Мусор, гололед и извинения

Мусор, гололед и извинения
01 февраля
18:15 2022

Мусор, а точнее «мусорное безобразие» – тренд новостей в Северной столице, не менее горячая тема — уборка дворов и улиц – стали повесткой дня очередного заседания Координационного Совета Трехсторонней комиссии Санкт-Петербурга. Вновь обсудить проблемы, волнующие горожан, предложили профсоюзы. В заседании, кроме членов Координационного Совета, приняли участие представители профильных комитетов Смольного – жилищного и по благоустройству Санкт-Петербурга, за исключением комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Из истории вопроса

С 1 января 2022 года система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Санкт–Петербурге работает по новым правилам. Услуга по вывозу мусора из разряда жилищных перешла в коммунальные. Ответственным за организацию вывоза и правильное обращение с ТКО на каждом последующем этапе (обработка, обезвреживание, утилизация и размещение на специальных объектах) стал Региональный оператор по обращению с ТКО – юридическое лицо, обязанное заключить договор с каждым отходообразователем. Курирует реформу Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Напомним, что о мусорной реформе говорили на заседании Координационного Совета еще перед новым годом. Начали обсуждение в контексте тарифов на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), продолжили — вопросами о судьбе коллективов предприятий, долгое время вывозивших мусор, но вдруг оказавшихся «ненужными». В то же время, профсоюзы интересовало – достаточно ли ресурсов у нового мусорного оператора, чтобы справиться с очисткой города?

Беспокойство по этому поводу вылилось в обращение отраслевого профсоюза к руководству города. Председатель Межрегионального профсоюза работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленобласти Нина Леонтьева второго декабря направила письмо вице-губернатору Валерию Пикалеву, в котором сообщала, что: «В результате конкурсных процедур на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Санкт- Петербурга, проведенных АО «Невский экологический оператор» (региональный оператор по обращению с ТКО), заявка АО «Автопарк №6 «Спецтранс» по формальным признакам была отклонена, и оно не получило ни одного контракта. Такое решение аукционной комиссии создало критическое положение для предприятия, в связи с большим риском остановки работы предприятия с 01.01.2022 года..».

«Кроме вопроса сохранения коллектива предприятия, мы полагаем, под угрозой мусорного коллапса окажется сам город, так как по итогам конкурсных процедур на транспортирование отходов с 01.01.2022 г. проведенных Региональным оператором, победителем был признан участник ООО «Эко — Лэнд», предложивший худшую цену.

Под угрозой экологической катастрофы могут оказаться северные районы Санкт-Петербурга, так как компания, не имеющая достаточного опыта, необходимых материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов, по нашему предположению, не способна обеспечить транспортирование ТКО в необходимых объемах».

На январском заседании пришлось констатировать, что беспокоились профсоюзы не зря, а начало реформы оказалось плачевным . При этом, давая комментарии СМИ, чиновники уже «назначили» виноватым «Автопарк №6 «Спецтранс».

Выступившая на заседании Нина Леонтьева, возмутилась: «Такие обвинения в адрес трудового коллектива — волосы дыбом встали. «И возят они не туда, и вообще они мошенники», — не скрывала своих эмоций Нина Леонтьева. — Здесь (на заседании) сидит комитет по благоустройству и они знают […] что там ГЛОНАСС установлен давным давно, и что нас проверяют по итогам месяца все, кому не лень — куда мы повезли — все это записано, все это видно, все это отражается». Негодование профсоюзного лидера вызвало и прозвучавшее в СМИ утверждение, что автопарк, якобы, закончил свою работу на территории города 26 декабря. Она продемонстрировала на заседании путевые листы «где видно — по каким районам наши машины до 31-го возили мусор».

Работая на территории города до 31 декабря, предприятие одновременно должно было и выполнить распоряжение «Невского экологического оператора» (НЭО) — убрать до 23 часов 31 декабря свои контейнеры со специальных площадок.

По мнению профлидера, те, кто выдвинул к работникам шестого «Спецтранса» необоснованные претензии, должны перед членами трудового коллектива публично извиниться.

При этом приехавший уже под занавес заседания первый заместитель директора НЭО Илья Гудков заявил: «Я не считаю, что все проблемы, которые в городе с мусором есть, связаны с шестым спецтрансом».

Но дело, конечно, не только в реноме предприятия, но и в том, как убирался город. Так по состоянию на 25 января — дня проведения заседания Координационного Совета — по данным профильного комитета Смольного — больше всего жалоб на невывоз мусора поступило из Приморского, Калининского и Невского районов, которые раньше были зоной ответственности именно шестого автопарка. Как рассказал на заседании Илья Гудков, профильный вице-губернатор Валерий Пикалев поставил задачу: чтобы к концу недели (теперь уже прошедшей) «все было приведено в порядок». Но напомним, что прошлая неделя была последней в январе. И координатор стороны профсоюзов в Трехсторонней комиссии, заместитель председателя Ленинградской Федерации профсоюзов Мария Артюхина резонно заметила, что жители, не получавшие услугу месяц, могут за нее и не заплатить.

Еще один момент: по словам координатора стороны работодателей в Трехсторонней комиссии, вице-президента Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Михаила Лобина, у 13 промышленных предприятий города на момент проведения заседания не было договоров с НЭО на вывоз мусора. Причем, это не микропредприятия, а крупные, ведущие производства города. Среди них Лобин назвал «Балтийский завод», «Адмиралтейские верфи», «ОДК-Климов», «Ниссан» и другие.

Штраф вместо костыля?

Уборка дворов и улиц города от снега и льда обсуждалась тоже горячо. Чиновники сыпали цифрами убранных дворов — в количестве и кубометрах, числом дворников и спецтехники. Но пожалуй, каждый из нас в этом году хотя бы раз завяз в сугробе или поскользнулся. А штрафы недобросовестным УК, выписанные ГАТИ и ГЖИ, как заметила ответственный секретарь Трехсторонней комиссии Елена Муниц, «если упадешь, вместо костыля не используешь».

В итоге чиновники признали, что не хватает ни людей, не желающих идти на мизерную зарплату, ни финансирования, ни техники. Как заметила Мария Артюхина, о том, что количество дворников сокращается и их не будет хватать, профсоюз говорил еще пять-шесть лет назад.

Сегодня в профильном комитете Смольного надеются, что ситуацию изменит начавшаяся в городе реформа ЖКХ, результатом которой станет создание государственный предприятий.

Фото — группа «ВКонтакте» Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга

На это же надеется и Нина Леонтьева, подчеркнувшая, что ответственность за чистоту города зимой должна ложиться не только на «жилищников», но и на органы исполнительной власти. Профлидер уверена, что необходимо четко определить и зоны ответственности — кто отвечает за придворовые территории, кто — за тротуары и так далее. Потому что пока, по ее словам, те самые тротуары не имеют конкретного «хозяина» – ответственными за них назначали и все тот же шестой «спецтранс», и администрации МО и «жилищников».

А по мнению Михаила Лобина, в рамках реформы необходимо рассмотреть вопрос увеличения производительности труда и обеспечения дворников малой механизацией, разработать современную технологию уборки снега.

Черту под обсуждениями подвел координатор стороны органов исполнительной власти в Трехсторонней комиссии, председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко: «С одной стороны много чего делается, а с другой — понятно, что и нормативную базу надо менять, и кадровым проектированием заниматься надо, и по зарплате посмотреть. Давайте применять нормальные технологии (в уборке — прим. ред.), в том числе трудосберегающие, и посчитаем, сколько это должно стоить».

Комментируя нашей газете итоги заседания, Мария Артюхина заметила: «В сегодняшней ситуации, при принятии решений, для нас главное – не количество контейнерных площадок или кубометров убираемого мусора или снега, а достойное качество жизни горожан — всех петербуржцев без исключения. Чтобы не пострадали ни работники предприятий системы ЖКХ, ни просто горожане».

Поскольку мусорно-снежные проблемы в городе окончательно не разрешены, члены координационного совета решили вернуться к ним в ближайшее время.

Верхнее фото — группа «ВКонтакте» «Невского экологического оператора»

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.