Профсоюзное образование: не обучен — не руководи

Профсоюзное образование: не обучен — не руководи
01 ноября
09:07 2021

«Площадь Труда» продолжает публикацию материалов о недавно завершившем работу III Всероссийском интеллект-форуме «Профсоюзы. XXI век. Идеи и практики», в котором принимали участие  представители Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП). Директор Зонального учебно-методического центра (ЗУМЦ) профсоюзов Санкт-Петербурга Максим Чирков рассказывает нашим читателям  о работе  образовательного трека форума.

— Я участвовал в работе площадки «Как учиться, чему учиться, где учиться?»  В марте нынешнего года Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) приняла обновленную Концепцию профсоюзного образования. В ней  заявлено  о создании системы единого образовательного пространства ФНПР, включающей сеть учебных центров профсоюзов, которые  работают по единым с точки зрения содержания программам и методикам.  Это — нужный документ, в котором прописаны уровни обучения и его периодичность, категории, для которых это обучение обязательно и, что еще важно — роль в его организации образовательных центров профсоюзов.  Пока это документ в полной мере не выполняется, и поэтому  мы говорили о проблемах, с которыми сегодня сталкиваются профсоюзные образовательные учреждения. Руководитель департамента аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения Александра Шубина считает, что из-за не всегда рационального использования  финансов, которые выделяются на профсоюзное образование, у учебных центров сегодня недостаточно современных  программ и методических разработок, более того – нет стройной системы профсоюзного обучения.

—  Для Петербурга это тоже актуальная проблема? Вы были одним из спикеров площадки о чем вы говорили?

— В части современных программ и методических разработок — нет, мы стараемся идти в ногу со временем. У нас проблема другая  – мало желающих учиться по этим программам.  Эту проблему я поднимал в своем выступлении. Сегодня среди профсоюзных активистов, да и руководителей, востребованы, так называемые, «сквозные» темы обучения – тайм-менеджмент, проектное управление, ведение страниц в соцсетях и т.д, то есть то, что человеку пригодится на любом месте работы. И в этом, собственно, нет ничего плохого — эти навыки необходимы в современной профсоюзной работе. Если бы ни одно «но» –  мало кому из пришедших на курсы интересно повышать свою квалификацию именно по узкоспециализированным профсоюзным направлениям, как например: организационная работа в профсоюзах, коллективно-договорное регулирование, общественный контроль за охраной труда и прочее.

В итоге, что греха таить, сегодня даже среди руководителей цеховых и первичных профорганизаций можно встретить тех, кто считает, что профсоюз занимается только раздачей материальной помощи, новогодних подарков и распределением путевок, организует  экскурсии и прочие культурно-развлекательные мероприятия. А о правозащитных функциях профсоюза имеет слабое представление.

И это при том, что руководитель профсоюзной организации – это, фактически, профессия. Это и подтверждает учреждение в Санкт-Петербурге и Ленобласти профессионального праздника — Дня профсоюзного работника,  об этом же, практически,  говорит и Концепция профсоюзного образования ФНПР. В любой профессии есть курсы повышения квалификации, прохождение их в большинстве специальностей обязательно. Такие же требования должны предъявляться и к профсоюзным работникам и Концепция ФНПР на это указывает.

— То есть нужно заставлять людей учиться?

— Именно так!   Я высказал на форуме предложение о том, что профсоюзное обучение должно стать требованием, без которого в профсоюзной среде у человека не будет возможности двигаться по карьерной лестнице и занимать тот или иной пост.

Отмечу, что определенные шаги в этом направлении уже делаются — представители кадрового резерва на руководящие должности в территориальных объединениях организаций профсоюзов должны проходить обязательное обучение в Академии труда и социальных отношений (АТиСО). Но, я уверен, такая обязанность должна быть у профсоюзных руководителей всех уровней. Причем учиться они должны  на базе региональных учебных центров профсоюзов, у которых есть методики, программы, преподаватели-специалисты и соответствующие лицензии. Потому что сегодня есть и такие случаи, когда профсоюзники проходят обучение в образовательных организациях, никакого отношения к профсоюзам не имеющих и, соответственно, качество знаний, которые они там получают, вызывает много вопросов.

Это с одной стороны, с другой — резервистов нужно обучать не только в Москве, на базе АТиСО, значение которой в профсоюзном образовании я нисколько не умаляю.

— А что еще на Ваш взгляд, необходимо сделать?

— Вести обязательный общероссийский реестр руководителей профсоюзных организаций всех уровней, прошедших обучение, и исключать из профсоюзных органов управления тех, кто не повысил свою квалификацию в течение полугода с момента избрания или назначения. Жестко? Да, но необходимо.

Правда это мое предложение некоторые из коллег посчитали утопией. Но, на мой взгляд, это возможно и главное — даст желаемый эффект. И отрадно, что многие из участников площадки его поддержали. Надеюсь, что по итогам работы форума будет принято решение о его реализации.

— Ну и в заключение…

— 1 октября этого года Президент РФ Владимир Путин распорядился убрать из законов, регламентирующих образование, слово «услуга» применительно к образованию. Я уверен, что и в профсоюзной среде образование должно стать неотъемлемой формой существования и развития профсоюзного движения.

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.