Господдержка помогла сосчитать безработных

Господдержка помогла сосчитать безработных
21 апреля
14:44 2021

V Санкт-Петербургский Международный форум труда 19–23 апреля 2021 года

Меры господдержки в период коронакризиса были очень своевременными и их необходимо продолжать реализовывать, но сделать более адресными. В то же время, по мнению экспертов, помощь государства стала одной из причин… роста официально зарегистрированных безработных — на учет встали и те, кто ранее услугами Службы занятости не пользовался. Сегодня рынок труда постепенно восстанавливается. Об этом и не только говорили участники пленарного заседания «Что делать с занятостью и как обеспечить доход населения? V Санкт-Петербургского международного форума труда», проходившем вчера в онлайн формате.

Каждый пятый гражданин и каждая третья организация в период пандемии коронавируса оценивают свое положение, как кризисное — таковы результаты исследования, проведенного специалистами Санкт-Петербургского государственного университета — рассказала первый проректор СПбГУ Елена Чернова.

В исследовании, охватившем все регионы страны участвовали более 2,5 тысяч россиян, проведены интервью с более 1030 компаниями, также были проанализированы почти 4,5 тысячи постов в социальных сетях и новостей в 12 СМИ.

У 20, 6% опрошенных сократилась заработная плата, 11% потеряли работу, 48% констатировали снижение доходов семьи. Что касается работодателей, то 28,7% опрошенных проинформировали о падении зарплат сотрудников и 47,8% — о сокращении объемов продаж и услуг.
На этом фоне очень своевременными, по мнению большинства опрошенных, были меры господдержки. Удовлетворенность ими высказали от 50 до 90% респондентов.

В то же время, судя по результатам исследования, более 59% участвовавших в нем компаний, решали возникшие проблемы за счет собственных ресурсов, отвлекая средства, которые могли бы пойти на развитие бизнеса. Такая ситуация, по мнению Черновой, говорит о необходимости продолжения мер господдержки.

Также результаты исследования выявили потребность в разработке долгосрочных программ по восстановлению качества жизни отдельных групп населения и организаций. «Краткосрочные меры не столь эффективны» — подчеркнула Чернова.  Необходимы, по мнению респондентов  и юридическая экспертиза применительности законодательных актов, в том числе, и касающихся мер господдержки, как на федеральном, так и региональном уровнях.

Кроме того, ученые СПбГУ констатируют: необходима адресная помощь наиболее уязвимым категориям организаций и граждан. Что касается населения, отметила проректор университета то нужно учитывать различные потребности пострадавших от пандемии: кому-то нужна финансовая поддержка, а кому-то гораздо важнее — информационная и консультативная помощь, часть работников нуждается и в психологической помощи — об ухудшении своего психологического состояния заявили 27% респондентов, столкнувшихся с перенапряжением на фоне кризиса и ограничений.

Если говорить о сегодняшней картине на рынке труда, то если верить данным рекрутеров и чиновников, то он восстанавливается. Количество вакансий начало расти еще осенью прошлого года, — заявил Михаил Жуков, генеральный директор  портала по поиску работы HeadHunter.
В числе особенностей нынешнего рынка труда Жуков назвал резкий рост спроса на самозанятых и тренд на интерес к подработкам. Дополнительный заработок особенно помогает работникам пенсионного и предпенсионного возраста

Что касается Санкт-Петербурга, то, по словам председателя городского Комитета по труду и занятости населения (КТЗН) Дмитрия Чернейко, в Санкт-Петербурге  в разгар пандемии «сверхкатастроф на рынке труда не произошло», в том числе, благодаря постоянным контактам бизнеса и властей и диверсифицированности экономики города — считает чиновник.

Хотя регистрируемая безработица в Северной столице в сентябре прошлого года достигла своего исторического максимума — 107,7 тысяч человек. Однако, по словам Чернейко, в числе причин такого резкого увеличения числа официально зарегистрированных безработных и то, что «Сняли барьеры на постановку на учет (по безработице — прим. ред.), мы, наверное, единственная страна в мире, где постановка на учет происходит дистанционно. Плюс к этому — решение президента повысить размер пособия и выплаты семьям с детьми, если кормилец стал безработным, и город платит приличные деньги, поэтому статус безработного стал популярным», — отметил глава КТЗН.

И как свидетельствует данные исследования, которые КТЗН провел совместно с СПбГУ, большая часть клиентов службы занятости  (82,6%) целью обращения назвала получение пособия по безработице, на втором месте (66%)  — содействие в поиске работы, на третьем (62,6%) — регистрация в качестве безработного и только на четвертом (20,4%) — помощь в профессиональном дополнительном переобучении.

«Реальное падение работающих было, но страшным его назвать нельзя — экономика города значительно диверсифицирована», — отметил Чернейко. В то же время более 70% вставших на учет в Службу занятости, не готовы браться за любую работу на рынке труда — у них есть четкие ожидания от условий труда, что по словам чиновника,  усложняет их трудоустройство.

 
В настоящее время на учете в Службе занятости состоят 46700 петербуржцев.

Об опыте работы в пандемию своих компаний рассказали заместитель директора по кадровым и социальным вопросам макрорегиона «Северо-Запад» АО «Почта России» Наталья Москалева и генеральный директор группы компаний Ingka в России (компания ИКЕА) Патрик Антони.

Так, по словам Москалевой, несмотря на эпидемию, «Почта России» выполнила свои обязательства перед работниками и за период 2019-2020 годов увеличила зарплаты на 19% работникам основного производства: операторам, сортировщикам, водителям и почтальонам в 82 филиалах компании. Повышение коснулось 264 тысяч сотрудников, на эти цели натравлено 12 миллиардов рублей.

В среднем уровень прироста зарплаты по компании составил 11,5%. Работа почтовых отделений в эпидемию не останавливалась ни на один день, более того, «Почта России» начала реализовывать проект по оказанию на базе ОПС  социальных услуг.

В стране на данный момент открыто 15 таких центров, в основном, отдаленных населенных пунктах, где отсутствует социальная инфраструктура. Центры представляют собой, как рассказала Москалева, «филиалы МФЦ», а также оказывают «небольшие медуслуги» — по измерению давления, температуры, оснащены пульсикометрами.

По информации Патрика Антони, ИКЕА, в период пандемии  сохранила зарплату и поддержала сотрудников и их семьи, уже открыла еще  700 вакансий, два новых магазина в Москве и дизайн-студию в Санкт-Петербурге.

Бизнес же, по словам Антони, ждет от властей  постоянного диалога, привлечения инвестиции, создания понятных законов,  дорожных карт по отдельным направлениям. Важен, по его мнению и образовательный момент — обучение и переподготовка людей по новым профессиям.

Форум труда: как обеспечить доход населения и восстановить экономику

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.