Школьнику — виртуальный завод. Юноше — наставник

Школьнику — виртуальный завод. Юноше — наставник
06 апреля
16:37 2022

VI Санкт-Петербургский Международный Форум Труда: 17-18 марта 2022 года

Тема подготовки кадров и обучения всегда была самой животрепещущей для отрасли после заработной платы. Такое мнение прозвучало на дискуссионной площадке «Пути интенсификации профессионального обучения кадров судостроительной отрасли». Участие в ней приняли представили практически всех предприятий Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Вопрос этот обсуждали в рамках VI Санкт-Петербургского международного форума труда.

Открыл дискуссию директор Департамента управления персоналом АО «Объединенная судостроительная корпорация» Эдуард Бобрицкий.

«Насколько мы качественно инвестируем наши финансовые и иные ресурсы в образование работников? Ответ на этот вопрос напрямую влияет на конечный результат нашей работы. Какие сегодня нужно использовать технологии обучения — от наставничества до дуального обучения — чтобы получить нужный результат?» — задал он свой вопрос залу.

Представитель департамента управления персоналом, АО «Объединенная судостроительная корпорация» Владислав Фролов предложил участникам дискуссии выбрать для себя ключевым словом  интенсификацию, и именно от него начать нынешний разговор.

«В образовании мы должны исходить из того, что нужно нашей промышленности», — уверен он: «В каждой компании ОСК есть инновационные программы. Кадры под эти программы нужно готовить опережающими темпами. Только так мы изготовим современный высокотехнологичный продукт с учетом импортозамещения. Отвечать требованием к этому продукту всей отраслью».

Жизнь подскажет
Первыми свой опыт интенсификации обучения, а также подготовки кадров на ПАО «Завод «Красное Сормово» представили его директор по развитию производственной системы Александр Цурганов и партнер завода — генеральный директор группы компаний ТПБ Артем Трахин.

«Самый важный драйвер управления производительностью труда — это персонал, начал Александр Цурганов. Его следует активно развивать и вовлекать в дела производства, постоянно поддерживая это вовлечение. Потенциальных носителей новых, нужных на данный момент компетенций  следует искать прежде всего внутри предприятия».

В числе прочего, как уверен спикер, в этой работе можно использовать такой метод как непосредственное обучение на рабочем месте.

Эффективность действий оценивается, в числе прочего, по тому какие именно курсы переподготовки выбрал для себя работник, к каким темам из пройденного он чаще всего возвращается. Какие вопросы ставят себе люди после повышения квалификации?

«Так сама жизнь показывает, что важно в обучении», — говорит Александр Цурганов.

Александр Цурганов

Александр Цурганов

Здравствуй, школа!
Будущих  работников, вовлеченных в производство, в «Красном Сормове» ищут уже на школьной скамье. Как рассказал Артем Трахин, для детей здесь была создана цифровая VR-модель завода. «Захватывающая идея для ребенка, да и для взрослого — в заводские ворота входит металл, а выходит уже построенный корабль! Дети с гордостью скажут: — Мой папа работает на таком крутом заводе!».

По словам Артема Трахина в на «Красном Сормове» была создана целая цифровая фабрика процессов от задумки корабля до его постройки. «Ребенок получает возможность участвовать во всем этом! Через это можно наглядно рассказать детям, как это интересно работать на современном заводе, какие это перспективы», — говорит он.

Для взрослых
Эту же фабрику процессов можно, как убежден Артем Трахин, использовать и для укрепления вовлеченности в производство самих работников. «Надо, чтобы человек не просто пришел на завод, но и хотел делать свою работу на отлично. Должен быть постоянно высокий уровень мотивации, ответственность за свой труд и согласие с ценностями компании», — подытожил он.

Участники дискуссии однако усомнились в том, что фабрика процессов, пусть даже созданная благодаря VR-технологиям сможет стать локомотивом профориентации. Не будет ли обманутых ожиданий, когда юноша после школы увидит реальный завод, при переходе от виртуального мира в реальный?

«Мы никого не обманываем. На каждой стадии мы показываем правду. Завод видят таким, каким он есть», — сказал в ответ на это Артем Трахин.

Нам есть что сказать
Своим опытом поделились и предприятия петербургского судостроительного кластера. Это, в частности, руководитель отдела развития персонала Учебного центра АО «Армалит» Ольга Тельнина. Данное предприятие производит судовую арматуру. Предприятие полного цикла —  от конструкторский бюро до серийного производства.

«Рынок требует широкой линейки и высокотехнологичной продукции, но при это не слишком дорогой. В такой ситуации нам остается одно — развивать свой персонал. Начинаем также с профориентации», — рассказала Ольга Тельнина.

На предприятии создан свой Учебный центр, который имеет лицензию на образовательную деятельность. Он тесно сотрудничает с Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга по программе опережающего обучения, а также с профильными вузами и средними специальными учебными заведениями.

«Ребята проходят практику у нас на «Армалите», и к окончанию обучения они уже наши любимые сотрудники, развивающие свои профессиональные навыки.

Ольга Тельнина

Ольга Тельнина

Благодаря этому они могут продвигаться и по карьерной лестнице, а постоянное повышение квалификации способствует росту их заработной платы», — пояснила она.

Действует на «Армалите» и система наставничества, причем, как индивидуальная, так и коллективная. «Индивидуальное наставничество — для рабочих основных профессий, для практикантов и молодых специалистов. В основном оно касается операторов станков с ЧПУ, которые должны обладать очень высоким уровнем знаний по своей профессии. Для каждого работника действует индивидуальная программа. Срок работы с наставником тоже различен — от нескольких месяцев до нескольких лет. Зато, когда, по окончании обучения мы проводим контрольную пробу и она успешна, то мы спокойно ставим такого работника на выполнение самых сложных операций», — продолжает Ольга Тельнина.

Групповое наставничество — это обучение на фабрике процессов по программам повышения производительности труда.

Наставничество наше все
Значение наставничества отметили многие участники дискуссии. Во время проведенного интернет-опроса участников дискуссии о том, какие методы и инструменты наиболее значимы в профессиональном обучении работников, именно наставничество вышло на первое место.

По мнению самих участников дискуссии, только наставничество позволяет передать молодому специалисту уникальные — и, подчас, закрытые — компетенции, которые существуют и применимы лишь на одном — двух конкретных предприятиях. Важно лишь, чтобы сами опытные работники — носители этих уникальных компетенции были мотивированы на передачу новым поколениям своего опыта и знаний.

Председатель Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Межрегионального профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники Сергей Максименко с оптимизмом смотрит на действия руководства ОСК в плане подготовки и переобучения кадров.

«Работа поставлена хорошо. У нас в Петербурге ОСК активно сотрудничает с Комитетом по труду и занятости населения города по программам переподготовки и опережающего обучения. Что особенно важно, корпорация активно привлекает специалистов из других регионов России для работы на предприятиях нашего города, также с возможностью переобучения». — сказал профлидер, положительно оценивший и опыт АО «Армалит» в по части организации непрерывного образования на производстве.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.