В «Итальянском настроении» под кодом «BACH»

В «Итальянском настроении» под кодом «BACH»
17 ноября
16:27 2021

С учетом всех  ограничений, вызванных пандемией, в Санкт-Петербурге продолжаются органные концерты в римско-католических храмах северной столицы. Шедевры классики, а также музыка современных композиторов — все это вы сможете услышать на концертах в ближайшие выходные.

Так, уже в пятницу 19 ноября в 20 часов 15 минут в Римско-католическом храме Успения Пресвятой Девы Марии на 1-й Красноармейской улице, дом 11 (станция метро Технологический институт) продолжится Цикл концертов «Время органа». Вы услышите концерт «Бах и Лист в итальянском настроении»

Бах и Лист в итальянском настроении. Концерт петербургской органистки Алие Абдурашитовой объединил многочисленные жанры органного наследия Баха и самое масштабное сочинение для Короля инструментов Ференца Листа.

Бах в течение всей своей жизни творил для органа, достигнув в этом небывалых высот.  Клавирный концерт – новый жанр, созданный мастером, возник на основе переложений для клавира итальянских скрипичных концертов. Наиболее известны из них органные транскрипции струнных концертов Вивальди. Интересно, что почти все баховские клавирные концерты изначально были написаны как скрипичные, а уже затем были переложены самим Иоганном Себастьяном для клавира. Итальянский концерт, созданный в 1735 году – всемирно признанный шедевр для клавира соло, в названии которого уже заложена география жанра.

Фантазия и фуга на тему хорала Ad nos, ad salutarem undam из оперы «Пророк» Джакомо Мейербера – самое грандиозное сочинение Листа для органа. Основная тема – хорал, сопровождающий обряд Крещения в первом акте оперы, стилизованный под средневековую манеру.

Там же, на следующий день в субботу 20 ноября, в 20 часов 15 минут состоится органный концерт при свечах VIVE LA FRANCE!

VIVE LA FRANCE – самая французская программа месяца при свечах от петербургских музыкантов Георгия Долгова (флейта) и Дарьи Меерковой (орган). Флейта и орган – два духовых инструмента с абсолютно разными параметрами и возможностями, соединятся в абсолютном звуковом и тембровом балансе. Сольный орган представлен сочинениями Сезара Франка.

Органист по призванию, Франк творил для любимого инструмента на протяжении всей жизни, создав свыше ста тридцати опусов. Изюминка программы – вариации на темы двух гимнов французской революции: Марсельезы и Ca-ira (Так победим) в аранжировке Клода Бальбатра, французского придворного органиста-виртуоза и композитора, которому пришлось приспособиться к новой политической ситуации, сочиняя революционные гимны и песни для органа. Ансамбль флейты и органа охватит широчайший спектр французской музыки – от рококо до наших дней. Жан Мари Леклер, вошедший в историю музыкального искусства как один из величайших скрипачей-виртуозов и выдающийся композитор своего времени. Тристан Мюрай — французский композитор, исполнитель на волнах Мартено, музыковед и педагог. Один из крупнейших композиторов, работающих в направлении спектральной музыки.

В этот же день, в субботу 20 ноября, ровно в 20 часов, но уже в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7, (станции метро Площадь Восстания, Маяковская) продолжится Цикл концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском. Вы услышите органный концерт «Под кодом BACH».

Под кодом BACH. Приходите разгадать его с любимой публикой органисткой Юлией Глазковой. Сам музыкант часто зашифровывал собственное имя в своих сочинениях, а первым композитором, который использовал это сочетание, стал Роберт Шуман. Им создан цикл фуг на тему B-A-C-H. Не остался в стороне и величайший музыкант-романтик Ференц Лист.

Фантазия и фуга на тему BACH, которая прозвучит в этот вечер, – одно из трёх масштабных сочинений для органа прославленного мастера.  Еще одна органная страница творчества Ференца Листа – Вариации на тему Баха, в основе которых лежит первый хор из Кантаты BWV 12 Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen (Плакать, жаловаться, тревожиться, бояться), являющийся своеобразным прообразом Crucifixus из баховской Мессы си минор. Сочинения самого Иоганна Себастьяна представлены знаменитой Токкатой и фугой ре минор и хоральными обработками.

Здесь же, на следующий день в воскресенье 21 ноября, в 16 часов, в рамках цикла Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском, будет дан органный концерт при свечах «Маленький гармонический лабиринт».

Органный концерт при свечах «Маленький гармонический лабиринт» – эксклюзивная программа известного педагога и музыканта, неутомимого исследователя мировой органной культуры Юрия Семенова, приоткрывающая портал в космический мир Баха.

Вход и Выход из лабиринта обеспечит замечательный провожатый – его создатель, Иоганн Себастьян Бах. Лабиринт – ритмическая структура, которая не сразу позволяет осознать свойства звукового пространства, диктуя жесткие параметры времени, внимания и вектора движения. Это ваш выбор – раствориться в нем или следовать приказам своего «Я». Маленький гармонический лабиринт Баха – уникальная пьеса-квест, где на протяжении краткого времени гармония непрерывно меняется, проходя самые отдаленные тональности.

В лабиринте существуют звуковые Вход-Центр-Выход.  Этот опус находится в стороне от основного баховского репертуара и является смелым и дерзким экспериментом мастера в области гармонии.

Переложенные для короля инструментов Бахом струнные концерты харизматичного аббата Антонио Вивальди столь совершенны, что публика уже забыла об их подлинном авторе, а вокруг самого известного органного сочинения Баха, Токкаты и фуги ре минор, до сих пор ведутся ожесточенные споры на предмет авторства.

Внимание! Организаторы концертов заботятся о здоровье своих гостей! Всех слушателей они просят быть в масках и перчатках, а также соблюдать социальную дистанцию.
Концерты предназначены для всех категорий зрителей старше 6 и младше 65 лет. Билеты в театральных кассах города.

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.