«Методисту» и «Наставнику» заплатят по-новому?

«Методисту» и «Наставнику» заплатят по-новому?
15 января
17:05 2021

Новые квалификационные категории «учителя-методиста» и «учителя-наставника» будут введены в этом году в российских школах. Это фактическая реализация одного из множества предложений Общероссийского Профсоюза образования, направленных на улучшение условий труда педагогов, расширение возможностей их творческого развития и профессионального совершенствования. Напомним, что претворение в жизнь данной идеи несколько затянулось, а, кроме того, ее внедрение вызывает массу вопросов у профсоюзной стороны, которая, как и почти полтора года назад, высказывает свои опасения. Почему? Об этом нам рассказал первый заместитель председателя Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Профсоюза работников народного образования и науки РФ Иван Кайнов.

Справедливости ради отметим, что первоначально «наставник» и «методист» — для краткости назовем их так — (изначально именовавшиеся, кстати, «ведущим» и «старшим учителем») задумывались чиновниками из Министерства просвещения России, как должности. Тогда профсоюз скептически вопрошал: каким образом будет осуществляться оплата труда, тех, кто займет эти должности.

Замаячившая было перспектива того, что на оплату труда «ведущего» и «старшего» будет пущен стимулирующий фонд образовательных организаций вызвала резкое несогласие профсоюза.

Новые должности в школах: статус не ясен, гарантии — не прописаны

После долгих переговоров с социальными партнерами, гипотетические должности стали — по предложению профсоюзной стороны — «квалификационными категориями», однако вопрос о том, как оплачивать труд «наставника» и «методиста» по-прежнему не решен.
Но, почему они, собственно, должны быть? В чем интерес профсоюза, а, значит, в конечном итоге, и самого педагога? Ведь есть же уже, в конце концов, первая и высшая квалификационные категории? Казалось бы, «чего же боле?»

«Но, они учитывают, по результатам аттестации, только квалификацию педагога по тому предмету, который он преподает, тогда как его достижения, его компетенции в межпредметной и надпредметной области никак не учитываются, — поясняет Иван Кайнов. — А ведь сегодня у нас действует Федеральный государственный стандарт (ФГОС) второго поколения. Он обращает внимание на то, что помимо прочего, у ученика должны быть межпредметные и личностные достижения. Добиться такого результата педагоги могут лишь коллегиально, выйдя далеко за рамки преподаваемых ими дисциплин».

Если у учителя физики 40 человек в классе ему одному не обеспечить личностного роста своих ребят, приводит пример профсоюзный лидер и напоминает, что Общероссийский Профсоюз образования провел мониторинг по результатам которого было дано профессиональное научное обоснование введения новых квалификационных категорий.

Потребность в введении таких категорий стала явной, когда началась активная работа профсоюза с молодежью, поведал первый заместитель председателя территориальной организации профсоюза. Увидев первые результаты этой работы, среднее поколение педагогов почувствовало себя обделенными вниманием профсоюза. Одних профессиональных конкурсов недостаточно, сказали они. В итоге профсоюз со своими социальными партнерами пришел к выводу о механизмах стимулирования этого звена педагогов и о введении новых категорий. Они станут равноценными высшей и первой профессиональным категориям.

«Они будут существовать параллельно с первой и высшей категориями. Мало того, учитель, получивший высшую или первую, как предметник, может быть аттестован и как «методист», а затем и «наставник», получая, при этом, сразу две доплаты. Мы также предлагали, что присвоение новых категорий будет идти с традиционным интервалом в 5 лет, но наши партнеры из Министерства просвещения решили иначе: через пять лет можно стать «методистом», и лишь спустя семь — «наставником». Они будут равны. Учитель может в идеале иметь и высшую, и категорию учителя наставника и получать две доплаты», — подчеркивает Иван Кайнов.

Но как раз финансовая сторона и остается, как и прежде, тем самым «камнем преткновения». По словам нашего собеседника, Министерство просвещения, решив ввести новые квалификационные категории, приняло большую часть всех предложений профсоюза. За бортом осталась лишь малая часть предложений, но речь в них как раз о стимулирующих выплатах, положенных «наставнику» и «методисту». Получается, что на эти доплаты придется тратить все тот же надтарифный фонд. Как же так?

Пора менять систему…

«Проблема в том, что в стране существуют сразу четыре системы оплаты труда в сфере образования, принятые в разных регионах страны, — констатирует Иван Кайнов. — Из них, та, что принята в Петербурге, опять же, при непосредственном участии нашего профсоюза, стала одной из самых лучших в стране. Она включает разные коэффициенты специфики, предусматривающие различные нюансы педагогической работы. Но даже она сегодня устарела и нуждается в модернизации. Пока этого не произойдет, говорить об адекватной оплате труда педагога, в том числе и о стимулирующих выплатах за категории — сложно».

Иван Кайнов обращает внимание на то, что Общероссийский Профсоюз образования уже давно предлагает ввести единую для всей России систему оплаты труда школьных учителей. Зарплата учителя, по мнению профсоюза на 70% должна состоять из тарифной части и лишь на 30% из надбавок и стимулирующих выплат.

Однако, когда материал готовился к публикации стало известно о том, что в Государственной Думе России обсуждается возможность принятия этого предложения Общероссийского Профсоюза образования.

Владимир Кузнецов: «Оплата труда по единым принципам — этого всегда добивался наш профсоюз»

«Да, раньше, в начале двухтысячных годов, была идея, согласно которой учителя нужно было побудить к необходимости постоянного самосовершенствования, творческого саморазвития. Поэтому чиновники решили минимизировать оклад, увеличив всевозможные доплаты за кружки и прочую подобную деятельность, так называемую надпредметную. Сегодня, когда эта цель вполне достигнута, следует совершенствовать оплату труда, увеличив гарантированную часть зарплаты. Пока это существует на уровне единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии (РТК), но это лишь рекомендации, не обязательные к исполнению, увы. Поэтому брать деньги на эти выплаты пока неоткуда», — говорит Иван Кайнов.

Профлидер напоминает, что деньги на доплату за классное руководство — еще одна инициатива профсоюза — нашлись только после выступления президента страны.

«Нам будет сложно, но мы намерены добиваться своего», — резюмирует наш собеседник.

Мы же отметим, что в Санкт-Петербурге профсоюзная инициатива о доплатах за классное руководство была реализована гораздо раньше выступления президента страны. Благодаря Территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ 5000 рублей классным руководителям стали выплачивать на год раньше, чем по всей стране.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.