Собранность, ответственность и романтика

Собранность, ответственность и романтика
24 мая
09:20 2021

Подвязать щупы СКТУ (системы контроля токов утечки), убедиться в том, что троллейбус полностью исправен. Это железное правило каждого водителя троллейбуса, как в жизни, при выходе в на смену, так и сейчас во время состязаний. Единственное отличие в том, что все сложности, которые встречаются на улицах большого города, сконцентрированы нынче в одной единственной и не такой уж большой конкурсной трассе, а каждое твое движение оценивают опытные эксперты…

В Северной столице состоялся очередной городской конкурса профессионального мастерства «Лучший водитель троллейбуса». Как всегда, его соорганизатором — наряду с СПб ГУП «Горэлектротранс» (ГЭТ) — выступает первичная профсоюзная организация «ГЭТ» во главе с Галиной Крыловой (входит в Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

В этом году за право быть лучшим боролись 17 молодых профессионалов из всех пяти троллейбусных парков Санкт-Петербурга. Их путь на специальный полигон, расположенный в Троллейбусном парке №1 на Сызранской улице — именно здесь каждый год и проходят соревнования — был весьма труден.

Чье-то неудачное начало...

Чье-то неудачное начало...

Естественный отбор
«В парках кипели страсти. Только у нас на конкурс подали заявки сразу 30 водителей. Среди них, как и в других парках, очень много молодых. Из этих 30-ти только 10 выдержали экзамен по теории и правилам дорожного движения. Из этой десятки, только шестеро прошли практический экзамен и были допущены к финалу», — рассказывает заместитель директора Троллейбусного парка №1 по организации перевозок Ольга Рубцова.

Таким образом, на конкурсной трассе только настоящие профи. Среди них две девушки. Одну из них зовут Ирина. Ирина Ищенко из Троллейбусного парка №1 за рулем троллейбуса уже четыре года. В профессию ее привело простое желание — обрести достойную работу. Сегодня, спустя четыре года, Ирина признается в любви к своей новой профессии.

«Сначала боялась: вдруг не получиться, но получилось. И я полюбила эту работу. Романтика! Ты видишь, как просыпается и засыпает город. Видишь как встает солнце по утрам. Вечером, ты соединяешь влюбленных, например, подвозя девушку к остановке, где ее ждет парень. Видишь их радость!» — улыбается она.

А вот почти идеальный вход в бокс.

А вот почти идеальный вход в бокс.

Мастера и мастера-наставники
Но, вот Ирина выходит на трассу (за рулем троллейбуса в начале видеосюжета). Даже мне — простому пассажиру — видно как уверенно чувствует она себя за рулем, как чувствует она машину. Вот она въезжает бокс (обозначенный вешками), а вот совершает подъезд к остановке. В этот момент один из судей поднимает большой палец вверх: сработано на славу.

Оператор-постановщик видеосюжета Николай Кузнецов

А это водитель Троллейбусного парка №3 Денис Пятин. С ним мы беседуем прямо перед стартом в кабине троллейбуса. «Водить троллейбус приятно. Даже скучаешь по нему, когда уходишь в отпуск. Но на работе это быстро проходит, так как это довольно тяжелый труд, — смеется добродушный здоровяк Денис. — Сказать, что очень волнуюсь перед заездом, нельзя, но все же некоторое волнение все же есть».

Денис Пятин

Денис Пятин

То и дело по громкой связи объявляют об очередном заезде. Кто-то проходит трассу гладко. Кто-то слишком резко тормозит, сбивает вешки. Интересно, что скажут эксперты? Один из них — опытный водитель-наставник из парка №1 Станислав Марков, неоднократно побеждавший не только на городских, но и на общероссийских соревнованиях. «Всех его регалий и не перечислить!» — отмечают коллеги.

По словам Станислава Маркова, нынешние молодые водители сильнее чем его поколение. «Шустрее», по его выражению.

«Ребята показывают очень высокий уровень. Уверен, что они также хорошо смогут выступить и на общероссийских соревнованиях», — говорит он. В то же время — начинавший еще на троллейбусах «ЗиУ-9» Станислав Марков, отмечает: новая техника, все же заметно облегчила труд водителя троллейбуса. «Сегодня многие функции берет на себя электроника, а нам приходилось все делать самим. Мы были более собранными», — признается наш собеседник.

Ольга Рубцова дает сигнал - На старт!

Ольга Рубцова дает сигнал - На старт!

Рост профессионализма подтверждает и Ольга Рубцова. Появление троллейбусов, не зависящих постоянно от контактной сети, постепенно формирует новый стиль вождения. «Раньше мы учили ребят, что у них всегда две дороги — одна внизу, другая — сверху. Теперь же, на новых машинах, они могут действовать более свободно, объезжая места аварий, где раньше мы вынужденно стояли», — комментирует она.

Победа как знак качества
Но, если новые троллейбусы уже не доставляют столько хлопот водителю, то конкурсная трасса наоборот, год от года становится сложнее… В этом году на трассе 10 конкурсных заданий. К прежним прибавилась символическая канава, которую нужно оставить четко в середине — между колес, увеличилось количество колодцев, которые также следует объехать, а также появился так называемый параллельный спринт, когда два троллейбуса стартуют одновременно и проходят трассу на время, с соблюдением всех конкурсных требований. Каждое из десяти заданий отражает повседневную реальность большого города.

«Стартовать надо ровно, не задев конусы, затем показать как ты умеешь вести машину в габаритных местах, там где узкие улицы. Проезд символической канавы — это актуально для мест с плохим дорожным покрытием. Ехать следует ровно, не качая пассажиров. Затем — остановка. Встать нужно так, чтобы любой пассажир мог спокойно выйти на тротуар. Следующий этап — въезд в кривую, потом проезд «коридора» перед финишем. У нас ведь много таких улиц, как Большая морская или Гороховая, где все заставлено машинами и нужно уметь маневрировать между ними», — поясняет Ольга Рубцова.

Отдельно расскажем об остановке. Ведь это, пожалуй, едва ли не самое главное для нас — пассажиров.

Оценка маневра Остановка

Оценка маневра Остановка

«Сделать все правильно — это вовремя включить указатель поворота, как можно ближе и ровнее подъехать к поребрику, так, чтобы задний борт машины четко встал под знак остановки. Открыть все двери, поставив, при этом, троллейбус на ручной тормоз, контролируя посадку и высадку пассажиров. После, закрыв двери, объявить о следующей остановке и включить указатель поворота», — поясняет член жюри, начальник одела эксплуатации одного из трамвайных парков города Андрей Краснов.

Интересно, что, по словам главного судьи соревнований, начальника службы безопасности движения СПб ГУП «ГЭТ» Максима Лагуткина, неправильное выполнение маневра «остановка», наряду с заездом в бокс, те самые места, где конкурсанты чаще всего совершают ошибки. «За совершенные нарушения, а также за лишние минуты, потраченные на тот или иной маневр мы начисляем штрафные очки», — сообщает Максим Лагуткин.

Что делать? Тяжело в учении — легко в бою. Делается это, в том числе, ради нашей с вами безопасности.

На финише

На финише

Победители
Как сообщила пресс-служба СПб ГУП «ГЭТ», победителями конкурса в этом году стали «хозяева поля» — водители Троллейбусного парка №1. Первое место завоевал Олег Остапенко. Ему 32 года, а стаж стаж работы в «Горэлектротрансе» — полтора года. В конкурсе он участвовал впервые.

Олег Остапенко

Олег Остапенко

«Эмоции самые лучшие! Шёл к этому, тренировался. С самого начала рассчитывал только на победу, всем говорил, что первое место возьму, а мне отвечали: да ладно, мол, были уже такие. Потом уже во время тренировок стал понимать, что это всё сложнее, думал, просто постараюсь выступить как можно лучше. А в итоге получилось первое место. Во-первых, тренировки постоянные, наставники помогали, поддержка, а самое главное – желание. И немного удачи!», — цитирует победителя пресс-служба СПб ГУП «ГЭТ».

На втором месте 28-летний Михаил Бибиков, проработавший на предприятии 3 года и 6 месяцев. Как и Олег Остапенко он впервые участвовал в конкурсе. Ну а III место занял Антон Бонтя, который трудится в «Горэлектротрансе»3 года и 7 месяцев. Для 36-летнего водителя — это у же четвертый по счету конкурс.

Победа на конкурсе  напрямую влияет на статус работника, а также на его материальное благополучие. Не даром, один из соучредителей — профсоюз!
«Тем, кто завоевал первое, второе и третье места досрочно присваивается очередной разряд, что может повысить из заработок на сумму до 10 тысяч рублей. Кроме этого, победителям полагается денежная премия», — отмечает Ольга Рубцова.

Победители — члены профсоюза вдобавок получат и премию от своей первички. Профлидер «Горэлектротранса» Галина Крылова подчеркивает:

«Конкурсы профмастерства не только делают профессию водителя более престижной но и способствуют безопасности пассажиров, повышая профессионализм, который не мыслим без чувства ответственности. Особенно важно, что в конкурсах участвуют молодые водители. Это значит, что у нашего предприятия есть надежное будущее».

В качестве еще одного бонуса, всем конкурсантам была предоставлена возможность пройти трассу на настоящем раритете, почти легенде — троллейбусе «ЗиУ-5» из далеких шестидесятых, прозванного за специфический «кошачий» звук электродвигателя «ЗиУ — мяу».

Но, главное все же это признание и уважение к труду водителя. Не случайно с этого года кабины троллейбуса, которые будут вести победители, украсят специальные вымпелы. Чтобы пассажиры знали — их везут лучшие.

Фото автора.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.