Учиться — значит жить

Учиться — значит жить
12 мая
14:30 2021

V Санкт-Петербургский Международный форум труда

«Демографическая яма», старение населения, частое несоответствие требований работодателей и возможностей соискателей. Добавьте к этому и новую реальность, вызванную пандемией новой коронавирусной инфекции. Все это — целый каскад серьезных потрясений для рынка труда. Одним из действенных ответов на эти вызовы — по мнению экспертов — является непрерывное образование «от колыбели до могилы».

О том, как претворяют в жизнь идею «LLL» (lifelong learning — как звучит по-английски непрерывное образование) в России и соседних странах Балтийского региона рассказали на Конференции Совета государств Балтийского моря (СГБМ) «Будущее сферы труда и вопросы обучения на протяжении всей жизни в контексте старения рабочей силы». Она прошла в рамках проекта «Балтийский трудовой форум за устойчивую трудовую жизнь» и стала одним из ключевых событий V Санкт-Петербургского Международного Форума Труда.

«Трудовое долголетие»
Такое словосочетание то и дело слетало с уст спикеров конференции. Один из них — Денис Васильев, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) напомнил, что непрерывное обучение красной нитью проходит по всей Декларации столетия Международной организации труда (МОТ).

«Эта идея должна лежать в основе государственной политики всех стран», — уверен он.

Цифровизация позволила работать и учиться удаленно. Это также надо использовать сегодня для создания новых условий, которые, по словам чиновника, позволят преодолеть диспропорцию на рынке труда.

«Работодатель требует одно, но соискатели могут предложить другое. Возникает «квалификационная яма» несовпадения требований и навыков. В ней находится по всему миру более миллиарда людей», — отметил спикер. Выход один: если индустрия 3:0 могла довольствоваться тем образованием, которое работник получил «разово» и «на всю жизнь», то сегодня требуется учиться постоянно. Особое внимание следует, при этом уделять работникам в возрасте 50+, как более уязвимым на рынке труда.

Для такой учебы могут быть применены как долгосрочные программы, так и «микрокурсы», которые позволят немедленно использовать в трудовой деятельности только что полученные навыки.

«Должны быть точечно сфокусированные курсы знаний. Россия сегодня использует те же подходы, что и весь мир — иначе нельзя», — продолжает Денис Васильев.

По его словам в стране сформирована система массового обучения людей «серебряного возраста», в том числе  и по международным стандартам Ворлдскиллс (Worldskills). Среди учебных баз — крупнейшие вузы России. «Мы движемся к национальной системе массовой переподготовки. В этом году  по всей стране запланировано переобучение 168 тысяч человек», — резюмировал он.

«LLL» как новый ЗОЖ
Конкретный пример такого образования на базе Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова привела Татьяна Разумова, заведующая кафедрой экономики труда и персонала университета. Программы непрерывного переобучения реализуются на базе экономического факультета МГУ при поддержки Московского бюро МОТ.

«Непрерывное обучение способствует реализации права на достойный труд, — отмечает Татьяна Разумова. — И цель его не только эффективное трудоустройство, но и возможность в любом возрасте жить интересной, яркой, востребованной жизнью, иметь вокруг себя социум со сходными интересами».

Включение в процесс непрерывного образования университетов решает, по мнению Татьяны Разумовой, многие задачи. Это, к примеру, широкое разнообразие как форматов обучения (от очного до дистанционного, от кратковременного до длительного), так и многопрофильность, ориентированность на конкретные практические задачи, индивидуальный подход к каждому слушателю без ограничений по возрасту.

«К тому же многие в любом возрасте могут реализовать свою мечту — учиться в университете», — добавляет Татьяна Разумова, отмечая, что с каждым годом среди участников программы переподготовки все больше становится пожилых людей. Количество слушателей за время пандемии лишь увеличилось благодаря возможности учиться дистанционно.

Но, в то же время, остро необходимы инвестиции в процесс непрерывного образования, продолжает Татьяна Разумова. Инвестировать, по словам спикера должны не только работодатели, но и сами работники, для которых непрерывное обучение должно стать сродни здоровому образу жизни (ЗОЖ).

«Доля тех, кто вовлечен в непрерывное образование в России существенно ниже чем в Евросоюзе, и это должно быть предметом нашего анализа. Обучать людей с целью их конкурентоспособности надо не в предпенсионном возрасте, а существенно раньше с 45 — 50 лет», — уверена она.

Но, чтобы достичь успеха следует преодолеть барьеры на этом пути.

«По данным опросов, готовность к непрерывному обучению тормозится психологическими личностными барьерами. Так, 44% опрошенных считают, что это напрасно, еще 15% — вовсе не задумывались о возможности переобучения. Еще 23% не готовы инвестировать в свое переобучение и надеются на работодателя. Главная причина — отсутствие мотивации. Все это поле для дальнейшей популяризации ценности непрерывного образования. Наша задача сделать сам этот процесс доступным понятным выгодным удобным эффективным. Вовлечь в него всех граждан по своей собственной инициативе», — не теряет оптимизма Татьяна Разумова.

Галопом по Европам
Но, хотя, как было уже сказано, в Евросоюзе непрерывное образование более популярно нежели у нас, и там полно серьезных проблем.

В непрерывное образование следует в первую очередь вовлекать пожилых людей, уверена Тарья Тикканен, профессор образования Университета Ставангер (Финляндия). Однако это не всегда находит поддержку у работодателей. Такое образование необходимо не только для трудоустройства, но и для обеспечения равенства людей на рынке труда, также замечает она.

«Это доложен быть сплошной процесс от колыбели до могилы, чтобы поддерживать конкурентоспособность каждого человека, прежде всего, пожилых людей, а также тех, кто имеет низкий уровень образования, хотя их процент в странах Евросоюза постоянно снижается», — говорит Тарья Тикканен, поясняя, что чем выше уровень образования, тем человек активнее.

В Финляндии следует стимулировать самих работодателей активнее подключаться к процессу непрерывного образования, так, чтобы они инвестировали в образование, убеждена она.

А вот Михаэль Шарпф — профессор Высшей школы Федерального Агентства по Труду и Занятости Германии (Университет прикладных исследований труда), в свою очередь отмечает: в разных компаниях — разные ситуации. Крупные немецкие предприятия в большей степени готовы инвестировать в непрерывное образование, а малым компаниям нужен для этого опыт больших.

Главный смысл же самого непрерывного обучения, как подчеркивает Михаэль Шарпф, в том, что оно делает работника более защищенным на рынке труда. Особенно актуальным это стало в период пандемии. Но, в то же время, констатирует он, только 10% немцев готовы тратить свое свободное время на переобучение.

Для Польши большой проблемой остается низкий уровень образования среди части представителей старшего поколения, которое недостаточно активно стремится к непрерывному образованию и переобучению.

Это отметила Агнешка Хлонь-Доминчак, профессор экономики, директор НИИ статистики и демографии Варшавской высшей школы экономики. Она указала на то, что пандемия однако подстегнула потребность людей в повышении квалификации.

Как и Тарья Тикканен, профессор Хлонь-Доминчак уверена: «Нужны существенные инвестиции в человеческий капитал».

Поддержав концепцию непрерывного образования длиною в жизнь, а также необходимость инвестиций, Филипп Зайдель, координатор  Европейской Платформы «Возраст», повел разговор о еще одной важной проблеме. Это дискриминация по возрасту — так называемый «эйджизм». С ним сталкивались 42% пожилых людей. «Эйджизм» принят. Этот вид дискриминации никто не оспаривает, а он создает немалые барьеры на пути непрерывного обучения людей старшего возраста. Преодолеть это призвана, по словам Филиппа Зайделя, платформа «Возраст».

«Наш подход образование для всех — независимо от возраста. В любом возрасте можно продолжать трудовую жизнь. Никто не стар для обучения. Мы показываем работодателям, что пожилые люди более лояльны компаниям. Самом пожилым даем цифровые навыки», — рассказал он.

Итоги
Таким образом, ситуация в России и Европе примерно одинаковая. Близкими друг другу были и выводы участников конференции.

Во-первых, заботиться об обучении и переподготовке людей «серебряного возраста» следует начинать заранее, до наступления этого возраста.

Второе — это, по словам Тарьи Тикканен, точное попадание в цель. То есть в то, что действительно нужно работодателю сейчас. Иначе такой — пусть и хорошо организованное — обучение не будет эффективным. Для этого, как заметил Михаэль Шарпф, выстраивая учебный процесс, нужно уделять внимание следует не только работникам, но и фирмам, которые имеют вакансии.

Для лучшей увязки учебного процесса с потребностями рынка труда, говорит Филипп Зайдель, немаловажным будет и развитие института наставничества, которое предполагает участие потенциального работодателя в обучении.

Кроме этого, непрерывное образование следует выстраивать по сетевому принципу, чтобы охватить им все отдаленные сельские районы, отмечает Агнешка Хлонь-Доминчак.

Однако в полной мере реализовать все это будет возможным лишь тогда, когда все три игрока на рынке труда — государство, работодатель и сам работник — объединят свои усилия, будучи мотивированы соответствующим образом, подчеркивает Татьяна Разумова.

Фото из архива ПТ

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.