Теги

1 Мая Александр Беглов Александр Дрозденко Александр Миронов Бах Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Дворец Труда Дмитрий Чернейко Евгений Макаров Екатерина Слепнева ЖКХ ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Минимальная заработная плата Михаил Шмаков Нина Леонтьева Орган Площадь Труда Профсоюз работников здравоохранения РФ Регион 47 Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Сергей Максименко Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР Форум Труда детский отдых защита прав работников в период пандемии коронавируса классика коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость охрана труда первичная профсоюзная организация профсоюз профсоюзы социальное партнерство

Календарь

Апрель 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар   Май »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Подписаться на новости

Все как по нотам, но с нюансами

Все как по нотам, но с нюансами
01 апреля
16:47 2022

VI Санкт-Петербургский Международный Форум Труда: 17-18 марта 2022 года

Как уверяют нас эксперты, понятие «профессия» — по крайней мере в традиционном понимании этого слова — уходит в прошлое. На смену ему приходит «набор компетенций», тех навыков и знаний, которые нужны здесь и сейчас: на конкретном производстве, на определенном предприятии. Такой подход требует и кардинальных изменений в профессиональном образовании. Оно отныне должно стать непрерывным и «кроссфункциональным». Что это такое, и как это станет частью нашей жизни говорили на VI Санкт-Петербургском международном форуме труда в рамках панельной дискуссии «Непрерывное образование. Кроссфункциональность».

«Сегодня для сферы образования наступает время возможностей. В деловом сообществе говорят, что все становятся юристами, специалистами в инновационных технологий, приобретают новые компетенции, например, в сфере информационной безопасности. Любой работник и руководитель становится логистом и финансистом. Само время подталкивает к тому»,   отметил открывая панельную дискуссию, заместитель председателя Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Николай Рогачев.

В то же время, он подчеркнул, что до недавнего времени именно конкретная специализация каждого работника обеспечивала ему рост на рынке труда. «Давайте подискутируем, что в динамичных условиях сегодня стоит предложить бизнесу», — напутствовал он собравшихся.

Первым делом — подготовка
Дискуссия действительно получилась и была интересной. Так, по мнению директора Академии Ворлдскиллс Россия Светланы Крайчинской, кроссфункциональность — то есть сочетание ряда отдельных и самостоятельных функций в одном специалисте или целой команде — начинается с качественной подготовки. Для чего нужны качественные же образовательные программы.

Такие программы, как заявила спикер, уже создаются в ее академии. «Мы делаем стандарты и, в некотором роде, выступает как композиторы — пишем ноты. А вы их исполняйте и добавляйте свои нюансы, а они неизбежно есть у каждого центра обучения, как и у каждого исполнителя в музыке», — сказала Светлана Крайчинская.

Главное однако в этой партитуре четко знать какие компетенции нужны работодателям именно сейчас, где и в каких отраслях могут возникнуть новые вакансии? По прогнозам Светланы Крайчинской, всегда будут востребованы специалисты для промышленного производства и сферы услуг. Вместе с ними сейчас лидируют информационные технологии.

Кроссфункциональность по-московски
Переобучать следует не только работников в рамках профессиональной подготовки, а вообще всех. Граждане самого разного возраста должны быть готовы к жизни в новой цифровой реальности. Именно так подходят к этому вопросу в Университете Правительства Москвы, как заявил его ректор Василий Фивейский.

«900 тысяч работников бюджетных учреждений Москвы ежегодно проходят обучение по новым стандартам в нашем университете. Вместе с ними учатся и обычные граждане — от школьников и до пенсионеров — получающие знания о современной городской среде», — рассказал он.

Тем временем, в Петербурге…
Свой богатый опыт представило и Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Академия цифровых технологий» Санкт-Петербурга. Ее директор Дмитрий Ковалев поведал, в частности, о программах, рассчитанных для старших школьников.

Юные петербуржцы овладевают новыми современными знаниями и компетенциями не абстрактно, а работая в рамках самых настоящих «взрослых» — скажем так — проектов, которые реализуют «Газпром» или «Российские железные дороги».

С особой гордостью Дмитрий Ковалев отметил участие своих юных «академиков» в разработке новой маркетинговой концепции аэропорта «Пулково».

«Обучаясь у нас школьники получают конкретные и востребованные профессиональные навыки, с которыми вполне могут выходить на рынок труда», — уверен директор академии.

…Сибирью прирастать будет
Но, снова перенесемся в мир взрослых. Сделать профессиональное образование по-настоящему кроссфункциональным, то есть — в данном случае — полностью отвечающим потребностям работодателя в текущем моменте, можно лишь в масштабах целой отрасли, используя возможности сразу многих образовательных организаций. В этом уверен директор Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости Томского государственного университета Михаил Шепель.

Михаил Шепель

Михаил Шепель

Необходимые компетенции работник получит обучаясь сразу в нескольких университетах, в том числе и дистанционно, в онлайн-формате. Программа, полностью отвечающая потребностям работодателя-заказчика будет выстроена из разных модулей с помощью педагогического дизайна — принципа, органично сочетающего возможности разных вузов в одном учебном курсе.

Такие инновационные программы, как сообщил Михаил Шепель уже реализуются в Сибири по заказу госкорпораций. «При этом заказчик становится скорее со-проектировщиком, помогая вузам выстроить уникальную последовательность образовательных модулей для каждого специалиста», — пояснил он.

Екатерина Харченко

Екатерина Харченко

Актора!
Однако сначала надо устранить дисбаланс между учебными программами вузов и тем, что действительно нужно работодателю, напомнила коллегам заместитель председателя, комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Екатерина Харченко.

«Урегулировать это можно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон. В условиях динамичного рынка труда в этом вопросе особенно важна роль региональных и муниципальных центров занятости, а также центров трудоустройства при вузах. Они знают что конкретно происходит на микроуровне, что будет востребовано в каждом регионе в среднесрочной перспективе, на выбор каких профессий и компетенций ориентировать молодежь», — уверена политик.

Но, не менее важна и роль федерального центра. «Политика вузов должна контролироваться единым федеральным центром карьеры. Сейчас проблемами рынка труда занимаются многие ведомства, включая Минтруда РФ. Но, к сожалению, нет единого актора», — заключила Екатерина Харченко.

Запрос есть. Надо прогнозировать
«В основе всего — изучение и прогнозирование рынка труда как на уровне всей страны, так и регионов. Делать это надо с использованием современных инструментов», — уверен генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов. По его словам, у населения сегодня уже сформирован запрос на непрерывное профессиональное образование. И надо лишь умело сочетать набор нужных компетенций в каждом конкретном случае.

Константин Абрамов

Константин Абрамов

По данным последних социологических опросов, которые привел Константин Абрамов, каждый второй опрошенный желал бы повысить свою профессиональную квалификацию. Если в 2019 году о том, что они прошли такое обучение, заявили 19% опрошенных, то в 2021 году их было уже 28%. «Это значительный рост», — констатирует глава Фонда «ВЦИОМ».

По его данным за время пандемии новые профессиональные навыки — обучаясь онлайн — получили 44% опрошенных. Растет и количество людей, которые обучаются онлайн постоянно.

«Наши респонденты говорят, что России не хватает конкурсов профессионального мастерства, а также возможностей для профессиональной переподготовки. Об этом заявляет каждый четвертый! Люди понимают, что без непрерывного образования уже невозможно существовать на рынке труда. Даже люди в возрасте 50+, несмотря на определенные опасения, все чаще прибегают к непрерывному образованию. Чего же говорить о молодежи, которая, в этом смысле, закалилась в период пандемии», — резюмировал Константин Абрамов.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.