В небе Борис Сафонов!

В небе Борис Сафонов!
05 мая
19:21 2022

Источник фото: foto-planeta.com

В зале Центрального военно-морского музея, что расположен на Площади Труда, среди якорей, мин, морских орудий мы видим небольшой темно-зеленый самолет, один из самых известных советских самолетов — истребитель И-16, «ишачок» как ласково называли его летчики. Если приглядеться, на фюзеляже его можно увидеть заботливо заделанные фронтовыми механиками следы от вражеских пуль. Звездочки, нанесенные в два ряда на борту, рассказывают о том, что на этом истребителе летчик Советского Союза Борис Сафонов сбил 14 вражеских самолетов.

Его боевой путь пришелся на самое тяжелое время – первые месяцы войны, а жизнь была короткой и яркой – в 27 лет он, дважды Герой Советского Союза и командир истребительного авиаполка Северного флота, погиб в воздушном бою над Баренцевым морем.

Борис Сафонов родился 26 августа 1915 года в селе Синявино Плавского района Тульской области. Интерес к технике проявился уже в школьные годы. Окончив с отличием семилетку, он поступает в Тульскую железнодорожную школу, одновременно занимаясь в планерной секции Осоавиахима. В числе лучших курсантов Борис Сафонов был зачислен в аэроклуб. Пилотировать самолет его учила Валентина Гризодубова – впоследствии Герой Советского Союза, командовавшая в годы войны авиационной дивизией, сформированной из летчиков гражданской авиации.

Закончив аэроклуб, а затем 1-ю авиационную школу летчиков (впоследствии – Качинское летное училище), Сафонов служит летчиком-истребителем в Белорусском военном округе. С началом советско-финляндской войны 1939-1940-е годы молодой летчик просит направить его на фронт. В конце декабря он начинает службу в составе недавно сформированного 72-го смешанного авиаполка ВВС Северного флота. Лейтенант Сафонов становится командиром звена истребительной эскадрильи, летавшей на И-16.

Боевое крещение он получает, воюя в Заполярье в районе Петсамо (ныне Печенга). Основной задачей эскадрильи была воздушная разведка, а также нанесение ударов по наземным целям.

А 29 апреля 1940 года он становится командиром только что сформированной эскадрильи, вооруженной новыми истребителями И-16, только что полученными с Горьковского авиазавода. Один из этих самолетов сегодня мы можем увидеть в экспозиции Центрального военно-морского музея.

С первых дней Великой Отечественной войны эскадрилья принимает участие в воздушных боях, защищая небо советского Заполярья. К началу войны прославленный «ишачок» уже морально устарел, по многим показателям уступая «Мессершмидтам». Однако, несмотря на это, на И-16 советскими летчиками было одержано много славных побед.

Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года, Борис Сафонов сбил свой первый вражеский самолёт — бомбардировщик Хе-111. По мнению многих историков, это стало первой воздушной победой в Заполярье. В газете «Краснофлотец» вышла статья под заголовком «Бейте фашистов, как лётчик Сафонов!». А всего через три дня он сбил ещё один гитлеровский бомбардировщик.

В перерывах между вылетами Борис Сафонов находит время для анализа, разработки новых приемов воздушного боя, которым обучает подчиненных. Сафонов внимательно изучал сбитые немецкие самолеты, стремясь найти их слабые места. Его эскадрилья становится самой результативной. Еще одна характерная черта: Сафонов никогда не боялся защищать своих подчиненных, если считал, что они правы. Так, однажды один из его лётчиков по ошибке сбил советский самолёт. Экипаж не пострадал, но виновного командование потребовало отдать под трибунал. Однако Сафонов добился оправдания пилота на стадии расследования.

Один из самых известных воздушных боев, вошедших в историю Великой Отечественной прошел 15 сентября 1941 года. Семёрка истребителей во главе с Сафоновым вступила в бой с 52 вражескими машинами. Итогом боя стали 13 сбитых вражеских самолётов. Советские истребители вернулись на свой аэродром без потерь! Вскоре Борису Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза. Имя его было хорошо известно и противнику. Однополчане вспоминали, что немецкие летчики нередко старались избежать боя, услышав в эфире позывные Сафонова.

Через месяц командование ВВС Северного флота доверило майору Сафонову вновь сформированный 78-й истребительный авиаполк, оснащённый британскими самолётами Hawker Hurricane. В числе четырех летчиков Северного флота в марте 1942 он был награжден высшей авиационной наградой Великобритании – Крестом «За выдающиеся летные заслуги» – за участие в операции «Бенедикт» по оснащению советских частей британской авиационной техникой. Награду вручил глава британской миссии генерал-лейтенант Макфарлан.

Сафонов и британские летчики

Сафонов и британские летчики

Отметим, что, ознакомившись с британскими истребителями «Харрикейн», Сафонов остался доволен их летными качествами, но счел слабым вооружение. Под его непосредственным руководством на самолетах были установлены отечественные пулеметы и пушки.

Здесь хочется отметить присущее Сафонову особое внимание к подготовке, состоянию техники. «Победа в воздухе куётся на земле. Я, например, половину сбитых мною самолётов отношу за счёт своего техника Семёнова и механика Колпакова. Сколько бы пробоин ни было в моем самолёте после боя, к следующему вылету он неизменно в полной исправности», — сказал он в интервью корреспонденту флотской газеты.

Защита морских конвоев, доставлявших в СССР военную технику из США, была одной из важнейших задач морских летчиков. В Ледовитом океане конвои подвергались массированным атакам нацистской авиации, вылетавшей с аэродромов на территории оккупированной Норвегии. В небе над Баренцевым морем вспыхивали ожесточенные воздушные сражения.

30 мая подполковник Сафонов – в это время командовавший 2-м Гвардейским смешанным Краснознаменным полком ВВС СФ во главе звена прикрывал караван судов PQ-16, идущий в Мурманск. Звено встретилось со значительно превосходящими силами противника. Во время боя самолет Бориса Сафонова оказался вдалеке от остальных самолетов. Летчик передал по радио, что сбил три бомбардировщика Юнкерс-88. Последними его словами были «Мотор подбит, иду на вынужденную», после чего связь оборвалась. Моряки видели, как одиночный истребитель «КиттиХаук» прешел в крутое пике и врезался в воду.

Указом Президиума Верховного совета СССР от 14 июня 1942 года подполковник Сафонов был посмертно награжден второй медалью Золотая звезда за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, дающее право на получение звания Героя Советского Союза». К награде он был представлен еще до гибели. Борис Сафонов совершил 234 боевых вылета, сбил лично 20 вражеских самолётов

В память о герое уже в 1943 году в заполярном поселке Ваенга (ныне город Североморск) был установлен бронзовый бюст. Его имя носит поселок Сафоново, где на Аллее героев-североморцев также установлен бюст героя. Памятник герою установлен на его родине в райцентре Плавск Тульской области, напротив школы, в которой действует музей героя.

Имя дважды геря Бориса Феоктистовича Сафонова было присвоено самолёту МиГ-31 174-го гвардейского Краснознамённого Печенгского истребительного авиационного полка имени Б. Ф. Сафонова. В 2006 году после расформирования полка авиаторы передали МиГ в дар музею военно-воздушных сил Северного флота и установлен на постаменте в поселке Сафоново. Имя Б.Ф. Сафонова носили также два тральщика в составе Северного флота.

Немного о самолете, который мы сегодня можем видеть в музее. В марте 1943 года он стал экспонатом одной из первых выставок, посвященной Великой Отечественно войне – прошедшей в Москве выставки«Флот в Отечественной войне». Благодаря этому самолет сохранился и впоследствии (не позднее 1950 года) был передан в военно-морской музей, он упоминается в путеводителе по музее, изданном в 1955 году. На этом самолете ас сражался около 3-х месяцев — примерно с 10 июля по 18 октября 1941 года и сбил 13 вражеских самолётов.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.