Пролетарский завод — инновационное предприятие и уникальные люди

Пролетарский завод — инновационное предприятие и уникальные люди
24 декабря
16:48 2021

«Инновационный», «уникальный», «первый в своем роде» — все это об одном из старейших предприятий судо- и машиностроения Северной столицы — Александровском, ныне — Пролетарском заводе, который отмечает свое 195 летие. Вся история завода — это история инноваций. Со стапелей предприятия был спущен первый в России подводный ракетный крейсер; на нем изготовили первый паровоз для тогда еще императорской железной дороги и так далее. Все его достижения — результат работы многочисленных поколений заводчан.

Истории строки

Созданный в 1826 году по указу императора Николая I — Александровский  завод изначально выполнял заказы морского ведомства. Один из выпущенных на нем пароходов стал первым в России для морского плавания, другой совершил первый в истории парового флота поход вокруг Европы. В 1834 году на заводе была построена первая в России подводная лодка  с цельнометаллическим корпусом, с борта которой впервые в мире были произведены подводные пуски пороховых ракет.

Умельцами Александровского завода созданы архитектурные памятники Санкт-Петербурга: львы на Адмиралтейской набережной, декор и колесница Славы на арке Главного штаба, Нарвские и Московские ворота и др.

Макет первого в России паровоза для Петербурго-Московской (Николаевской) железной дороги, созданного на Александровском заводе, занимает почетное место в музее предприятия

В сороковых годах 19 века завод стал пионером отечественного железнодорожного машиностроения.

После революции предприятие, сменив свое название на Пролетарский паровозо- и вагоноремонтный завод, превратилось в крупнейший паровозоремонтный комбинат Северо-Запада.

В годы блокады Ленинграда здесь выпускали боеприпасы и ремонтировали боевую технику, а в послевоенное время — ремонтировали паровозы и делали к ним запчасти, позднее — приступили к освоению магистральных тепловозов.

В цехе завода. Наши дни. Фото — официальный сайт ПАО «Пролетарский завод».

Осенью 1963 года основным профилем предприятия вновь стало судостроение. Завод, который в настоящее время входит в «Объединенную судостроительную корпорацию», вот уже почти 50 лет выпускает корабельные механизмы, системы и комплексы новых модификаций, в том числе, не имеющие отечественных аналогов. Также на предприятии выпускают оборудование для отечественной электроэнергетики

Силен людьми и традициями

«У нас всегда поддерживались традиции, преемственность поколений, — рассказывает член профсоюза, техник-программист инструментального цеха Гельджан Жамалова (на снимке), которая работает на заводе уже 48 лет. — Очень много династий. Причем больших, разветвленных, когда трудятся не только родители, дети и внуки, но и дяди и тети — Смирновы, Ивановы, Козловы — всех не перечислишь. Многие семьи приводили своих детей на предприятие и передавали им свои знания. Меня саму сюда после школы привел отец».

«Если дана команда: «Вперед», эти люди способны на подвиг. Любой — трудовой, героический, — говорит генеральный директор Михаил Исполов — Если Родина сказала: «Надо», мы «встаем под ружье» и делаем».

Профсоюз поможет и поддержит

Но люди, готовые в любой момент совершить трудовой подвиг, также нуждаются защите и поддержке. И здесь им всегда подставит свое крепкое плечо профсоюз, который хотя и возглавляет хрупкая женщина, причем немногим менее двух лет, в его послужном списке немало побед.

Так на предприятии заключен и действует коллективный договор. «В нем прописаны такие льготы и гарантии, как ДМС за счет работодателя; выплаты за выслугу лет; частичная компенсация затрат на санаторно-курортное лечение и на приобретение путевок для детей работников в оздоровительные лагеря — из средств работодателя; материальная помощь — к отпуску и в связи с юбилеями и горестными событиями в семье; сохранение за работником среднемесячного заработка на период профессиональной подготовки и переподготовки; трудоустройство выпускников профильных учебных заведений и так далее», — рассказала председатель первички Наталья Бутова.

В настоящее время идут переговоры по новому колдоговору, свои предложения вносят все подразделения завода. Как отметила Наталья Бутова, существующий соцпакет планируется дополнить и расширить, уделив больше внимания закреплению молодежи на предприятии.

По отзывам членов профсоюза, профсоюзная жизнь на Пролетарском заметно оживилась с тех пор, как ячейку возглавила новый, деловой и активный лидер.

Главным своим достижением обновленный профсоюзный комитет во главе с его председателем считает возрождение на предприятии комиссии по трудовым спорам. «Ни одно из поданных в КТС заявлений не остается без внимания, и в большинстве случаев решения комиссии были приняты в пользу работников. Одна из последних побед — с работника был снят несправедливый выговор», — с гордостью рассказала Наталья Бутова.

Наталья Бутова (вторая слева) с профсоюзными активистами завода.

«По всем вопросам, которые волнуют наш народ, люди первым делом звонят в профком — даже не члены профсоюза, и Наталья Сергеевна сразу начинает эти вопросы решать, — говорит член профкома, начальник участка Елена Дудырина. — Профсоюз контролирует выполнение требований охраны труда, чтобы все были обеспечены спецодеждой, а те, кто трудится во вредных условиях, получили положенные льготы».

«Многие, к сожалению, в свое время вышли из профсоюза, а сейчас возвращаются, потому что видят реальную работу, — дополняет коллега Елены Дудыриной по профсоюзному комитету, револьверщица Людмила Хайбуллина. — Профсоюз организовывает мероприятия, сплачивает нас. Наверное, всему заводу запомнилось, как мы ярко и интересно отметили 1 мая прямо на территории.

На торжестве, посвященном 195-летию завода, наградили особо отличившихся работников

Профком добился, чтобы больше было социальных «бонусов». Например, новогодние подарки для детей теперь дают не только родителям, но и бабушкам и дедушкам — для внуков. И очень хорошие подарки — все довольны».

Здесь заботятся не только о нынешних, но и бывших работниках.

«Наш Совет ветеранов создан в 1985 году, — рассказывает бывший инженер-метролог, отдавшая заводу 32 года Милица Тихомирова (на снимке). — В трудные 90-е для пенсионеров профсоюз и администрация приобретали в близлежащих совхозах картофель, молоко, творог.

Завод проводил и проводит мероприятия для бывших работников в доме культуры «Пролетарский», в свое время на них даже приглашали артистов петербургских театров. Мы регулярно встречаемся, общаемся — такие встречи очень нужны. Из-за пандемии, конечно, они проводятся реже. Но и сейчас ни одно торжественное мероприятие не обходится без ветеранов. К юбилею предприятия профсоюз и администрация нам дали подарки, были подарки к 8 марта и Дню снятия блокады. Руководство и профком идут нам на встречу, за что мы им очень благодарны».

«Проблемы решаем совместно»

Но достойного соцпакета, поддержки ветеранов вряд ли удалось бы добиться, если бы на предприятии не существовало того, что называют «социальным партнерством». «Генеральный директор Михаил Исполов откликается на все предложения профсоюза, и мы решаем все проблемы совместно, противоречия если и возникают, они настолько минимальны, что мы всегда договариваемся», — рассказала Наталья Бутова.

«Завод не молод. Проблем накопилось много. Но отношения с профсоюзом всегда рабочие. Они защищают интересы работников, и мне эти интересы не чужды. Я начинал с обычного рабочего и прошел путь до генерального директора, поэтому мне понятны нужды и чаяния всех категорий заводчан, которых представляет профсоюз», — дополнил Михаил Исполов (на снимке).

…Несмотря на свою почти двухвековую историю, завод по-прежнему полон сил, энергии и готов к новым свершениям.

«Свое 200-летие мы будем встречать с сильным профсоюзом, с отличным коллективом, с новыми достижениями, новыми продуктами и новыми задачами, — уверен директор. — Наши усилия направим на укрепление мощи военно-морского флота. Второе очень важное направление — поставка оборудования по импортозамещению для тепловых и атомных электростанций и создание новых газовых турбин. И, наконец, используя опыт создания продукции для военного флота, мы должны научиться выполнять заказы и для флота гражданского, чтобы возродить и его».

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.