Профессии блокадного Ленинграда

Профессии блокадного Ленинграда
02 февраля
12:03 2021

Рассказать молодому поколению о людях, продолжавших жить и трудиться на своих рабочих местах в окруженном врагом Ленинграде – такую цель поставили перед собой организаторы Патриотической акции «Профессии блокады», прошедшей в режиме онлайн в социальной сети «В Контакте». Ветераны, детьми пережившие блокаду, рассказали о своих мамах, бабушках, братьях, трудившихся в те дни в Ленинграде. Интернет-акцию, прошедшую в канун Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, организовал Центр профориентации «Вектор», специализирующийся на работе с молодежью.

Поэт, литератор, редактор альманаха «Русское слово», член Союза писателей Виталий Николаевич Летушев родился в 1939 году в Ленинграде. Ребенком прожил в окруженном городе все 900 дней, стихи он начал писать еще в школьные годы.

«Когда началась война, мне было два года. Отец сразу ушел на фронт, был не раз ранен, дошел до Чехословакии, а до этого был на Курской дуге, форсировал Днепр. Мать вместе со мной и младшим братишкой оставалась в Ленинграде. Эвакуироваться не получилось. Младший брат умер от голода, холода», – рассказывает он.

В тяжелые дни блокады его мама работала портнихой – шила белье и обмундирование для фронта. Трудиться приходилось не только на своем рабочем месте. Вместе с другими женщинами она выполняла тяжелейшую работу, которая, казалось бы, под силу только мужчинам – разбирала на дрова деревянные дома в районе Озерков.
«Как-то раз она взяла меня с собой. Пока они работали, я где-то сидел или стоял. В конце смены она попросила у руководителя разрешения взять небольшую вязанку дров. Дома было холодно, топить нечем. Но ей не разрешили – запрещено», – вспоминает Виталий Летушев.

Говоря о профессиях, которые могли стать символами блокадного города, ветеран в первую очередь вспоминает о водителях – одной из самых тяжелых и самых массовых и востребованных профессий блокадного города. «Они обслуживали Дорогу Жизни, под обстрелами доставляя в Ленинград продовольствие и все необходимое. И гибли, рисковали также, как и бойцы на передовой», – отмечает Виталий Летушев. Завершая свой рассказ, он прочитал участникам стихи, посвященные суровым дням блокады, страданиям, мужеству жителей Ленинграда.

Владимир Георгиевич Галактионов родился 18 апреля 1941 года в доме по адресу Английский проспект 17-19 в Санкт-Петербурге. Здесь ребенком пережил он блокаду. Сегодня он руководит региональной общественной организацией «Ленинградского союза «Дети блокады — 900».

«Мне повезло родиться в нашем славном городе, и сегодня я живу в доме на Английском проспекте, где родился и жил в дни блокады. Вместе с мамой и старшим братом мы пережили блокаду с первого до последнего дня. Мама сначала работала инструктором по подготовке медсестер для Балтийского флота. Сейчас в здании, где она работала, Военно-Морской музей. Сохранилась фотография, на которых выпускницы очень тепло благодарят маму. Позже, узнав что у нее двое детей, ей предложили работу в психиатрической больнице, которая была совсем рядом с нашим домом. В годы войны в ней был госпиталь», — рассказывает он.

Знакомые моряки не раз предлагали ей переправить на «большую землю», но она всегда отказывалась: «Кто же будет в городе работать, если все как крысы разбегутся». «Мама с утра до вечера пропадала в госпитале, а я оставался с братом, который был старше меня на десять лет. В Ленинграде принимали на работу с 14 лет, и многие подростки стремились трудоустроиться. Работающие получали почти в два раза больше хлеба – 250 грамм в день вместо 150», – рассказывает ветеран.

Брату еще не было 14 лет, но управдом пошел навстречу, приняв на работу учеником водопроводчика Работать приходилось много , и была работа тяжелой – стояли сильные морозы, трубы часто лопались. «Сам я этого не помню, но мама рассказывала, что брат забирал меня с собой, и когда они с мастером работали в подвале, я ждал на улице. Если в это время начинался обстрел , я заглядывал в подвал и громко кричал «бум-бум!», чтобы они выходили. Ведь при попадании снаряда их могло засыпать», – вспоминает Виктор Галактионов.

Не прекращала трудиться в блокадные дни и бабушка, закончившая еще до революции Женский медицинский институт (ныне Санкт-Петербургский первый государственный медицинский университет им. академика И.П.Павлова), и работавшая во Втором Ленинградском медицинском института (позднее СанГиг, а ныне СЗГМУ имени И.И.Мечникова).

Чуть не погибнув в первую блокадную зиму, в конце 1942 года она стала донором! Обеспокоенным родным она отвечала: «Кровь очень нужна раненым. Ничего опасного в этом нет, и потом сдавать кровь даже полезно». При этом бабушка старалась поддержать внука , отдавая ему половину обеда, который полагался донорам после сдачи крови.

«Но, тем, что выжил, я в первую очередь обязан двум двоюродным бабушкам, жившим вместе с нами. Они отдавали половину своей и так мизерной порции хлеба (125 граммов). Обе бабушки умерли в феврале 1942 года», – рассказывает ветеран.

Ярким эпизодом осталась в памяти ребенка елка во Дворце культуры им. Горького, на которую он пришел вместе с мамой уже в конце войны. Владимир Галактионов вспоминает, что дом культуры был недавно отремонтирован после попадания бомбы.

Завершая свой рассказ, Виктор Галактионов пожелал молодому поколению хранить память о прошлом, беречь мир, не допустить раскола в обществе, стране.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.