Он шел в первых рядах

Он шел в первых рядах
15 января
08:56 2021

18 января – День прорыва блокады Ленинграда 

Этот день навсегда вошел в историю нашего города, Великой Отечественной войны. 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали кольцо вражеской блокады. В канун памятного дня я хочу рассказать об одном из тех, кто в первых рядах шел на прорыв, поднимая за собой солдат.К сожалению, мне не довелось застать в живых деда моей жены Николая Михайловича Пьянцева, кадрового офицера, отдавшего армии 25 лет, участника прорыва блокады и боев в Восточной Пруссии. И в основу статьи легли воспоминания его детей и внуков, скупые строки архивных документов.

Николай Пьянцев родился 19 декабря 1905 года в городе Климов Брянской области, расположенном ныне на самом стыке границ России, Белоруссии и Украины. Был он из семьи старообрядцев, которые, по семейной легенде, в давние времена ушли из-под Москвы, спасаясь от преследований. Отец его, печник, погиб в Первую Мировую, и пятерых детей растила мать, по профессии – белошвейка.

О юности будущего офицера мы знаем не так много. Известно, что, приехав в Ленинград, где уже жили две его сестры, Николай Пьянцев работал пенькопрядильщиком на одном из предприятий. Как и многих сверстников, его увлекли идеи революции, он вступил в комсомол, а в 1927 году – в партию, был направлен комсомольским вожаком в небольшой городок Клинцы в Брянской области.

В 1935 году году по партийной мобилизации Николай Пьянцев вступает в Красную армию, служит политруком роты, заканчивает военно-политическое училище в Москве, служит и.о. комиссара полка, пропагандистом военного электротехнического училища в Ленинграде.

В огне «Зимней» войны
Серьезным испытанием стала Советско-Финляндская («Зимняя») война, которую он встретил в должности батальонного комиссара 68 стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии. В первые дни войны их полк вышел к местечку Кивеннапа (ныне Первомайское).
Стояли там два дня, приказаний о дальнейших действиях не поступало, а из соседнего леса пехоту постоянно обстреливали финские снайперы, внезапно появлялись небольшие группы автоматчиков. В эти дни полегло много людей.

Красноармейцы атакуют укрепления линии Маннергейма

Красноармейцы атакуют укрепления линии Маннергейма

Наконец пришел приказ двигаться в район Сумма-Хоттинен на штурм основных укреплений линии Маннергейма. Там находились построенные по последнему слову военной техники бетонные доты, прозванные «миллионными» – говорили, что на каждый из них ушло по миллиону финских марок. Многократные попытки взять их штурмом унесли жизни многих тысяч солдат и офицеров РККА.

Сказывалась плохая подготовка к войне в северных условиях – отсутствие хороших карт района военных действий, планов укреплений противника, плохое обеспечение солдат теплым обмундированием в сильнейшие морозы. Погода долгое время была нелетной, и авиация не могла помочь.

В одном из боев автоматчики противника попытались внезапно атаковать советских солдат с фланга. Комиссар Николай Пьянцев сумел, проявив мужество и талант командира, организовать бойцов для того, чтобы отбить противника и самим перейти в контратаку. За этот бой он был награжден Орденом Красной Звезды.

Вспоминал Николай Пьянцев и про погибшего на Карельском перешейке Героя Советского Союза Кузьму Высоцкого, именем которого был назван небольшой город неподалеку от Выборга. Пулеметчик рядовой Высоцкий служил в том же полку. Во время очередной атаки первый номер пулеметного расчета был убит, и Кузьме пришлось стрелять за двоих.

В это время мимо проходил танк, у которого было повреждено орудие, и стрелять он не мог. Высоцкий остановил танк, с помощью экипажа поднял свой станковый пулемет на башню. Теперь гусеничная машина снова превратилась в боевую единицу. Внезапная атака танка с метким стрелком на башне заставила финских солдат отступить. После боя батальонный комиссар Пьянцев одним из первых провел беседу с отличившимся солдатом.

И снова – война
Батальонный комиссар Пьянцев окончил войну под Выборгом. В этом городе жил он вместе с семьей – женой Ириной Георгиевной, сыном Владимиром и дочкой Ниной – в краткий (чуть больше года) промежуток между двумя воинами. Нина Николаевна (ей тогда было четыре года) потом вспоминала, что Выборг с его узкими улочками, башнями и старинными домами казался сказочным городом.

С началом Великой Отечественной Выборг фактически сразу оказался в зоне военных действий. Николай Пьянцев принимает решение отправить жену с детьми к ее родителям в Брянскую область. Никто не мог и предположить, что гитлеровцы вскоре придут и туда.

Дорога в Брянскую область была долгой. Поезд разбомбили, а когда добрались до родной деревни, там уже были оккупанты. Оставаться вместе с детьми было опасно – многие в деревне знали, что ее муж командир Красной армии. Ирина уходит в партизанский отряд, комиссаром которого был ее родной брат Тимофей Гаур, в послевоенные годы написавший книгу о партизанском движении в Брянской области.

Партизаны помогли ей перейти линию фронта, Ирина оказалась в городе Энгельсе, где работала санитаркой в госпитале. Там ее по переписке находит муж, и она принимает решение ехать к нему в осажденный Ленинград.

Пришлось потратить много времени и сил, чтобы получить пропуск. Людей эвакуировали из Ленинграда, и очень мало кто ехал в обратном направлении. До освобождения города от вражеской блокады работала она санитаркой в одном из ленинградских госпиталей.

В боевых порядках пехоты
В 1941-42 годах майор Николай Пьянцев служил в Штабе Ленинградского фронта, а затем – начальником политотдела тыла 23-й армии, прикрывавшей Ленинград с Севера. По поручению командования он прибыл на Невский пятачок, чтобы оценить ситуацию и боевой дух солдат и офицеров, был ранен и эвакуирован в Ленинград.

В начале 1943 года его снова ждал Невский пятачок. Шла подготовка к легендарной операции «Искра» – прорыву вражеской блокады. И опытный политработник был командирован на самый опасный участок. Вспоминал, что перед отъездом навсегда прощался с женой, думая, что снова свидеться уже не суждено.

Майор Пьянцев шел в атаку в передовых цепях, своим примером воодушевляя солдат. Вспоминал, что вдруг увидел бегущих навстречу солдат, кричащих по-русски. Это были солдаты Волховского фронта, наступавшие со стороны Петрокрепости. Блокада Ленинграда была прорвана!

А навстречу Николаю Пьянцеву бежал бородатый офицер с криком «Коля! Коля!». Это был муж его сестры. Бывают в жизни такие встречи! Отошли на сотню метров в сторону, чтобы поговорить, и тут же в том месте, где они только что стояли, упал вражеский снаряд.

«Участвуя в боях по прорыву блокады Ленинграда, показал себя стойким и мужественным политработником. В трудной обстановке он находился в боевых порядках пехоты, добиваясь выполнения боевой задачи», – сообщают скупые строки наградного листа.
За участие в прорыве блокады и службу в блокадном Ленинграде майор Николай Пьянцев был награжден вторым Орденом Красной звезды, медалью «За оборону Ленинграда».

После окончания военно-политических курсов в Москве в звании подполковника он становится начальником политотдела артиллерийской бригады Белорусского фронта, участвовавшей в штурме Кенигсберга. Там, в Восточной Пруссии, он и завершил войну, был награжден Орденом Великой Отечественной войны первой степени, медалью «За взятие Кенигсберга».

К мирной жизни
Офицера ждала встреча с детьми, пережившими годы оккупации в Брянской области, о которых почти четыре года не было вестей. Родителям жены приходилось скрывать, что отец детей – офицер Красной армии. Старший сын Владимир (ему в начале войны было 9 лет) помогал партизанам, был связным, выполнял различные поручения. Иногда, играя у дороги, он записывал, сколько немецких автомобилей и другой военной техники прошло по шоссе. А в 1944 родился сын Борис.

Часть, в которой служил подполковник Николай Пьянцев, перебрасывают на Восток для участия в войне с Японией. Однако Япония капитулировала раньше, чем воинский эшелон прибыл к месту военных действий.
Потом были пять лет службы в Красноярске в должности заместителя начальника Управления военных перевозок по Красноярской железной дороге. Здесь родился его младший сын Сергей.

В семье сохранилось воспоминание об одном забавном эпизоде, связанном с послевоенными годами. В 1941 году, отправив жену и детей из Выборга в Брянскую область, старший политрук Пьянцев вслед за ними отправил по почте большой ящик с домашними вещами.

Рисунок внучки Дарьи Пюккенен (Пьянцевой). За окном посаженные дедушкой и бабушкой деревья

Посылка не дошла по назначению, поскольку Брянщина была захвачена немцами. Не могла она и вернуться в Выборг. Каково же было удивление, когда через несколько лет после войны семье сообщили, что посылка хранится на одном из складов на Урале и ее могут переслать адресату. Швейная машинка «Зингер» оказалась в совершенно исправном состоянии, и с ее помощью Ирина Георгиевна много лет обшивала всю семью. В сохранности были и другие вещи. Вот только дети выросли из одежды, которая была в посылке!

Последним местом службы полковника Пьянцева стал Ленинградский военный округ. В 1954 году он увольняется в запас. Следующие десятилетия его жизни были связаны с городом Пушкин, где его семья получила квартиру в новом кирпичном доме, построенном для семей офицеров. До этого семья жила в деревянном разборном домике, стоявшем на самой окраине Пушкина рядом с военным аэродромом.

Многие годы отставной офицер работал начальником военной жилконторы, обслуживавшей дома, в которых жили военнослужащие, оставил о себе добрую память у многих жителей. По его настоянию в квартале между улицами Кадетской и Радищева были высажены липы и тополя, которые местные острословы прозвали «Аллеей Пьянцева».

Николай Михайлович Пьянцев с внучкой Надей во дворе своего дома. Начало 60-х годов ХХ века

Николай Михайлович Пьянцев с внучкой Надей во дворе своего дома. Начало 60-х годов ХХ века

Дети и внуки вспоминали, что о войне он говорил редко и очень неохотно, почти никогда не надевал свои награды, не ходил на встречи ветеранов. Но некоторые рассказы о тяжелых военных днях остались в памяти. Однажды сыновья сказали  ему: «Батя, ты бы написал книгу!». Он ответил: «Зачем? Все равно не напечатают».

Николай Михайлович Пьянцев ушел из жизни в октябре 1980 года. У него было четверо детей и восемь внуков.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.