«Явился еси днесь вселенней…»

«Явился еси днесь вселенней…»
15 января
16:16 2021

Наши дни летят быстро. И вот уже завершаются святки — дни особого празднования Рождества Христова. В православных храмах уже отзвучали слова рождественских песнопений, но все еще нет обычных для христианина однодневных постов по средам и пятницам. Впервые после Рождества православные будут поститься лишь в Крещенский сочельник — день, предшествующий, наступающему вслед за Рождеством, двунадесятому празднику Крещения Господня.

Как повествует Святое Евангелие, достигнув совершеннолетия, воплотившийся от Девы Спаситель пришел к водам Иордана, чтобы принять крещение от последнего пророка Ветхого Завета — Иоанна Крестителя или Предтечи.

Собственно, последнее его прозвание и говорит нам о том, что завершающий своим служением ветхозаветную историю пророк Иоанн и должен был предварить начало общественного служения Богочеловека Иисуса Христа. Крестителем же он был назван потому, что первым стал совершать обряд крещения, точнее омовение водою, открывающему для христианина путь в новую жизнь. Сам смысл этого действа — ставшего сегодня одним из семи таинств Православной Церкви — станет до конца ясным после Страстей, Крестной смерти и Воскресения Спасителя. Пока же Христос — вовсе не нуждавшийся в этом омовении — приходит к Иоанну, чтобы «исполнить всякую правду», уподобившись человеку  во всем, кроме греха.

Интересно, что это — одно из важнейших событий для христиан — стали праздновать практически сразу, еще в апостольские времена. Но, окончательно, в том виде, к какому мы привыкли сейчас, праздник оформился не сразу и не везде.

Главным и, наверное, самым древним отличительным признаком праздника стало освящение воды — великое водосвятие, по-гречески — агиасма (святыня). Как верят православные — и не только — христиане, в этот день в память Крещения Спасителя, Бог особым образом посылает свою благодать на воды, преображая сами их физические свойства. Надо знать христианскую веру, чтобы понять — речь здесь вовсе не о какой-либо магии, а лишь о том, что Единый в Троице Творец бесконечно близок к каждому из своих творений и подает свою помощь через физически осязаемые предметы.

Кстати, еще одно название праздника Крещения — Богоявление ( по-гречески Теофания). Ведь именно в момент, когда крестился Иисус, всем стоящим у иорданского берега и был открыт главный христианский догмат — единство Бога в Трех Лицах. Как это произошло нам описывают синоптические Евангелия.

Мы же скажем, что изначально именно в этот день первые христиане крестили новообращенных, для чего, собственно, и возник обряд великого водосвятия.

На Руси, как в допетровскую эпоху, так и в период Российской Империи, был широко распространен обычай купания в в проруби. Не менее популярен он и сейчас. Учитывая наш климат, а особенно нынешнюю зиму, заметим — обычай более чем рискованный, кроме того совсем не обязательный. Главной обязанностью христианина в этот день, как, впрочем, и в любой другой церковный праздник — это участие в главном таинстве Церкви — Евхаристии, совершаемой во время Литургии, то есть причащении Тела и Крови Господней под видом хлеба и вина.

Наступает Рождество Христово! А что мы знаем о нем?

Но, сам обычай окунаться в «Ердань» все же весьма благочестивый. Его смысл напомнить себе об обетах, данных Богу во время крещения. Поэтому нырять в прорубь следует с серьезным настроем, без шуток и каких-либо вольностей. И разумеется, так, чтобы все прошло без последствий для организма. On Пренебрежение и бездумный риск собственным здоровьем — это тяжкий грех. Поэтому неуверенным лучше воздержаться от зимних купаний. Не стоит уподобляться и героям замечательного произведения Ивана Шмелева «Лето Господне», решившим на Крещение «пересидеть» друг друга в «Ердане», то есть проруби, где была освящена вода.

Здесь вновь подробно поговорим о воде. Например, никакого отношения к празднику не имеет весьма странный обычай разделять «крещенскую» воду и «богоявленскую», а тем более спорить о «различии их свойств». Просто по давней традиции Русской Церкви Великая агиасма совершается дважды: в сочельник, то есть в навечерие — преддверие самого праздника (тот самый первый после Рождества постный день) и в сам праздник на торжественном молебне. Различия между двумя этими освящениями воды нет. Другое дело, что, опять же, по русской традиции, в сочельник вода освящается преимущественно внутри храма для прихожан, а в сам день Крещения водосвятные молебны идут уже на водоемах, покрытых льдом, где сделаны проруби. Но это лишь местный обычай, не более того. В Греции, Румынии, Болгарии и Сербии с Черногорией великую агиасму совершают лишь единожды.

Тут поясним, что все остальные Православные Церкви, кроме Русской, Грузинской, Сербской и Иерусалимской, уже отпраздновали не только Рождество, но и Крещение. Дело в том, что их богослужение совершается по Новому стилю.

Интересно, что в западной — католической и протестантской — традиции праздник Крещения до самых последних десятилетий не существовал самостоятельно. В этот самый день на Западе с раннего Средневековья праздновали Епифанию — Явление Господне. Под этим скрывались сразу два, довольно далеко отстоящие друг от друга события: Явление волхвов, принесших дары Богомладенцу Христу в Вифлеем и, собственно, Крещение.

В отдельный праздник Католической Церкви Крещение было выделено лишь в XX веке после II Ватиканского собора при Папе Римском Павле VI.

Но даже сейчас в этот день на Западе не освящают воду. Великое водосвятие католики совершают на Пасху в Великую субботу, в день, в который, наряду с днем Крещения, также было принято крестить новых христиан. А вот в древне-восточных церквах, например в Армянской Апостольской Церкви, которая вовсе не входит в семью Православных Церквей, Крещение — Богоявление слито в один день с Рождеством Христовым, что, впрочем, логично вытекает из особенностей их догматического учения, одинаково отличающегося, как от православной, так и от католической догматики.
После праздника Крещения еще продолжатся дни, так называемого, зимнего мясоеда, когда верующие будут поститься лишь по средам и пятницам.

Однако, как повествуют нам евангелисты, сразу после крещения, Господь удалился в пустыню для сорокадневного поста. Именно он и стал прообразом Великого поста, который также не за горами и предваряет самый главный христианский праздник — Пасху, Светлое Христово Воскресение.

Источник фото

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.