди», написанный французским композитором Жаном Лангле для органной педали соло. Концерт завершат сочинения признанного классика наших дней Арво Пярта и молодого немецкого композитора Матиаса Рэйфельда, ставшего в 2021 лауреатом конкурса композиторов Organ Taurida.

Пять веков органной музыки – уникальный вояж в компании Короля инструментов.

Несмотря на бывший накануне ночной органный марафон, концерты субботним вечером продолжатся и в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, по адресу Ковенский переулок, дом  7 (станция метро Площадь Восстания). Там, в субботу 11 июня, ровно в 20 часов, в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», сыграют концерт «Содружество гениев: Бах-Гендель-Моцарт».

Содружество гениев. Бах, Гендель и Моцарт – непререкаемые небожители музыкального Олимпа, встречаются в программе неповторимой органистки Лилии Кузнецовой.
Если музыка Баха — это храм, то музыка Генделя — дворец», — сказал некгда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! «Невстреча» давно уже стала поводом для создания литературных, драматургических и кинематографических шедевров, а самая известная пьеса на эту тему – «Возможная встреча» Пауля Берца. Творчество Баха предстанет во всем его жанровом многообразии. Гендель представлен одной из клавирных сюит в органной версии. К компании Баха и Генделя неожиданно присоединяется Вольфганг Амадей Моцарт, оставивший для органа не так много сочинений, но все они вошли в топ репертуара для Короля инструментов.

Содружество гениев. Бах, Гендель и Моцарт – ждут.

На следующий день, в воскресенье 12 июня, в 16 часов на Ковенском, дом 7 дадут концерт «Бах в Ленинграде».

Бах в Ленинграде – возможно ли такое? Да, благодаря неутомимому мастеру органных историй Юрию Семенову. В разгар сезона белых ночей Иоганн Себастьян оказался в компании ленинградских композиторов XX века, в числе которых Дмитрий Шостакович…  У вас есть редкая возможность сравнить, как звучала Пассакалия во времена Баха и как она изменилась через несколько веков. Она родилась в Испании XVII века и достигла расцвета в творчестве Баха, Генделя, Букстехуде, затем практически исчезнув из мира музыки. Ренессанс произошел в XX столетии, возродившись в симфониях, операх и самостоятельных сочинениях. Самое популярное сочинение органного репертуара? Ну, конечно же Токката и фуга ре минор. Известно ли вам, что уже много десятилетий исследователи творчества Баха ведут по поводу авторства этого сочинения самые горячие дебаты?  Впрочем, музыка не перестает от этого быть гениальной. А вот интересно, как бы сам Иоганн Себастьян оценил органные опусы ленинградских композиторов Михаила Юдина, Александра Михайлова и Николая Гана? Сложно сказать, но это можете сделать вы, посетив столь необычный концерт.

Бах в Ленинграде – встреча через столетия.

Этим же воскресным днем 12 июня, также в 16 часов в храме католического францисканского монастыря Святого Антония Падуанского чудотворца, что на 9-й Красноармейской улице, дом 10-А (станции метро: Балтийская, Технологический институт), в цикле концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев», прозвучит концерт «Бах, Вивальди и музыкальные мистификации».

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.
Бах, Вивальди и музыкальные мистификации. Встреча виолончели и органа. Изысканная, фантастически яркая программа прекрасных петербургских музыкантов, лауреатов международных конкурсов Татьяны Тутыниной (виолончель) и Марии Лобецкой (орган). Невероятное путешествие из Барокко в XX век с многочисленными остановками, мимо которых просто невозможно пройти.
Иоганн Себастьян Бах и Антонио Вивальди – два гения, в творчестве которых стиль барокко достиг апогея. Лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов ради собственного удовольствия. Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. Испанский виолончелист-виртуоз и композитор Гаспар Касадо известен как автор нескольких известных музыкальных мистификаций, самая популярная из которых Токката, приписываемая Джироламо Фрескобальди. «Итальянская сюита» создана Игорем Стравинским на материале его легендарного балета Пульчинелла для скрипки и фортепиано. Еще одна сюита, не сходящая с концертных площадок – Сюита в старинном стиле Альфреда Шнитке, которая родилась из музыки к фильмам фильмах Элема Климова: «Похождения зубного врача» и «Спорт, спорт, спорт».

Бах, Вивальди и музыкальные мистификации – незабываемые впечатления под сводами монастырской уютнейшей церкви.

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.