Петербургский авиапром – пять лет позади!

Петербургский авиапром – пять лет позади!
11 марта
15:50 2021

30 марта представители петербургских предприятий авиационной промышленности соберутся в Выборгском Дворце культуры  на отчетно-выборную конференцию территориальной организации ПРОФАВИА, чтобы выбрать председателя, подвести итоги прошедшей профсоюзной пятилетки, наметить основные направления работы. Какими были прошедшие пять лет для петербургского авиапрома и профсоюза? Своими мыслями с корреспондентом «Площади Труда» поделился председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Виктор Федосов.

«Благодаря государственному оборонному заказу большая часть прошедшей пятилетки была временем стабильности, роста заработной платы. Все наши предприятия были загружены заказами. Сегодня оборонный госзаказ есть, но объемы его значительно ниже. Тем не менее, положение стабильное», – говорит Виктор Федосов.

Профсоюзный лидер отмечает, что петербургским предприятиям, на которых работают первички профсоюза, удалось сохранить коллективы, избежать массовых сокращений, сохранить численность работников на прежнем уровне.

В качестве наиболее успешного предприятия петербургского авиапрома профлидер с уверенностью называет АО «ОДК-Климов», где самые высокие зарплаты, а коллективный договор был признан лучшим на ежегодном конкурсе ЛФП. Одна из важных задач, которые выполняет предприятие – серийный выпуск турбовальных (вертолетных) двигателей ВК-2500, которые раньше делали на Украине.

Виктор Федосов отмечает, что сегодня хорошая ситуация и на «Красном Октябре», продолжающем серийный выпуск вертолетных редукторов, автоматов перекоса, стартеров и другой продукции. Обеспечено заказами по различной современной авионики АО Опытно-конструкторское бюро « Электроавтоматика» им. А.П. Ефимова, одна из разработок которого – интегрированная бортовая система управления учебного самолета Як-130, предназначенного для подготовки летчиков-истребителей.

Однако, как отмечает профсоюзный лидер, относительно стабильная ситуация – не повод для благодушия. Оборонный заказ уменьшается, и для сохранения отрасли необходим перевод значительной части мощностей российского авиапрома на выпуск гражданских самолетов и вертолетов, двигатели и оборудование для которых разрабатываются и выпускаются в нашем городе.

К диверсификации – через госзаказ!
«К сожалению, процесс диверсификации идет гораздо медленнее, чем нужно. СухойСуперДжет-100, работа над которым велась в течение многих лет, так и не и стал серьезной альтернативой подержанным «Боингам» и «Эйрбасам» в российских авиакомпаниях, где количество новых отечественных самолетов очень невелико. Буквально единичными стали поставки самолета на зарубежный рынок. Перспективные лайнеры МС-21 и Ил-114-300 еще только проходят испытание, и неизвестно, когда будет начато серийное производство», – говорит Виктор Федосов.

Профлидер убежден, что конкурентоспособными отечественные гражданские самолеты могут быть лишь при массовом выпуске с использованием современного технологического оборудования, а для этого необходимо восстановить госзаказ на гражданскую авиационную технику.

Виктор Федосов

Виктор Федосов

«За эти пять прошли несколько Съездов авиастроителей, многие участники которых говорили об этом. Сформировали рабочую группу по воссозданию министерств авиационной промышленности и гражданской авиации, были направлены письма Президенту, премьер-министру, депутатам. Однако голоса авиастроителей – руководителей предприятий, ученых, ветеранов и представителей профсоюзов – остались неуслышанными», – говорит Виктор Федосов, на страницах «Площади Труда» не раз рассказывавший о проблеме и путях ее решения.

Профлидер уверен, что система Корпораций, оформившаяся в последние годы, не выполняет возложенные на нее задачи – не обеспечивает загрузку предприятий заказами, не помогает с приобретением дорогостоящего современного технологического оборудования, не способствует кооперации предприятий. Отсутствует персональная ответственность руководителей Корпораций за своевременное выполнение принятых программ и намеченных планов.

Победитель конкурса ЛФП  токарь 6-го разряда АО ОДК-Климов Владимир Дьячков рассказывает о своей работе

Победитель конкурса ЛФП токарь 6-го разряда АО ОДК-Климов Владимир Дьячков рассказывает о своей работе

Большинство – в профсоюзе
Все эти годы рядом с работниками петербургского авиапрома, их заботами и проблемами, была территориальная организация ПРОФАВИА, объединяющая большинство работников петербургских предприятий отрасли, на которых действуют первичные профсоюзные организации ПРОФАВИА.

Сегодня профсоюзные ряды объединяют 5389 человек, это 57,6 процента от общего количества работников предприятий. За пять лет численность сохранилась фактически на прежнем уровне, уменьшившись примерно на 300 человек (на 3 процента) – в эти годы ушли на пенсию многие работники старшего возраста, состоявшие в профсоюзе.

Были и потери – прекратил свою работу АО «Ленинградский Северный завод», и пополнения – к территориальной организации присоединилась первичная профсоюзная организация АО «218 АРЗ», авиаремонтного завода, расположенного в Гатчине.

На предприятиях сложился хороший профсоюзный актив – 7 председателей первичных профсоюзных организаций, двое из которых – освобожденные, 120 председателей цеховых комитетов и профбюро, 254 члена цеховых комитетов и профбюро, 27 профгрупоргов.

Сборка авиадвигателя АО ОДК-Климов

Сборка авиадвигателя АО ОДК-Климов

Зарплата – достойная, травматизм снизился
«Сегодня на наших предприятиях достойная зарплата. Средняя зарплата в петербургском авиапроме несколько выше, чем в среднем по отрасли и на уровне средней по промышленности Санкт-Петербурга», – отмечает Виктор Федосов: «И это во многом результат работы руководителей предприятий, председателей профкомов, как социальных партнеров».

Профсоюзный лидер с удовлетворением констатировал, что пять лет прошли без смертельных случаев на производстве, а производственный травматизм снизился. И это во многом результат активной работы комиссий по охране труда профкомов предприятий,  28 общественных уполномоченных, которые контролируют выполнение требований охраны труда, проведение мероприятий по снижению производственного травматизма.

Лучших из них территориальная организация выдвигает на ежегодный конкурс, проводимый ЛФП.  Подчеркнув роль института общественных уполномоченных, профлидер с сожалением признал, что их количество уменьшилось по сравнению с 2016 годом, и в этом направлении необходимо продолжать работать.

Спортсмены АО ОКБ Электроавтоматика им. А.П. Ефимова

Спортсмены АО ОКБ Электроавтоматика им. А.П. Ефимова

В минувшей пятилетке, как и раньше серьезное внимание уделялось спортивной работе. Спартакиады проходили в АО «ОДК-Климов», ОАО «Красный октябрь», ПАО «Техприбор», а команды этих предприятий активно участвовали в Спартакиаде ЛФП, Спартакиаде города и области, проводимой ФСО «Россия». Развитию спортивной работы способствует и то, что в самые трудные времена предприятия сохранили некоторые объекты инфраструктуры – стадион, два бассейна, три спортивных зала,  базу отдыха.

До и после
«Говоря о прошедшей профсоюзной пятилетке, правильно было бы разделить ее на два периода – до пандемии коронавируса и во время нее. Опасное заболевание стало для администрации, профсоюза, для всех работников новым вызовом. Удаленная работа для части сотрудников, масочный режим, жесткие требования оперативного штаба, городского и областного правительств – все это добавилось к существующим трудностям и проблемам», – говорит Виктор Федосов.

В конце марта 2020 года, после введения жесткие ограничения, на предприятиях не прерывали свою работу цеха непрерывного производства, отдельные производства, работающие над выполнением Государственного оборонного заказа, энергетики, охрана и другие структуры. Но уже в середине апреля люди стали возвращаться на заводы и в организации. Дома оставались в основном пенсионеры, а также – сотрудники подразделений, не связанных непосредственно с производством. Несмотря на сложные условия, госзаказ был выполнен качественно и в срок.

 Авиадвигатель ТВ7-117СТ-01 на испытательном стенде

Авиадвигатель ТВ7-117СТ-01 на испытательном стенде

С первых дней после введения ограничений первичные профсоюзные организации вместе с администрацией предприятий включились в противодействие инфекции. Оперативно были приняты такие меры, как двухсменная работа заводских столовых в ОАО «Красный октябрь» и АО «ОДК-Климов», на «Климове» налажена служебная развозка.

Работники всех предприятий отрасли обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты (работникам выдают по 4 маски на смену, а на «Климове» — 6 масок с учетом двух на развозку), проводится необходимая дезинфекция, измеряется температура.

В условиях повышенной готовности не прерывалась и обычная, повседневная профсоюзная работа. Так, в 2020 году году прошли отчетно-выборные конференции на АО ОДК « 218 АРЗ», в ПАО «Техприбор», на СПб ОАО «Красный октябрь», в АО ОКБ «Электроавтоматика». Отметим, что работа всех первичек за отчетный период была признана удовлетворительной.

Впереди – большая работа
«К сожалению, есть и проблемы, которые пока не удалось решить. На трех наших предприятиях в профсоюзе состоит менее половины работников. А мы прекрасно понимаем, что администрация считается с профсоюзной организацией, воспринимает ее как социального партнера в случае, если в ней состоит не менее пятидесяти процентов. Да и финансовых возможностей у крупной организации гораздо больше. К сожалению, на одном из предприятий не заключен коллективный договор», – говорит Виктор Федосов.

Мотивация, привлечение людей в профсоюзные ряды и в новой пятилетке остается одним из важнейших направлений работы. И здесь, конечно же, особое значение приобретает работа с молодежью. Ведь не секрет, что многие молодые специалисты, в отличии от старшего поколения работников, не всегда понимают роль и задачи профсоюзов.

«Найти общий язык с молодежью легче всего их сверстникам, молодым профсоюзным активистам. И мы возлагаем большие надежды на Молодежные советы и комиссии по работе с молодежью, действующие на предприятиях. Привлечению молодежи в профсоюзные ряды способствует спортивная, культурная работа, и, конечно же, в новой профсоюзной пятилетке работе с молодежью будет уделяться серьезное внимание», – отмечает председатель территориальной организации «ПРОФАВИА».

«Несмотря на все трудности и вызовы нашего времени, Территориальная организация сегодня жива, жива благодаря нашему единству, нашей сплоченности, этим нужно дорожить и в будущем! Мы сохранили организацию потому, что остались сами собой, и в то же время – вместе, поддерживая, уважая друг друга», – сказал Виктор Федосов, завершая рассказ о завершающейся профсоюзной пятилетке и планах на будущее.

На первом фото: турбовинтовой авиадвигатель ТВ7-117СТ-01 (продукция АО «ОДК-Климов») , установленный на самолете-лаборатории ИЛ-76  (авиасалон МАКС-2019, г. Жуковский)

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.