«Наша задача — строить корабли»

«Наша задача — строить корабли»
29 октября
11:13 2021

 30 октября — День судостроителя в Санкт-Петербурге

С 2014 года в нашем городе в предпоследний день октября отмечается профессиональный праздник судостроителей. Учреждения Дня судостроителя добилась созданная при непосредственном участии профсоюзов Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Союз ветеранов судостроения». Дата выбрана отнюдь не случайно. 30 октября 1696 года по инициативе Петра I Боярская Дума постановила «Морским судам быть!», положив начало строительству кораблей, как государственной отрасли. Сегодня судостроительный кластер Северной столицы может гордиться не только высоким научным и производственным потенциалом, но и достойными зарплатами и весомыми социальными гарантиями работникам предприятий. Причина этому — социальное партнерство работодателей с профсоюзом, что также уже стало традицией.

Петербург всегда был неформальной морской столицей России. Вся история города на Неве неразрывно связана с судостроением. Корабелы Петербурга вот уже четвертое столетие своим высокопрофессиональным трудом укрепляют величие и мощь России на морских просторах.

Инициатор петербургского Дня судостроителя - первый председатель «Союза ветеранов судостроения» Анатолий Затчаев

Инициатор петербургского Дня судостроителя - первый председатель «Союза ветеранов судостроения» Анатолий Затчаев

Сейчас в судостроительной отрасли работают около полусотни предприятий и организаций Петербурга. Деятельность почти половины из них связана с проектно-конструкторскими и научно-исследовательскими разработками. Северная столица обеспечивает 80% научного потенциала российского судостроения.
Петербург производит почти треть всей отечественной судостроительной продукции. Солидный портфель заказов, высокие зарплаты и применение новейших технологий делают работу в этой отрасли привлекательной и престижной. Кроме того, петербургское судостроение обеспечивает занятость около 50 тысяч работников в смежных отраслях – радиоэлектронике, приборостроении, двигателестроении, металлургии.

Многие виды продукции и разработок петербургских судостроителей уникальны. Построенные на «Адмиралтейских верфях» субмарины позволили основательно модернизировать подводную составляющую сразу нескольких флотов ВМФ России. Средне-Невский судостроительный завод изготавливает инновационные (с применением композитных технологий) минные тральщики и патрульные катера для пограничной службы. Перспективные разработки ФГУП «Крыловский государственный научный центр» уже воплощаются в реальность, наводя ужас на недругов нашей страны.

За последнее время судостроительная отрасль Петербурга успешно освоила выпуск конкурентоспособной продукции гражданского назначения. На Балтийском заводе построено несколько самых современных ледоколов и не имеющая аналогов плавучая атомная электростанция. Целый ряд судостроительных верфей нашего региона начали производство рыболовецких судов мирового уровня.

Адмиралтейские верфи: новый траулер спустя тридцать лет

Наш город не только уверенно сохраняет статус центра отечественного судостроения, но и постепенно восстанавливает былую систему подготовки специалистов-корабелов различного профиля. Профессиональная ориентация потенциальных судостроителей начинается со школьной скамьи.

Квалифицированных кадров все еще не хватает, но многие судостроительные предприятия наладили взаимовыгодное сотрудничество с профильными колледжами и вузами.

В переломные 1990-е годы отечественное судостроение продемонстрировало завидную живучесть, сохранив главное – кадровый костяк и славные рабочие традиции. В наши дни корабелы города на Неве с честью преодолевают все тяготы, связанные с пандемией коронавируса. По признанию профсоюзных лидеров судостроительной отрасли, одним из важнейших стабилизирующих факторов является надежное социальное партнерство.

«Ответственное отношение к своим обязанностям всех сторон социального партнерства позволяет минимизировать риск распространения коронавирусной инфекции на судостроительных предприятиях, — подчеркнул председатель Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Межрегионального профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники Сергей Максименко. – В период обострения пандемии мы постарались избавить наших работников от необходимости пользоваться общественным транспортом. Для их доставки на работу и обратно заказывались специальные автобусы, сослуживцы подвозили друг друга и на личном автотранспорте. Сейчас прямо на предприятиях открыты прививочные пункты».

Сергей Максименко

Сергей Максименко

Сергей Максименко отметил, что после начала пандемии резко возросла нагрузка на первичные профсоюзные организации.

Помимо защиты трудовых прав работников профсоюзным активистам совместно с администрацией предприятий теперь приходится оперативно решать те проблемы, которые привносит очередная волна коронавирусной инфекции, вести разъяснительную работу с сотрудниками.

Постоянная связь между первичками и Территориальным комитетом при помощи мессенджера позволяет обмениваться информацией и приобретенным опытом, а в случае необходимости – оперативно корректировать свои действия. По словам Сергея Максименко, предстоящая неделя для петербургских судостроителей будет рабочей.

«Есть долгосрочная программа развития судостроительной отрасли, поэтому заказов хватает – только работай, — пояснил профлидер оперативную обстановку. – Принципиально важно, что соблюдаются все социальные гарантии работников, и за свой труд они получают достойное вознаграждение.

Средняя зарплата в судостроительной отрасли Петербурга превышает 80 тысяч рублей в месяц, а многие корабелы зарабатывают Исполняющий обязанности председателя Территориальной организации Российского профсоюза работников судостроения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, руководитель первичной профсоюзной организации АО «Адмиралтейские верфи» Валерий Зайцев не скрывает, что пандемия смертельно опасного вируса создает дополнительные трудности в работе.

«При постройке судов никак не обойтись без контактов с коллегами по работе, — пояснил профлидер. – Разумеется, все сотрудники обеспечены медицинскими масками и перчатками, но постоянно соблюдать «социальную дистанцию» (1,5 метра) весьма проблематично. Вероятно, это одна из причин того, что многие судостроители переболели коронавирусом».

Валерий Зайцев

Валерий Зайцев

Поэтому на судостроительных предприятиях Петербурга активно проходит кампании по вакцинации сотрудников. «Администрация и профсоюзные организации проводят большую разъяснительную работу, — рассказал Валерий Зайцев. – Люди относятся к этому с пониманием. В частности, не менее половины работников «Адмиралтейских верфей» уже прошла вакцинацию».

В первую неделю ноября «Адмиралтейские верфи» не уйдут «на каникулы». «Будет продолжена работа по выполнению заказов, от которых в немалой степени зависит и укрепление обороноспособности нашей страны, и заработная плата работников нашего предприятия, — сообщил Валерий Зайцев. – Однако сотрудники ряда служб, которые непосредственно не связаны с производственной деятельностью, все же получат недельный «отгул». Я бы порекомендовал им по возможности провести это время за городом. Там и воздух чище, и гораздо меньше контактов с людьми».

На вопрос о ближайших производственных планах Валерий Зайцев ответил так: «Наша основная задача – строить суда и корабли. 5 ноября исполняется 317 лет со дня основания «Адмиралтейских верфей». 29 октября мы будем торжественно чествовать лучших наших работников».

Секрет успеха — уважение к людям труда

Об авторе

Михаил Кореневский

Михаил Кореневский

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.